Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
с 06.10.2024 по 30.03.2025

Я подарю тебе дворец

«Я подарю тебе дворец»

Программа поможет детям и их родителям познакомиться с особенностями организации и развития экскурсионного дела в историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике «Гатчина», позволит приобрести первоначальные знания, умения и навыки экскурсовода.

Программа состоит из модулей: обязательного и вариативного, выбираемого обучающимися в зависимости от индивидуального запроса.

Особенность программы: овладевать знаниями смогут не только школьники, но и их родители, совместно посещая занятия. Именно совместное, семейное путешествие по музею с четко заданной темой, практические занятия по искусству и истории во многом способствуют эстетическому развитию человека любого возраста и укреплению семейных отношений (работа с семьёй в культурно-образовательном пространстве современного музея, возрождение семейных ценностей — одна из важнейших задач Гатчинского дворца — музея).

Стоимость: 

одно занятие для одного учащегося, без сопровождения взрослого — 300 рублей,

одно занятие для одного учащегося с сопровождающим взрослым — 500 рублей.

Основные цели: обучение школьников и их родителей основам профессии экскурсовода; углублённое знакомство с Гатчинским дворцом; повышение социальной активности; помощь в социальном ориентировании.

Программа предназначена для аудитории от 8 лет и их родителей. По итогам предварительной записи на программу будут сформированы группы от 10 до 16 человек.

Внимание, ребенок может пройти курс обучение самостоятельно или в сопровождении взрослого.

Количество мест ограничено, рекомендуем приобретать билеты заблаговременно.

Занятия обязательного модуля проходят в парадных и выставочных залах дворца на постоянной и временной экспозициях, в комнатах Детской гостиной, методическом кабинете. Каждое занятие длится 1,5 часа и делится на 2 части — теоретическую и практическую. Наставниками становятся музейные педагоги, методисты, научные сотрудники, опытные экскурсоводы. По итогам программы, аудитория должна овладеть определенными знаниями, умениями и навыками публичного выступления, иметь представление об обзорной экскурсии, её целях и задачах в условиях Гатчинского дворца - музея, особенности проектирования экскурсионного маршрута по парадным залам дворца, знать правила поведения в музее. Во время занятий мы постараемся «вписать» себя в пространство музея, а материалы и обсуждаемые вопросы, мы надеемся, дадут пищу для размышлений и развития воображения.

Завершающее занятие — проведение экскурсии по выбранному маршруту для друзей и родных.


Программа обязательного модуля. 12 занятий.

1. 6 октября — «Мой дворец»

Знакомство с группой. Обзорная экскурсия по парадным залам Гатчинского дворца.

Практическая часть. Беседа — игра: как быть идеальным экскурсантом? Игра «Представь своего соседа».


2. 20 октября — «Всё тайное становится…» Обзорная экскурсия «Подземный ход» (вымысел и реальность).

Практическая часть. Обсуждение: что общего у всех экскурсий? Что такое экскурсия? Первые экскурсии в мире, в России. Какие бывают экскурсии (обзорные и тематические, деление по возрастам, количественный состав участников экскурсии, экскурсии городские — загородные — музейные, реальные и виртуальные экскурсии).

Игра: придумываем образ идеальной успешной экскурсии.

Обязательный словарь: музей, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, турист, путешествие/путешественник.


3. 3 ноября — «Экскурсия по комнатам императора Николая I»

Практическая часть. Определяем особенности экскурсии в музее (ограниченном пространстве): приоритет зрительных впечатлений — показ и рассказ, коллективность осмотра, двигательная активность всех участников экскурсии, «прямое общение» и вектор общения, подбор информации с учётом специфики музея и его экспозиции, экскурсия как взаимодействие трёх элементов: экскурсовода — объектов — экскурсантов, экскурсионный метод познания.

Работа по подгруппам: презентация понравившегося предмета на экспозиции.

Обязательный словарь: классификация экскурсий, экспозиция, музейный предмет, подлинник, экспонат, мемориальный предмет.


4. 17 ноября — «Экскурсия по комнатам за Греческой галереей»

Практическая часть. Обсуждение: кто главный во время проведения экскурсии. Есть ли отличия между гидом и экскурсоводом. Какими качествами должен обладать экскурсовод, экскурсовод = это…

Сочиняем рассказ — фантазию об одном из предметов.

Обязательный словарь: речевой этикет, речевые ситуации (приветствие, знакомство, приглашение, просьба, благодарность, прощание), выражение эмоций, темп и ритм речи.


