Language
Русский English Français
Версия для слабовидящих
Гатчинский дворец в акварелях Эдуарда Гау

О.В. Петрова, главный научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставрация началась только в 1976 году, и в настоящее время посетители могут увидеть отреставрированными лишь парадные залы бельэтажа Центрального корпуса здания. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстает на акварелях художников второй половины XIX века, запечатлевших все имеющие художественное значение интерьеры здания.

Главная заслуга в том, что мы отчетливо можем представить себе, как выглядел Гатчинский дворец во второй половине XIX века, принадлежит известному художнику, академику перспективной и акварельной живописи Эдуарду Петровичу Гау. Он создал 59 листов с видами интерьеров Гатчинского дворца. Эти акварели — гордость коллекции графики Государственного музея-заповедника «Гатчина».

Э.П. Гау впервые приехал в Гатчинский дворец в 1862 году в возрасте 55 лет. За плечами были годы плодотворной и успешной работы по заказу семьи императора.

Биография Э.П. Гау недостаточно изучена. Краткие сведения о его жизни и творчестве содержатся в ряде публикаций [1].

В данной статье мы приводим биографические данные об Э.П. Гау, основываясь на архивных источниках, сохранившихся в нескольких фондах Российского государственного исторического архива[3]. Рисовать Гау начал в очень раннем возрасте. Он отмечал впоследствии, что занимался «с детства живописью портретной и перспективной» [4]. У Э. Гау был младший брат – Вольдемар, также ставший известным художником — мастером акварельного портрета. Эдуард обучался в течение четырех лет (1834-1838) в Дрезденской академии художеств и по завершении образования считал себя мастером портретной живописи[5]. Проживая в 1838 году в Дерпте, Э.П. Гау подал прошение в Совет петербургской Императорской академии художеств о предоставлении ему звания свободного неклассного художника портретной живописи. 5 марта 1840 года он получил это звание и соответствующий аттестат за написанный «масляными красками портрет заслуженного профессора и библиотекаря императорского Дерптского университета статского советника и кавалера доктора Моргенштерна» [7]. Сам Гау отмечал в 1850-е годы: «…в 1838 г. признан от Академии художником по живописи портретной масляными красками. С того времени занятия мои преимущественно состояли по части перспективной акварельной живописи, которые удостаивались всемилостивейшего внимания государя императора и всей императорской фамилии» [8]. Известно, что в 1850-е годы Э.П. Гау зарисовывал дворцовые интерьеры в Царском Селе, Петергофе и Зимнем дворце[9]. В дальнейшем (в 1860, 1870-е) он создал изображения ряда помещений Большого Кремлевского дворца в Москве, Николаевского и Михайловского дворцов в Петербурге[10].

В декабре 1852 года Э. П. Гау совместно с Л. Премацци и К. А. Ухтомским получил от императора Николая I почетный заказ на создание целой серии акварелей «внутренностей зал Нового Эрмитажа» [11]. Новый Эрмитаж, построенный как специальное музейное здание по проекту баварского архитектора Лео Кленце, был открыт 8 октября 1852 года. Строительство его вели архитекторы В.П. Стасов и Е.Н. Ефимов. Николай I гордился новым музеем и заказал виды всех залов этого здания. Художники работали по зарисовке интерьеров Нового Эрмитажа с 1852 по 1861 год и в течение девяти лет выполнили 50 рисунков. Гау фиксировал залы второго этажа музея. Листы всех трех художников в 1861 году были собраны в увраж, который состоял «из акварельных рисунков внутренних видов всех зал императорского Эрмитажа, наружного его вида и геометральных планов, фасадов и фронтисписа (in folio) числом 55 листов, из которых 25 рисунков исполнены Ухтомским, 10 – Премацци, 20 – Э. Гау» [12].

Во время работы над видами интерьеров Нового Эрмитажа в 1854 году Эдуард Петрович получил от петербургской Императорской академии художеств звание академика «за искусство и познания в живописном перспективном акварельном художестве» [13]. При получении этого звания Гау был утвержден в чине титулярного советника и тогда же приведен к присяге на подданство Российской империи[14]. В апреле 1860 года министр Императорского двора В.Ф. Адлерберг в «Представлении на высочайшее имя» о пожаловании Э.П. Гау кавалером ордена св. Станислава третьей степени отмечал: «Живописец, академик Эдуард Гау по своему таланту и отличным работам заслуживает справедливого поощрения» [15]. Орденом Св. Станислава Гау вскоре был высочайше пожалован.

