Language
Русский English Français
Версия для слабовидящих
Программа «Музей - детям»

Гатчина - графская - императорская резиденция, уникальный город - музей с интересной, своеобразной историей.

Архитектура, памятники, скульптурное убранство, мосты, расположение улиц и домов, дворцы и парки вобрали в себя опыт и достижения многих поколений, с ними связаны имена людей, без которых немыслимо прошлое России - и знакомство с этим богатством вскользь, мимоходом не позволит по достоинству оценить окружающую красоту.

Музей можно рассматривать в качестве образовательной среды и пространства, аккумулирующих эстетический опыт человечества. Гатчинский дворец имеет возможность приобщить наших гатчинских детей к этому богатству.

  На занятии 027.jpg

ЦЕЛИ:

  • В условиях музейной среды развивать интерес детей к музеям, истории России и искусству.
  • Активизируя художественно-творческие способности детей, их интерес к постижению языка и истории изобразительного искусства, формировать умение выражать собственное отношение и давать оценку увиденному.
  • Приобщать детей к искусству во всем многообразии его содержательных характеристик. Духовное обогащение личности, приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям.

ОСНОВЫВАЯСЬ НА ВЫДВИГАЕМЫХ ЦЕЛЯХ, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ БЛОКА ЗАДАЧ:

  • Знакомство с историей Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, с историей семьи Романовых, нравами, бытом, интересами людей XVIII-XIX веков.
  • Знакомство с основами истории мирового искусства и музееведения.
  • Развитие художественных, творческих способностей детей.
  • Воспитание эстетической восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к эстетическим аспектам жизни и искусства. Создание у школьников необходимой основы культуры зрительского восприятия (духовное освоение и оценка художественных произведений). Воспитание понимания подлинных и мнимых ценностей.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
  • изучение теоретических вопросов истории России, истории искусства, художественной культуры, музееведения;
  • приобщение к самостоятельной художественной деятельности;
  • творческое, художественное развитие;
  • эстетическое воспитание.

Программа является основополагающей частью комплекса разрабатываемых многоуровневых программ, ориентированных на творческое взаимодействие музея и социума, позволит привлечь детско-юношескую аудиторию к уникальным памятникам культуры и искусства Гатчины, Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Программа рассчитана на 5 лет (каждый годичный курс состоит из 15 занятий), предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

В основе программы – поэтапное ознакомление с Гатчинскими дворцами-музеями, парками, архитектурой города.

Программа предполагает неоднократное обращение к одному и тому же музейному предмету, прочтение его в различных контекстах.

В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста, например, совершенно очевидно, что для старших школьников интересен репродуктивный способ освоения знаний (работа с первоисточниками в фондах музея, где необходим поиск и анализ документов, формирование собственного мнения по данному вопросу).

Программа включает такие формы работы, как:
  • занятия на постоянной экспозиции ГМЗ. Занятия предполагают знакомство с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые представляют значительный по времени период в истории мирового искусства;
  • занятия на тематических выставках, в том числе и временных выставках. Они затрагивают большой круг вопросов, не освещенных на постоянной экспозиции, поэтому дают возможность детально ознакомиться, например, с вопросами появления восточного фарфора, с личными комнатами Павла Петровича, формированием уникальной коллекцией оружия и пр.;
  • занятия в методических кабинетах. Не все темы, представленные в программе, могут быть раскрыты в залах, поэтому они предполагают использование аудио-визуальных средств обучения. Возможно также использование практических занятий по лепке и рисованию.
  • прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку, городу, знакомство с другими музеями;
  • введение игровых моментов;
  • домашние практические задания по активизации эмоциональной памяти ребят, позволяющие оценить степень усвоения материала,
  • организация выставок детских работ, круглых столов, конференций.
Продолжительность занятий 1-1,5 часа.

Основная часть рассчитана на 1 час, но по необходимости (в зависимости от возраста детской аудитории, темы занятия) занятие может быть продлено.

Большое количество занятий состоит из 2-х частей - теоретической и практической, проходящих на экспозиции и в методическом кабинете.