Я подарю тебе дворец
«Я подарю тебе дворец»
Программа поможет детям и их родителям познакомиться с особенностями организации и развития экскурсионного дела в историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике «Гатчина», позволит приобрести первоначальные знания, умения и навыки экскурсовода.
Программа состоит из модулей: обязательного и вариативного, выбираемого обучающимися в зависимости от индивидуального запроса.
Особенность программы: овладевать знаниями смогут не только школьники, но и их родители, совместно посещая занятия. Именно совместное, семейное путешествие по музею с четко заданной темой, практические занятия по искусству и истории во многом способствуют эстетическому развитию человека любого возраста и укреплению семейных отношений (работа с семьёй в культурно-образовательном пространстве современного музея, возрождение семейных ценностей — одна из важнейших задач Гатчинского дворца — музея).
Стоимость:
одно занятие для одного учащегося, без сопровождения взрослого — 300 рублей,
одно занятие для одного учащегося с сопровождающим взрослым — 500 рублей.
Основные цели: обучение школьников и их родителей основам профессии экскурсовода; углублённое знакомство с Гатчинским дворцом; повышение социальной активности; помощь в социальном ориентировании.
Программа предназначена для аудитории от 8 лет и их родителей. По итогам предварительной записи на программу будут сформированы группы от 10 до 16 человек.
Внимание, ребенок может пройти курс обучение самостоятельно или в сопровождении взрослого.
Количество мест ограничено, рекомендуем приобретать билеты заблаговременно.
Занятия обязательного модуля проходят в парадных и выставочных залах дворца на постоянной и временной экспозициях, в комнатах Детской гостиной, методическом кабинете. Каждое занятие длится 1,5 часа и делится на 2 части — теоретическую и практическую. Наставниками становятся музейные педагоги, методисты, научные сотрудники, опытные экскурсоводы. По итогам программы, аудитория должна овладеть определенными знаниями, умениями и навыками публичного выступления, иметь представление об обзорной экскурсии, её целях и задачах в условиях Гатчинского дворца - музея, особенности проектирования экскурсионного маршрута по парадным залам дворца, знать правила поведения в музее. Во время занятий мы постараемся «вписать» себя в пространство музея, а материалы и обсуждаемые вопросы, мы надеемся, дадут пищу для размышлений и развития воображения.
Завершающее занятие — проведение экскурсии по выбранному маршруту для друзей и родных.
Программа обязательного модуля. 12 занятий.
1. 6 октября — «Мой дворец»
Знакомство с группой. Обзорная экскурсия по парадным залам Гатчинского дворца.
Практическая часть. Беседа — игра: как быть идеальным экскурсантом? Игра «Представь своего соседа».
2. 20 октября — «Всё тайное становится…» Обзорная экскурсия «Подземный ход» (вымысел и реальность).
Практическая часть. Обсуждение: что общего у всех экскурсий? Что такое экскурсия? Первые экскурсии в мире, в России. Какие бывают экскурсии (обзорные и тематические, деление по возрастам, количественный состав участников экскурсии, экскурсии городские — загородные — музейные, реальные и виртуальные экскурсии).
Игра: придумываем образ идеальной успешной экскурсии.
Обязательный словарь: музей, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, турист, путешествие/путешественник.
3. 3 ноября — «Экскурсия по комнатам императора Николая I»
Практическая часть. Определяем особенности экскурсии в музее (ограниченном пространстве): приоритет зрительных впечатлений — показ и рассказ, коллективность осмотра, двигательная активность всех участников экскурсии, «прямое общение» и вектор общения, подбор информации с учётом специфики музея и его экспозиции, экскурсия как взаимодействие трёх элементов: экскурсовода — объектов — экскурсантов, экскурсионный метод познания.
Работа по подгруппам: презентация понравившегося предмета на экспозиции.
Обязательный словарь: классификация экскурсий, экспозиция, музейный предмет, подлинник, экспонат, мемориальный предмет.
4. 17 ноября — «Экскурсия по комнатам за Греческой галереей»
Практическая часть. Обсуждение: кто главный во время проведения экскурсии. Есть ли отличия между гидом и экскурсоводом. Какими качествами должен обладать экскурсовод, экскурсовод = это…
Сочиняем рассказ — фантазию об одном из предметов.
Обязательный словарь: речевой этикет, речевые ситуации (приветствие, знакомство, приглашение, просьба, благодарность, прощание), выражение эмоций, темп и ритм речи.
