Светлана
Анатольевна
Астаховская
В Гатчинский музей я попала из музея-усадьбы Набокова-Рукавишникова в Рождествено, сначала пошла на курсы экскурсоводов, потом в 1998 меня взяли научным сотрудником в штат. Сейчас средний возраст в профессии — 40 лет, молодые, как правило, не задерживаются. Ведь хранителем не становятся, им рождаются, не каждый сможет работать в музее. Есть свои трудности: пыльно, скучно, грустно, непонятно. Хранители — люди сумасшедшие и увлеченные. Кому это не дано - приходят, видят бумажки и уходят, а для меня здесь целый мир.
В нашем музее три фонда графики. Самый значительный — фонд чертежей, который формировался в процессе перестройки Гатчинского дворца и развития дворцового парка, в нем можно найти исторические чертежи архитекторов: Бренны, Кузьмина, Дмитриева.
Все из исторической коллекции, утрат очень немного. Эти чертежи очень помогают при реставрации дворца.
Второй замечательный фонд — фонд акварелей и рисунка, в который входит коллекция акварелей Э. Гау и Л. Премацци, с видами интерьеров Гатчинского дворца. Эти изображения мы активно используем при воссоздании и реставрации интерьеров дворца. С четкой немецкой педантичностью на них выписаны все детали убранства.
Также много изображений различных видов формы русской армии — формой армии занимались все наши императоры и этот процесс запечатлен в акварелях и гравюрах.
Есть, предположительно, работы будущих императоров Александра и Николая Павловичей, к сожалению, на них не сохранилось подписей, скорее всего, это их учебные работы.
Каждое описание в каталоге фонда – это отдельное небольшое исследование.
Но хранение — это не только «разложил по папочкам и успокоился», необходимо, чтобы этим могли пользоваться люди. И это отдельная серьезная работа - сделать фонд удобным для исследователей.
Часто в мой фонд обращаются при подготовке различных выставок.
Вот один из последних примеров – гатчинскому водоканалу исполнилось 125 лет, они готовили выставку и сайт. Совместно с их специалистами мы нашли большое количество интересных чертежей, я расшифровала все надписи, чертежи отсняли в студии и, таким образом, получилась и работа над каталогизацией, и публикация наших документов для широкого круга читателей.