Третий этаж Центрального корпуса


Эвакуация

Эвакуация 3 этажВ трагические военные годы главный хранитель гатчинского дворца, Серафима Николаевна Балаева, стала организатором и вдохновителем огромной работы музейщиков Ленинграда. До сентября 1941 года она руководила эвакуацией коллекций из Гатчинского дворца. Затем возглавила работу по хранению экспонатов в Исаакиевском соборе, сохраняя последние вывезенные из Гатчины музейные вещи. Зал рассказывает о героической работе сотрудников музея в годы Великой Отечественной Войны.


Зал западноевропейской живописи

Зал западноевропейской живописиОснову коллекций дворцов в течение всего XVIII столетия составляли картины западноевропейских художников. Начало живописной коллекции Гатчинского дворца было положено графом Григорием Орловым. Каждый последующий владелец дворца пополнял это собрание. Таким образом, к 1917 году коллекция живописи Гатчины была одной из самых обширных в России и насчитывала около 3000 картин.


Портрет первой половины XVIII века

Портрет первой половины XVIII векаВ Петровскую эпоху начинается зарождение портретной живописи в России. Огромное влияние на становление национальной живописной школы оказали европейские мастера, работавшие в России. Это были представители разных школ: французской, итальянской, немецкой. Они дали сильный толчок развитию светского искусства, начали обучение русских художников.


Портрет второй половины XVIII века

Портрет второй половины XVIII векаРасцвет дворянской империи в России в правление Екатерины II (1762-1796) вызвал активное развитие портретного искусства.


Зал Пьетро Антонио Ротари

Зал Пьетро Антонио РотариЗнаменитый итальянский художник Пьетро Антонио Ротари (1707 – 1762) вошел в историю искусства, прежде всего как создатель целого сонма изящных «женских головок».


Камерный портрет второй половины XVIII века

Камерный портрет второй половины XVIII векаЖенский и детский портрет занимал особое место в творчестве художников второй половины XVIII в. Целую галерею образов представительниц прекрасной половины семьи Романовых создали австрийский художник И.Б. Лампи-старший и русский портретист В.Л. Боровиковский.


Великосветский портрет XIX века

Великосветский портрет XIX векаВ зале представлены характерные для эпохи творения Джорджа Доу, Франсуа Ксавье Винтергальтера, Франца Крюгера. Эти художники снискали славу при жизни, были воистину «модными» живописцами.


Нижняя Тронная Павла I

Нижняя Тронная Павла IНижняя Тронная Павла I находилась на первом этаже Центрального корпуса дворца.


Зал памяти победы в войне 1812 года

Зал памяти победы в войне 1812 годаПамять о победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года была увековечена в целом ряде памятников, среди которых первое место принадлежит знаменитой военной галерее Зимнего дворца в Петербурге.


Большой Военный кабинет Николая I

Большой Военный кабинет Николая IПосле перестройки дворца личные комнаты Николая I располагались на первом этаже Арсенального каре. Обстановка покоев соответствовала вкусам августейшего владельца. Государь любил военное дело и прекрасно его знал.


Александровские приемные

Александровские приемныеВ Арсенальном каре Гатчинского дворца находилось четыре парадных Приемных зала, где император Александр III принимал депутации от дворянства, иностранных послов, министров, сановников.


Арсенальный зал

Арсенальный залНачиная с XVIII века Арсенальный зал был средоточием как светской, так и семейной жизни, находился он на первом этаже Арсенального каре. Свой окончательный вид зал приобрел при императоре Николае I. Здесь проходили воскресные и парадные обеды, во время которых звучала музыка. На стенах были развешены акварели М. Зичи, и на некоторых из них рукой самодержца Александра III отмечалось, кто там изображен. Кроме того, находились многочисленные предметы искусства, сцена для домашнего театра, деревянная детская горка и качели в виде лодки.