Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
С конца 19 века Приоратский парк был открыт для гатчинской публики. Сам город превращается в дачное место, где любят отдыхать видные художники того времени. Естественно, Приоратский дворец привлекает к себе внимание и облик Приората запечатлели Николай Лансере, Мстислав Добужинский, А. Бенуа.

В начале ХХ века культурная жизнь гатчинцев, не слишком избалованных разнообразием, была тесно связана с Приоратским дворцом и парком.

Событием для гатчинцев стали благотворительные художественные выставки, которые в 1913 и 1914 годах устраивались в Приорате с позволения императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III. Покровительствовала выставкам княгиня Мария Павловна (жена великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II), которая являлась Президентом Академии Художеств.

Организацией выставок занимались уважаемые и состоятельные гатчинцы. Среди них: протоиерей А. Калачев, купец Мудролюбов, художник А.К. Беггров.

Беггров

Александр Беггров. В конце 19 века поселился в Гатчине. Дом художника находился на улице Александровской (ныне Володарского №33. Не сохранился) В конце жизни квартировался по адресу: Соборная №8. (Этот старинный деревянный дом уцелел до настоящего времени.) Последние годы страдал от болезни и, когда страдания стали невыносимы, пустил себе пулю в сердце. Похоронен на Гатчинском кладбище.


Лансере, 1924

Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) –живописец, зодчий, историк архитектуры, автор работы «Архитектура и сады Гатчины». В 1917 году участвовал в работе комиссии «Особое совещание по делам искусства», выезжал в Гатчину для обследования состояния дворцов и принятия мер по их охране. Создал серию рисунков с видами архитектурных памятников Гатчины, в т.ч. «Приорат», участвовал в организации Гатчинского музея.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) С 1902г. – член объединения «Мир искусства». Добужинскому удалось создать свой своеобразный образ Петербурга, окраин.

В альбоме Добужинского хранится набросок карандашом с изображением Приоратского дворца. Альбом размером с открытку. Такие альбомы удобны для ношения в кармане, художники часто брали с собой, чтобы делать путевые наброски.

Добужинский М.В. Гатчина. Приорат.

Приорат изображён со стороны Чёрного озера, на фоне бурной растительности. На рисунке стоит дата: 22.08.04. (1904г)

Добужинский М.В. Гатчина. Приорат.
Ещё об одной работе Добужинского с изображением Приората мы знаем по воспроизведению на цветной открытке нач. 20 века.

Где находится оригинал – неизвестно.




« Прогулка великого князя Николая Павловича с супругою своею Александрой Фёдоровной и свитою в Гатчине.» 1907г.

Бенуа

На рисунке изображены две коляски с людьми, рядом скачут всадники. Процессия направляется к Приоратскому дворцу.

Будучи императором, Николай I приезжал в Гатчину на охоту.
«… государь в линейке отправился охотиться на зайцев в Приорат в сопровождении Принца Ольденбургского, князя Волконского, медика Вилье и других лиц. Дурная погода помешала успеху охоты, травили всего 2 раза и взяли трёх зайцев. Государь со свитою рано, в третьем часу прибыл к завтраку в земляной домик, куда вслед за ним приехала императрица» (Из камер – фурьерского журнала)

А.Бенуа – художник объединения «Мир искусства», созданного в Петербурге в конце 19 века.

Бенуа А.Н. Гатчина. Приорат.

Ещё один рисунок акварелью А.Бенуа имеется в отделе старого рисунка в Русском Музее, размером с альбомный лист, на нём дата – 21.06.24. Приорат изображён со стороны Чёрного озера, на фоне ярко зелёной растительности.

На рубеже XIX и XX вв. здание Приората занимало семейство Н. И. Кутепова, заведовавшего хозяйственной частью Придворной охоты (с 1885 по 1906 гг.). Здесь, в Приоратском дворце, он писал свою знаменитую книгу «Царская охота», к оформлению которой был привлечён Николай Семёнович Самокиш – один из выдающихся книжных графиков рубежа 19 – 20 веков. Он был автором оформления переплётов всех 4х томов издания «Царская охота» Н.Кутепова и рисунков форзацев, виньеток и иллюстраций в тексте. В 4х томах «Охоты» Н.Кутепова Самокишу принадлежит 173 рисунка, выполненные в разнообразной технике: акварель, тушь, перо и кисть, позолота.

Самокиш

Изображали Приорат и родственники Н.Кутепова. Зять Н.И.Кутепова ( муж дочери Марии)- Дмитрий Мансуров – был художником. Со слов потомков, им была выполнена работа с изображением Приората по памяти в сентябре 1909г, когда они были уже далеки от Гатчины. Сравнивая эту картину с открытками нач. 20 века, мы видим, что при написании картины художник, видимо, пользовался открыткой для создания общего плана. Но это не точная копия открытки. В отличие от открытки, на рисунке нет прогуливающихся людей, на здании нет герба.

Кутепов