В декабре 1860 года Николай I распорядился, чтобы Гау, Премацци и Ухтомский приступили к выполнению акварелей с видами интерьеров Зимнего дворца[16]. Э.П. Гау зарисовал нескольких парадных залов (Александровский зал, Галерею 1812 года, Ротонду), но в основном он специализировался на изображении жилых комнат[17]. В процессе работы над акварелями с видами интерьеров Зимнего дворца в 1863 году Гау обратился к министру императорского двора В.Ф. Адлербергу с просьбой о пожаловании ему звания придворного живописца и назначении по истечении 25 лет службы пенсии[18]. К тому времени Эдуард Петрович работал по заказам императора в течение 23 лет. Однако в этой просьбе ему было отказано[19].

Еще до завершения серии акварелей с видами залов Зимнего дворца Гау создал свои первые зарисовки интерьеров Гатчинского дворца. В 1862 году художник изобразил кабинет царствующего императора Александра II и два кабинета отца императора — Николая I: Большой военный кабинет и Малый военный кабинет. Все три кабинета располагались в недавно перестроенном Арсенальном каре Гатчинского дворца. Эти листы, вероятно, относятся к высочайшему заказу на зарисовку кабинетов Николая I и впоследствии — Александра II в различных дворцах. Известно, что в 1852 году Гау изобразил Турецкий кабинет в Царском Селе[20], в 1854 году — кабинеты императора Николая I в Зимнем и Петергофском дворцах[21], в 1855 году — кабинет уже умершего к тому времени Николая I в Коттедже в Александрии[22].

Затем работа по зарисовке интерьеров Гатчинского дворца прервалась на 12 лет до 1874 года, когда Гау получил официальный заказ на создание большой серии видов помещений этого здания. Сам художник в уведомлении Императорской академии художеств в 1880 году написал: «9 марта 1874 года государю императору благоугодно, чтобы я занялся изготовлением для его величества рисунков внутренних видов Гатчинского дворца» [23]. Гау отметил, что за период с 1874 по 1880 годы он создал 56 акварелей, список которых художник приложил к уведомлению. В настоящее время в Гатчинском дворце находятся все 59 созданных Гау листов, включая изображения кабинетов Николая I и Александра II, нарисованных еще в 1862 году. Эти акварели до революции хранились в Гатчине в альбоме Александра II, после музеефикации дворца — в Гравюрном кабинете Гатчинского дворца-музея и в настоящее время представляют одну из наиболее ценных серий листов фонда акварелей и рисунков ГМЗ «Гатчина».

В 1860-е – 1880-е годы, когда Гау создавал свои акварели, Гатчинский дворец переживал очередной период расцвета. Незадолго до этого, в 1840-е и 1850-е годы, здание было перестроено уже во второй раз за время своего существования.

Гатчинский дворец был построен итальянским архитектором А. Ринальди для Г. Г. Орлова в 1766-1781 годах. Здание состояло из Центрального корпуса и соединенных с ним полуциркульными крыльями боковых флигелей-каре. Силуэт Центрального трехэтажного корпуса был усложнен двумя пятиугольными в плане башнями. Боковые одноэтажные каре — Кухонное и Конюшенное — имели по углам восьмиугольные башни. Во втором этаже полуциркульных крыльев со стороны парадного двора Ринальди устроил открытые галереи. Характерной особенностью дворца была облицовка его фасадов местным камнем — парицким доломитом. Оформленные А. Ринальди помещения Гатчинского дворца отличались изысканностью и утонченностью. Стены были расписаны или украшены лепкой. Прекрасные паркеты разнообразных рисунков набраны из ценных пород дерева. Двери обрамляли наличники искусственного мрамора. Высокие падуги потолков завершались изящными куполками. Однако созданные Ринальди помещения просуществовали в их первоначальном виде недолго. В 1790-е годы Гатчинский дворец был частично перестроен по проекту другого итальянского архитектора В. Бренны для нового владельца императора Павла I[24]. Бренна учел климатические условия севера России и переделал лоджии полуциркульных крыльев в застекленные галереи с простенками из черницкого камня. Открытые арки первого этажа архитектор также закрыл дверьми. По проекту Бренны боковые корпуса были надстроены двумя этажами. Архитектор заново отделал многие парадные залы Центрального корпуса. Бренна придал помещениям большую торжественность и пышность, так как новые интерьеры предназначались для императора. В отделке помещений Бренна использовал художественные мотивы и символику искусства Древнего Рима, которое хорошо изучил в Италии.

