Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Открытие восстановленных залов Восточного полуциркуля
Гатчинского дворца

1 июня 2016 года

1 июня после реставрации откроется анфилада залов Восточного полуциркуля Гатчинского дворца: Греческая галерея, Комната Ротари, Светлый переход, Ротонда под гербом, а также группа исторических жилых помещений — Комнаты за Греческой.

Восточный полуциркуль связывает Центральный корпус дворца с Арсенальным каре. Его композиционный центр — Греческая галерея, один из красивейших интерьеров, выполненных архитектором В. Бренной для императора Павла I. При первом владельце дворца в 1760-1780-х гг. на месте Греческой галереи располагалась открытая галерея-колоннада (арх. А. Ринальди). К 1796 г. она стала постепенно разрушаться. В. Бренна предложил заложить открытые переходы желто-красным чернецким камнем и застеклить.

Замысел Павла I по созданию галереи в греческом стиле был обусловлен увлечением эпохой античности в европейском обществе конца ХVIII в. Этому способствовали археологические раскопки, проводимые в Геркулануме и Помпеях. Зародившийся во Франции во времена Людовика ХVI стиль «классицизм», взявший за основу каноны древнегреческой архитектуры, скульптуры и культуры, прижился в России и был актуален во времена правления Павла I. Интерес к древностям породил моду на устройство во дворцах своеобразных «домашних музеев». В Гатчинском дворце таким «музеем» стала Греческая галерея, ее главным украшением были итальянские копии античных скульптур.

Как и большинство помещений Гатчинского дворца, Греческая галерея серьезно пострадала во время Второй мировой войны. В послевоенный период дворец был приспособлен под военное училище, а затем под ведомственный закрытый институт, помещение было законсервировано.

К счастью, музей располагает многочисленными историко-архивными материалами, обмерными чертежами помещений, выполненными в период работ по реконструкции дворца в середине ХIХ в. Наличие фотоматериалов дореволюционного и довоенного периодов, акварели Э. Гау, запечатлевшего интерьеры дворца в период его окончательно оформившегося облика — 60-е-70-е гг. Х1Х в.; копии барельефов, сделанные сразу после освобождения Гатчины в 1944 году — все это позволило реставраторам полностью воссоздать великолепный интерьер Греческой галереи. Здесь представлены мраморные бюсты и медальоны из исторической коллекции Гатчинского дворца, скульптура, живопись; дополняют убранство ломберные столики, столики-бобики и консоли из фондов музея.

В Комнате Ротари впервые с 1941 г. в историческом интерьере размещена коллекция картин известного художника-портретиста середины XVIII в. Пьетро Ротари из собрания первого владельца дворца графа Г. Орлова.

Светлый переход — это связующее помещение анфилады. Здесь, в видовом «окне», устроенном в перекрытии, можно увидеть идеально сохранившуюся арку, соединявшую некогда плац с Собственным садом и застроенную в 1840-50-х гг.

Ротонда располагается в угловой части Арсенального каре, увенчанной императорским орлом на купольной башне. После реставрации сюда, на свое историческое место, вернулся мраморный бюст Николая I работы русского скульптора И. П. Витали.

Комнаты за Греческой находятся в Восточном полуциркуле и исторически служили жилыми апартаментами. Здесь размещена интерьерная экспозиция на период середины XIX в.: мемориальные предметы мебели, изобразительного и декоративно-прикладного искусства из фондов музея-заповедника.

Справки:
8 921 875 32 78, 8 (81371) 9 68 81 — Нечепоренко Зоя, пресс-секретарь
press@gatchinapalace.ru