Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Фарфор и стекло

Собрание произведений декоративно-прикладного искусства Гатчинского дворца до 1941 года обладало уникальной коллекцией фарфора и стекла XVI - начала XX века. Раритетная часть включала произведения искусства работы Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге и ведущих европейских предприятий, а также обширное собрание китайского и японского фарфора.

В годы Великой Отечественной войны собрание потерпело большие утраты. Тем не менее, удалось сохранить более 2300 предметов, которые составляют основу современной коллекции фарфора и стекла Гатчинского дворца, включающую высокохудожественные отечественные произведения искусства, работы мастеров Мейсенской, Венской и Берлинской фарфоровых мануфактур, шедевры Севра.
Скрыть полное описание
Читать далее

  • Кофейник Мейсен
  • Охотничий сервиз
  • Кофейник Мейсен
  • Китайское блюдо
  • Китайское блюдо
  • Ваза Мейсен
  • Китайское блюдо
  • Китайские вазы (парные)
  • Китайское блюдо
  • Блюдо Мейсен
Кофейник.
Саксония, Мейсенская Королевская фарфоровая мануфактура. 1710-е
Фарфор; черная глазурь, люстр, роспись золотом; выс.-21 см. ГДМ-550-I

Кофейник является самым ранним произведением искусства в гатчинском собрании, исполненным на Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре при Иоганне Фридрихе Беттгере, легендарном изобретателе европейского фарфора. Кофейник украшал убранство интерьера Китайской галереи, в настоящее время экспонируется на тематических выставках.

Охотничий сервиз.
Саксония, Мейсенская Королевская фарфоровая мануфактура. 1766-1768
Россия, ИФЗ, вторая половина XVIII – XIX в.
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, позолота, прорезной орнамент, рельеф.

Охотничий сервиз – своеобразная визитная карточка Гатчинского дворца, был самым большим столовым сервизом XVIII века, выполненным на знаменитой Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре по заказу российского Императорского Дома. Этот легендарный фарфоровый ансамбль был значительно расширен на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, и в XIX веке состоял из 2000 предметов. Сейчас в гатчинском собрании находится 335 предметов – это самый большой состав Охотничьего сервиза в музеях мира.

Кофейник.
Саксония, Мейсенская Королевская фарфоровая мануфактура. 1725-1735-е
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, люстр, позолота, рельеф; выс.-21 см.
ГДМ-550-I

Гатчинское собрание обладает группой очень редких предметов раннего мейсенского фарфора. Кофейник происходит из личной коллекции императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I). Подобные произведения искусства, учитывая их высочайший художественный уровень, никогда не использовались по прямому назначению. Кофейник экспонируется на выставках, посвященных коллекции фарфора Гатчинского дворца.

Блюдо.
Китай. 1644-1662
Фарфор; полихромная роспись; дм-36, 33 см. ГДМ-357-I, ГДМ-362-I

Подобные по художественному уровню произведения декоративно-прикладного искусства в российских и зарубежных собраниях представлены единичными экземплярами. Блюда украшали Китайскую галерею, в настоящее время экспонируются на тематических выставках.
Блюдо.
Китай. 1644-1662
Фарфор; полихромная роспись; дм-36, 33 см. ГДМ-357-I, ГДМ-362-I

Подобные по художественному уровню произведения декоративно-прикладного искусства в российских и зарубежных собраниях представлены единичными экземплярами. Блюда украшали Китайскую галерею, в настоящее время экспонируются на тематических выставках.
Ваза.
Саксония, Мейсенская Королевская фарфоровая мануфактура. Вторая половина XVIII в.
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, прорезной орнамент, рельеф; выс.-55 см. ГДМ-221-I

Ваза из личной коллекции императрицы Марии Александровны (супруги императора Александра II), входила в убранство кабинета императрицы. Редкое по своему художественному уровню произведение декоративно-прикладного искусства экспонируется на выставках, посвященных коллекции фарфора Гатчинского дворца.

Блюдо.
Китай. 1662-1722
Фарфор; роспись кобальтом; дм.-52 см. ГДМ-196-I

Редкое блюдо, декорированное изображением дракона (символ императора в Китае) и маркированное девизом царствующего китайского императора, относится к подношениям российскому Императорскому Дому. Блюдо входило в убранство знаменитой Китайской галереи Гатчинского дворца, в настоящее время экспонируется на тематических выставках.

Ваза.
Китай. 1644-1662
Фарфор; роспись кобальтом, надглазурная полихромная роспись; выс.-29 см. ГДМ-265-I

Ваза является парной к вазе аналогичной формы и характера декора (ГДМ-266-I), оба произведения относятся в раритетной части знаменитой коллекции дальневосточных произведений декоративно-прикладного искусства гатчинского собрания. До 1941 года вазы украшали Китайскую галерею, в настоящее время экспонируются на тематических выставках.
Блюдо.
Китай. 1644-1662
Фарфор; роспись кобальтом; дм-51,5 см. ГДМ-208-I

Блюдо декорировано живописными сюжетами, виртуозно выполненными в лучших традициях китайской школы каллиграфии, и символизирующими пожелания долгого счастливого брака. Вероятно, было подношением на свадьбу членам императорской фамилии. Блюдо происходит из убранства Китайской галереи, в настоящее время экспонируется на тематических выставках.
Блюдо.
Саксония, Мейсенская Королевская фарфоровая мануфактура. 1729-1730
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, позолота; дм.-45 см. ГДМ-220-I

Блюдо входило в состав знаменитого сервиза «Желтый лев», по преданию первого саксонского столового сервиза. Исключительная мемориальность памятника состоит еще в том, что блюдо маркировано инвентарным номером Японского дворца курфюста Саксонии Августа Сильного, благодаря которому и был изобретен европейский фарфор. Блюдо до 1941 года украшало Китайскую галерею, где наравне с дальневосточными произведениями декоративно-прикладного искусства были представлены предметы в стиле «китайщина» или «шинуазри», как его принято называть за пределами России. В настоящее время экспонируется на тематических выставках.