Охрана выбирает нужные ключи и вместе
с дежурным научным сотрудником идет открывать залы
Смотрители в музее закреплены за определенными этажами, по залам дежурят по очереди, и у многих есть свои любимые: Верхняя тронная, Парадная опочивальня, Проходная Ринальди. П?о оценкам ?экспертов, гатчинские смотрители входят в тройку наиболее доброжелательных
к посетителям среди музеев Петербурга.
Каждые два дня на Часовой башне Большого дворца заводят часы: чтобы механизм запустился, нужно энергично раскручивать его довольно долго -
в течение 15-20 минут. Для хранителя фонда оружия Евгения Родионова это уже привычная тренировка.
Фонды музея распределены по коллекциям
и у каждой – свой хранитель.
Сейчас у нас в фонде новое оборудование – шкафы, драйверы, но осталось еще немного из наследства старых времен — маленькие папочки, в которых хранить графику совершенно неудобно: из них все вываливается и торчит. Поэтому одна из задач хранителя все это переложить, составить новые описи, привести в порядок.
В руках реставратора Александра Перепечина - пороховница XVIII века в форме копыта. Сейчас он восстанавливает перламутровую инкрустацию. На взгляд мастера, обычный индийский перламутр для нее слишком блестит, нужен наш, менее яркий - из речных раковин. Для восстановления меховой части понадобится помощь коллег из Зоологического музея.
Реставратор по живописи Леонид Караваев торопится обосноваться на новом меcте. В помещении Арсенального каре прохладно даже в летний полдень, пока инструменты не распакованы. Экспонаты уложены под столярные прессы, чтобы избежать деформации.
В плане у Леонида Борисовича очистка херувимов для домовой церкви, всего их около ста. Каждого нужно вычистить и нарастить картонную массу по углам.
Во время пожара 1944 года церковь не пострадала, и сегодня посетители могут увидеть детали подлинной декоративной отделки середины ХIХ века. А скоро на купол вернутся и херувимы.
Фея в розовом платье - музейный педагог Наталья Бабкина. Она легко находит общий язык с каждым из гостей юной именинницы. Все серьезно: на дне рождения им предстоит освоить азы придворного этикета, танцев
и рисования.
Для тех ребят, которым не хочется объединяться в группы, в Гатчинском музее есть “Музейные сундучки”. Ребенок с родителями получает что-то среднее между ящиком и раскладным столиком, и прогулка по дворцу становится для него квестом по музейному пространству. Сундучков два вида - для 5–8 и для 9–12 лет. Еще есть отдельная программа
для слабовидящих детей – «Ощущение дворца».
Катание на лодке по глади Белого озера можно совместить
с экскурсией и послушать о том, где любил рыбачить император
Александр III, как был устроен водный лабиринт, что такое кордегардии
и с какого ракурса лучше фотографировать Гатчинский дворец. Глубина Белого озера - до 13 метров, но его вода прозрачна и сквозь нее хорошо видно дно, покрытое слоем серовато-зеленой глины.
На дорожках парка посетителей встречают белки, а по берегам - утки.
Для тех и других в сувенирном киоске можно купить специальный корм,
да еще и самому подкрепиться. Парк настолько большой, что даже
в выходной день здесь немноголюдно и тихо, можно побыть
наедине с природой.
Ферма существует в Гатчинском парке со времен Павла I. Здесь содержались коровы, свиньи, буйволы, олени. До 9000 бутылок молока в месяц производила Дворцовая ферма в конце XIX века.
Император Александр III с удовольствием проводил свободное время
с детьми на природе и часто навещал Ферму. Зимой сюда приезжали
на санях, летом совершали пешие прогулки. Пили чай, кофе, особенно любили парное молоко с черным хлебом и ватрушками.
Элегантный интерьер работы архитектора Винченцо Бренны серьезно пострадал за годы, когда во дворце располагались сторонние организации и не велась научная реставрация. Совсем скоро галерея встретит своих первых посетителей, а пока сотрудники музея и приглашенные специалисты монтируют карнизы и вешают тяжелые шторы из алой тафты.
Это одна из наиболее популярных экскурсионных программ в Гатчинском музее.
Заключительная точка программы – знаменитый подземный ход, ведущий
от дворца к Серебряному озеру. Созданный еще во времена графа Орлова, он овеян легендами и суевериями. С каждым годом желающих пройти
по подземелью в мерцании свечей, услышать таинственное эхо и испытать на себе действие «любимого напитка армии гатчинской» - становится все больше.
На выходе из оружейной галереи мы сталкиваемся с Ириной
Яковлевной Жилиной
Я пришла в музей как волонтер... Носили тяжелые экспонаты, сами убирали залы... все началось
с небольшой экспозиции из 3 помещений. И с тех пор
я здесь уже 25 лет. Мистика? Нет, я не верю. Но однажды меня позвали и показали призрак Павла в подземном ходе. Он был в треуголке и камзоле.