5. 1 декабря — «Скульптура в музее». Посещение парадных залов (где искать трехмерность скульптуры, материал, способы создания, виды скульптуры).
Встреча с хранителем фонда «Скульптура».
Практическая часть. Обсуждение, проигрывание ситуаций «Я - экскурсовод» - экскурсовод — это профессия, что значит «владеть профессией», особенности работы экскурсовода. Что такое «экскурсионный рассказ». Современный этикет в работе экскурсовода (вежливость и толерантность, умеренность и уверенность).
Обязательный словарь: фонд, коллекция, скульптура, пространственно — изобразительное искусство, пластический образ, скульптор, круглая/круговая скульптура, рельеф. Скульптура монументальная, станковая, декоративная.
6. 15 декабря — «Живопись как вид искусства». Посещение парадных и выставочных залов музея. Что такое «живопись», как создается картина, жанры живописи.
Практическая часть. Работа по подгруппам с обсуждением результатов. Из выбранных вариантов выбираем и обосновываем: с чего начинаем составлять экскурсию, идея, тема, для кого — аудитория, количество остановок, количество объектов показа, подтемы, нужен ли план, сбор информации. Обсуждение специфики историко-художественного дворцово-паркового музея-заповедника.
Обязательный словарь: живопись, станковая и монументальная живопись, композиция, свет и цвет картины, холст, масло, грунт.
7. 12 января — «Коллекция живописи Гатчинского дворца — музея». Посещение парадных и выставочных залов.
Встреча с хранителем фонда «Живопись».
Практическая часть. Обсуждение: как собираем интересную и актуальную информацию об объектах показа, учитывая подтемы экскурсионного рассказа. Работа в подгруппах: проанализировать собранную информацию о заданном объекте по плану. Обосновать свой выбор.
в 2025 году:
8. 26 января — «Польза, прочность, красота». Посещаем парадные лестницы, макетные, подвальные помещения, винтовые лестницы. Создатели Гатчинского дворца — замка, из чего и как создавался дворец.
Встреча с хранителем фонда «Чертежи».
Практическая часть. Работа в подгруппах с предложенными чертежами дворца.
Обязательный словарь: архитектура, архитектор, зодчий, дворец, замок, интерьер, экстерьер.
9. 9 февраля — «До и после войны». Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация. Самоотверженный труд сотрудников музея. С. Н. Балаева.
Практическая часть. Игра «Спасём музейный предмет».
Обязательный словарь: эвакуация, реставрация, консервация, реставратор, фотофиксация.
10. 2 марта — «Без нас никуда». Коллекция декоративно-прикладного искусства Гатчинского дворца. Посещение парадных и выставочных залов.
Что такое «декоративно-прикладное искусство». Каждому предмету своё место, но как это место найди в искусстве и в интерьере.
Практическая часть. Обсуждение — игра: обосновать наличие/отсутствие предметов ДПИ в залах. Назначение зала и особенности его оформления.
Обязательный словарь: декоративное, прикладное, стилизация, гобелен и шпалера, витраж, мозаика, ковка, резьба, вышивка, шитье, ткачество, ювелирное искусство.
11. 16 марта — «Кто в доме хозяин?» Работа в методическом кабинете.
Первые владельцы дворца и парка. Как и для кого перестраивали дворец. «Золотое время» дворца — вчера, сегодня, завтра?
Практическая часть. Игра «Ожившая история», объяснение явления — «иммерсивность в музее».
12. 30 марта — «Посещение Дворцового театра». Особенности публичного выступления. Актёрское мастерство в работе экскурсовода; внешний вид и настроение, жесты и мимика. Подготовка к публичному выступлению; волшебство превращения сухих строгих фактов в увлекательную историю.
Практическая часть. Читаем информацию о Гатчинском дворце — музее как сказку, детективную историю, триллер, ужастик, драму, комедию.
Вариативный модуль. 12 занятий. Завершающее занятие — проведение экскурсии по выбранному маршруту. Занятия проводятся в индивидуальном формате или в малых группах. При составлении экскурсии, обращаем внимание на то, что мы создаем авторскую экскурсию, интересную для детей и взрослых, позволяющую высказаться самому экскурсанту.
Варианты экскурсионных маршрутов:
- Обзорная экскурсия по парадным залам на русском языке
- Обзорная экскурсия по парадным залам на английском/немецком языках
- Авторская экскурсия.
Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики: +7 (81371) 905 96 или по почте deti@gatchinapalace.ru