Инна
Петровна
Беляева
Я храню фонд скульптуры и камня, фонд небольшой по составу экспонатов, но очень разнообразный, как в отношении времени создания, так и материалов, из которых выполнены предметы. Разброс - от античной скульптуры до фактически современной, созданной в 80-90-е годы XX века. Хранитель
в своей работе должен владеть довольно большим объемом информации, связанной не только с историей и теорией развития искусства, но и разбираться в особенностях всех видов материалов, из которых выполнены предметы, а также знать специфику хранения каждого из них.
Мне пришлось изучить большой и очень разноплановый объем информации, связанный с технологическими особенностями работы с различными материалами: мрамором, гипсом, пластилином, терракотой, металлом, полудрагоценными поделочными камнями, деревом, и даже смальтовой мозаикой (времени М.В. Ломоносова).
Работать приходится с предметами не только имеющими большой "разброс" по времени, но по странам создания.
Так, в нашей коллекции есть предметы выполненные мастерами Италии, Германии, Франции, России, Китая, Монголии, Японии и др.
Также не надо забывать, что предметы, которые мы храним, были созданы много лет назад, некоторым из них уже двести, а есть и те, которым уже и тысяча лет. И это время оказало на них свое влияние, многие
из предметов, поступивших в музей, имеют утраты и сколы, скрытые трещины и другие виды повреждений. Одной из задач хранителя является наблюдение и изучение влияния окружающей среды на такие предметы. Особенно подвержена негативному влиянию окружающей среды скульптура, находящаяся на открытом воздухе.
Вся скульптура на территории заповедника: в Голландских садах, в Собственном саду, на фасадах дворца – также зона моей хранительской ответственности. Для наблюдения состояния сохранности я веду специальную программу мониторинга — фиксирую все трещины, отслоения, зоны био-поражений. Сравниваю, пытаюсь выяснить причины, вызывающие те
или иные изменения в состоянии скульптуры.
У меня огромная фотокартотека — мониторинг всей скульптуры, находящейся в парке. Раз в месяц
я делаю фотофиксацию, чтобы оценить, есть ли изменения.
Бактерии, грибки, лишайники, водоросли — привычная уличная среда, но это агрессивная среда, которая воздействует на скульптуру и, как правило, оказывает разрушительное действие на нее.
Мониторинг помогает обосновать просьбы в адрес главного хранителя о необходимости реставрации отдельных предметов.
Наши понятия о том, что камень — самый надежный материал, не совсем правильные. "Усталость" материала, точка напряжения, микротрещины и дефекты самого материала - все это имеет место быть и для каменной скульптуры. Падает скульптура с пьедестала — даже с самого невысокого, и она может разбиться как на несколько крупных фрагментов, так
и рассыпаться в пудру.
Иногда достаточно небольшой трещинки и чтобы туда попала вода, а ночью минус один, и всё: скульптура расколется из-за микротрещины и мороза.
После дождя мы скульптуру промокаем, на зиму закрываем только в сухом виде. Этим, в основном, и заканчивается хранительский уход за парковой скульптурой.
Постоянно взаимодействуем с реставраторами, как коллеги: тут мы должны слышать друг друга. Мы озвучивает проблемы
и ставим задачи, а реставратор скажет, что можно сделать и как.
Судьба предмета решается совместно, и окончательно сформулированное предложение выносится
на реставрационный совет, который и принимает финальное заключение.
Сейчас в Голландском саду мы можем любоваться статуей Сатира — реставрация этого предмета была первым нашим опытом по реконструкции и реставрации. Это был сложный
и кропотливый процесс, совместный труд хранителя
и реставраторов. Скульптура, выполненная неизвестным итальянским мастером XVIII века из мрамора, пострадала во время войны. В реставрацию был передан фактически торс скульптуры. У нас были фотографии в анфас и две трети поворот – этого материала катастрофически мало для воссоздания объема скульптуры.
Поэтому начался поиск аналогов, прямого аналога найти не удалось, пришлось заняться поиском косвенных. Мной было отсмотрено огромное количество статуй — от античных до начала XIX века. Наиболее похожую статую мы нашли в Сан-Суси, копия XVIII века, с небольшими изменениями. Реставраторы же параллельно работали над восстановлением облика статуи, используя так называемые инертные линии — когда нужно понять, как анатомически будут устроены утраченные фрагменты скульптуры относительно того, что сохранилось.
У нас сохранился фрагмент руки — вот как она пойдет дальше? И у нас есть фотография, на которой видна голова, но только с левой стороны,
а как лежали локоны на правой?
В ходе обсуждений было принято решение делать зеркальное отображение, т.е. зеркально повторить расположение завитков волос, маленький рог.
У меня тут чисто «женский» фонд: вес предмета — минимум 15 килограмм.
Пришлось ознакомиться со специальной литературой об устройстве каминов, их декоративной отделке, особенностях сборки, облицовки и т.п.
Этот я собирала полтора месяца. Сейчас декоративная облицовка каминного портала еще
не убрана в стеллажи, разложена в хранилище, так как предназначается для новой экспозиции в комнатах за Греческой галереей. Куратор проекта попросила у меня два камина
для оформления интерьеров мужской и женской половин.
Эта декоративная облицовка каминного портала будет собрана реставраторами и займет свое место в экспозиции дворца.
Второй наш опыт по реконструкции скульптуры - это группа "Амур и Психея", которая до 1859 года находилась на Острове Любви. У группы были значительные утраты. Первый реставрационный совет, скульптуру только расчистили, реставраторы показали ее, мы обсудили, что они рекомендуют по укреплению камня и восполнению утрат небольших сколов.
Самый большой и сложный вопрос – это воссоздание крыльев и головы Психеи. От крыльев остались только «площадки» и пироны. Прямой аналогии мы не нашли, и все работы основывались на косвенных.
Наиболее близкий аналог хранится в Галерее Уффици, но все имеющиеся в нашем распоряжении фотографии не давали достаточной информации о крыльях и голове Психеи. Мы обратились с письмом к директору Галереи господину Антонио Натали с просьбой позволить нашим реставраторам ознакомиться со скульптурой и сделать необходимые для нас фотографии. Коллеги пошли навстречу и в свой санитарный день пустили реставраторов отсмотреть скульптуру и сделать фотографии. Потом изготовили макет, сначала из бумаги: примеряли, корректировали пока все: научные сотрудники, хранители, реставраторы не пришли к единому мнению
на реставрационном совете.