Последний раз дворец перестраивался по проекту архитектора Р.И. Кузьмина с 1845 по 1858 годы[25]. Кузьмин, знаток исторических стилей (особенно греческой и итальянской архитектуры), увидел, развил и усилил сходство Гатчинского дворца с постройками итальянского ренессанса. Задумав реконструкцию дворца, Николай I в первую очередь поручил Р.И. Кузьмину перестроить боковые каре здания и создать в них апартаменты, предназначавшиеся для семьи императора, придворных, а также многочисленные служебные помещения. Сначала было перестроено Кухонное каре (1845-1850 гг.). Следующим шагом стала перестройка Арсенального (ранее называвшегося Конюшенным) каре (1847-1852 гг.) [26]. Старые боковые корпуса были разобраны полностью, на их месте архитектор возвел новые каре. Разрабатывая проект перестройки боковых корпусов, Р.И. Кузьмин стремился достичь их архитектурного единства с центральной частью здания. Архитектор уравнял высоту боковых корпусов с высотой полуциркулей и ввел в композицию здания два ребристых купола (над угловыми башнями каре, примыкающими к крыльям дворца). Кузьмин декорировал фасады Арсенального и Кухонного каре поэтажным ордером, следуя в этом А. Ринальди, украсившему центральный корпус здания поэтажными пилястрами. После перестройки боковых корпусов к главному входу во дворец стали подъезжать через внутренний двор Арсенального каре. В этом каре, ставшем главным корпусом дворца, Кузьмин устроил новые парадные помещения, художественные галереи, личные комнаты императора, императрицы и семьи наследника престола. Интерьеры Арсенального каре Р.И. Кузьмин оформил очень элегантно, используя декоративные мотивы различных стилистических направлений эклектики.

Э. П. Гау, приехавшему во дворец в 1870-е годы, было поручено зарисовать как помещения, появившиеся еще в XVIII веке, так и новые интерьеры, созданные по проекту Р.И. Кузьмина. Работа акварелиста протекала неравномерно. В некоторые годы Гау удавалось создать только одну акварель или немного больше — четыре, пять. В другие годы работа продвигалась быстрее, и художник успевал зарисовать четырнадцать и более интерьеров дворца. В последовательности изображения помещений не было четкой системы. В один и тот же год Гау мог изобразить несколько парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса, и ряд помещений, входивших в состав личных комнат семьи царствующего императора и находившихся в боковом флигеле здания - Арсенальном каре. На следующий год художник снова создавал виды парадных помещений Центрального корпуса и одновременно зарисовывал комнаты покойного отца императора Александра II — Николая I в Арсенальном каре. Тем не менее, акварелист четко представлял себе планировку дворца, и в списке созданных им в Гатчине интерьеров Гау распределил помещения по корпусам здания и анфиладам. К концу 1880 года Гау удалось запечатлеть все имеющие художественное и историческое значение интерьеры дворца. 

В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Большая часть интерьеров была отделана в этот период по проекту архитектора В. Бренны. Однако ряд интерьеров сохранил (фрагментарно или полностью) первоначальное декоративное решение архитектора А. Ринальди. Во многих залах дворца можно увидеть созданные по рисункам Ринальди паркеты с разнообразными орнаментами, дверные наличники из искусственного мрамора, лепные украшения изысканных очертаний на стенах и высоких падугах потолков. Ряд интерьеров Бренна декорировал художественными тканями, во многих залах лепные и резные орнаменты покрыты позолотой. 

