Александр
Вениаминович
Перепечин
Я занимаюсь реставрацией художественного металла, в основном, оружием. Вот сейчас реставрирую пороховницу. Немецкая работа, XVIII век, сделана в виде копыта животного.
Обычно носилась такая вещь на поясе, в нее насыпали порох, и потом через отверстие пересыпали в ружье. Пороховница из исторической коллекции оружия Гатчинского дворца, которая вернулась к нам в 90-х годах.
На ней осталось всего три «родных» перламутровых вставки. Найти сейчас такой перламутр непросто, так как делались они, видимо, из местного немецкого. Океанский, индийский, не подошел, отличается очень, яркий. Так что я принял решение использовать наш, речной, но и он немного тону отличается, придется тонировать акварелью. А мех будет восстанавливать реставратор Зоологического музея.
Потом у меня на очереди пресс-папье из личных комнат Павла I. Вещь мемориальная. На предмете зелень полезла – это окись и ее надо убрать. Сейчас удобный момент, пока личные комнаты императора на реконструкции.
В Гатчинском дворце я работаю уже 20 с лишним лет. Когда пришел сюда, главным хранителем была Елкина Аделаида Сергеева, легендарная личность.
Я вставку костяную реставрировал,
и говорю: «Аделина Сергеевна, может быть, приглушим, затонируем?» А она отвечает: «Саш, не переживай, она через сто лет сама пожелтеет». Я прикинул — что через сто лет со мной будет. А эта — всего лишь пожелтеет.
До сих пор дрожь в руках присутствует, когда касаешься музейных предметов, а если она пропадет, то уходить из профессии надо. Мы работаем только обратимыми материалами, клей можно откомпрессить
и так далее.
Самое важное в процессе реставрации - сохранить подлинность. Я отдаю отчет,
с какими предметами я работаю, не могу я
на реставрационный совет испорченную вещь принести.