Леонид
Борисович
Караваев
У меня сейчас в работе вот эти головки херувимов из купола алтаря дворцовой церкви.
Они располагались в кессонах, делал их П.М. Шамшин, сохранились документы. Эти изображения чудом спаслись. Во время пожара 1944-го года огонь остановился на переходе, и церковь Гатчинского дворца не горела, потом картоны были заклеены и забелены. Так о них никто и не вспоминал. Советская власть — не до церкви было. В 2014 году поставили леса и сняли из купола 96 картонов XIX века с изображениями херувимов.
Я парадные залы все люблю. Во время реставрации я воссоздавал росписи потолка в Башенном кабинете, реставрировал роспись стен в Овальном будуаре
и пилястры в Парадной опочивальне.
А сейчас у меня в реставрации по плану эти херувимы. Их 96 штук разного размера -
от больших до маленьких.
Сначала надо было сточить старый картон промоченный, потом сдублировать на новый. Это специальный картон, нейтральный по кислотности, методику выбирал при помощи коллег из Публичной библиотеки, их реставраторы больше с картоном дружат. С лицевой стороны – это масло, живопись на картоне, я ее помою, почищу, так как на ней сохранились еще следы дореволюционных протечек, которые перекрывали фоновыми красками. И их надо реставрировать.
Изображения головок разные по качеству и сохранности. Сдублировали мы их быстро, а вот вылеживаются они долго, каждый картон перекладываю
х/б тканью для прочности, и в таком виде они отправляются в пресс. Это дореволюционный переплетный пресс. Я приспособил его для этого дела.
После того, как они «вылежатся», я буду добирать толщину массой из картона с тыльной стороны, реставрировать лицевую, а несохранившиеся картоны, конечно, дописывать.
Какие у меня инструменты? Разные: кисточки, краски, скальпель, вата, тампон, разбавитель. Утюги — когда бывают отставания, я прессую, приутюживаю - теплым, не горячим только. На весах клей взвешиваю, чтобы пропорции соблюдать. Если где-то что-то подхватить — тут и я. Помимо этого с хранителем обходы делаем регулярные, смотрим состояние предметов в экспозиции.