5. 1 декабря — «Скульптура в музее». Посещение парадных залов (где искать трехмерность скульптуры, материал, способы создания, виды скульптуры).

Встреча с хранителем фонда «Скульптура».

Практическая часть. Обсуждение, проигрывание ситуаций «Я - экскурсовод» - экскурсовод — это профессия, что значит «владеть профессией», особенности работы экскурсовода. Что такое «экскурсионный рассказ». Современный этикет в работе экскурсовода (вежливость и толерантность, умеренность и уверенность).

Обязательный словарь: фонд, коллекция, скульптура, пространственно — изобразительное искусство, пластический образ, скульптор, круглая/круговая скульптура, рельеф. Скульптура монументальная, станковая, декоративная.


6. 15 декабря — «Живопись как вид искусства». Посещение парадных и выставочных залов музея. Что такое «живопись», как создается картина, жанры живописи.

Практическая часть. Работа по подгруппам с обсуждением результатов. Из выбранных вариантов выбираем и обосновываем: с чего начинаем составлять экскурсию, идея, тема, для кого — аудитория, количество остановок, количество объектов показа, подтемы, нужен ли план, сбор информации. Обсуждение специфики историко-художественного дворцово-паркового музея-заповедника.

Обязательный словарь: живопись, станковая и монументальная живопись, композиция, свет и цвет картины, холст, масло, грунт.


7. 12 января — «Коллекция живописи Гатчинского дворца — музея». Посещение парадных и выставочных залов.

Встреча с хранителем фонда «Живопись».

Практическая часть. Обсуждение: как собираем интересную и актуальную информацию об объектах показа, учитывая подтемы экскурсионного рассказа. Работа в подгруппах: проанализировать собранную информацию о заданном объекте по плану. Обосновать свой выбор.


в 2025 году:

8. 26 января — «Польза, прочность, красота». Посещаем парадные лестницы, макетные, подвальные помещения, винтовые лестницы. Создатели Гатчинского дворца — замка, из чего и как создавался дворец.

Встреча с хранителем фонда «Чертежи».

Практическая часть. Работа в подгруппах с предложенными чертежами дворца.

Обязательный словарь: архитектура, архитектор, зодчий, дворец, замок, интерьер, экстерьер.


9. 9 февраля — «До и после войны». Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация. Самоотверженный труд сотрудников музея. С. Н. Балаева.

Практическая часть. Игра «Спасём музейный предмет».

Обязательный словарь: эвакуация, реставрация, консервация, реставратор, фотофиксация.


10. 2 марта — «Без нас никуда». Коллекция декоративно-прикладного искусства Гатчинского дворца. Посещение парадных и выставочных залов.

Что такое «декоративно-прикладное искусство». Каждому предмету своё место, но как это место найди в искусстве и в интерьере.

Практическая часть. Обсуждение — игра: обосновать наличие/отсутствие предметов ДПИ в залах. Назначение зала и особенности его оформления.

Обязательный словарь: декоративное, прикладное, стилизация, гобелен и шпалера, витраж, мозаика, ковка, резьба, вышивка, шитье, ткачество, ювелирное искусство.


11. 16 марта — «Кто в доме хозяин?» Работа в методическом кабинете.

Первые владельцы дворца и парка. Как и для кого перестраивали дворец. «Золотое время» дворца — вчера, сегодня, завтра?

Практическая часть. Игра «Ожившая история», объяснение явления — «иммерсивность в музее».


12. 30 марта — «Посещение Дворцового театра». Особенности публичного выступления. Актёрское мастерство в работе экскурсовода; внешний вид и настроение, жесты и мимика. Подготовка к публичному выступлению; волшебство превращения сухих строгих фактов в увлекательную историю.

Практическая часть. Читаем информацию о Гатчинском дворце — музее как сказку, детективную историю, триллер, ужастик, драму, комедию.


Вариативный модуль. 12 занятий. Завершающее занятие — проведение экскурсии по выбранному маршруту. Занятия проводятся в индивидуальном формате или в малых группах. При составлении экскурсии, обращаем внимание на то, что мы создаем авторскую экскурсию, интересную для детей и взрослых, позволяющую высказаться самому экскурсанту.


Варианты экскурсионных маршрутов:

  • Обзорная экскурсия по парадным залам на русском языке
  • Обзорная экскурсия по парадным залам на английском/немецком языках
  • Авторская экскурсия.


Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики: +7 (81371) 905 96 или по почте deti@gatchinapalace.ru


Возврат к списку