Среди парадных интерьеров XVIII века выделяется Белый зал — самое большое помещение бельэтажа (ил. 1). Он создан по проекту А. Ринальди в 1770-е годы. В конце XVIII века по периметру зала была установлена скульптура, включающая два подлинных античных бюста Антиноя и императора Каракаллы. Два зала бельэтажа (Малиновую гостиную и Тронную императора Павла I) украшали гобелены, вытканные во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов (ил. 3). Это подарки короля Людовика XVI великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. В Тронной императрицы Марии Федоровны располагалась замечательная коллекция произведений живописи (ил. 2). Среди картин, плотно развешенных по стенам, находились работы известных европейских художников: Я. Милля, Д. Тенирса, Н. Берхема, Дж. Романелли, П. Батони. При императоре Николае I в 1850-х годах парадные помещения XVIII века были тщательно отреставрированы и на протяжении всего XIX века существовали как мемориал эпохи Павла I (ил. 4).

4.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Мраморная
столовая. 1880 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 40,6х31,7 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-428-ХI)
1.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Белый зал. 1880 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила. 31,8х43,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-430-ХI)


Гау создал также 6 акварелей с видами личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа. В нижней части стен находились дубовые панели. Стены и потолки покрывали полихромные росписи с геометрическими и растительными орнаментами. Предметы, наполняющие эти интерьеры, свидетельствуют о вкусе императора и его интересах. 

3.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Верхняя тронная
императора Павла I. 1878 г. Бумага, карандаш,
акварель, белила. 42,8х29,5 см. (ГМЗ «Гатчина»,
инв. № ГДМ-423-ХI)
2.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Тронная императрицы
Марии Федоровны. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 54,5x64,5 см. (ГМЗ «Гатчина»,
инв. № ГДМ-417-ХI)

В состав личных комнат Павла I входила Нижняя тронная (ил. 5). Необычной чертой оформления этого зала было то, что тронное кресло в нем установлено на фоне крупноформатного портрета Петра I (картина приписывается работе Ф. Жувене). Известно, что Павел I с огромным уважением относился к личности Петра. Стены Верхней тронной были украшены пейзажами венецианских художников и портретами государственных деятелей XVIII века. На подзеркальном столике между вазами — гипсовый бюст короля Генриха IV. Портреты Генриха Наваррского встречались в личных комнатах Павла чаще, чем чьи бы то ни было, – 6 раз. 

5.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Нижняя тронная
императора Павла I. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 41,5х28,7 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-419-ХI)
6.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Овальный
кабинет императора Павла I. 1877 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 31,5х35 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-418-ХI)

В Овальном кабинете с 1833 года находились вещи из кабинета Павла I в Михайловском замке: походная кровать императора, его одежда, ботфорты, трость и ширма (ил. 6). Эти предметы были переданы в Гатчинский дворец по завещанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

7.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Башенный кабинет императора Павла I.
1878 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
38,7х29 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-424-ХI)
9.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Оружейная галерея. 1880 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
42,7х30,4 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-431-ХI)

В Башенном кабинете в низких шкафах хранились книги и чертежи, которые Павел I всегда хотел иметь под рукой (ил. 7). Среди них мемуары министра финансов Генриха IV герцога де Сюлли, книги по морскому делу, религиозные сочинения. На акварели Гау на подоконнике видна библия, которая всегда находилась в этом помещении. По воспоминаниям современников, Павел I часами молился в кабинете перед библией.

После смерти Павла I последующие владельцы дворца сохраняли личные комнаты императора в неприкосновенности.

В серию созданных Гау акварелей вошли также изображения парадных помещений полуциркульных крыльев дворца. В западном крыле, соединяющем Центральный корпус с Кухонным каре, располагались Чесменская и Оружейная галереи (ил. 8, 9). Чесменская галерея была создана по проекту В. Бренны в 1790-е годы. Первоначально галерея называлась Золотой (из-за позолоты на лепных орнаментах). Название «Чесменская» она получила в XIX веке благодаря украшавшим ее трем картинам художника Ф. Гаккерта с видами Чесменского боя. При Павле I через галерею совершались торжественные выходы в дворцовую церковь, иногда это помещение служило залом для многолюдных банкетов. В октябре 1799 года там отмечали свадьбы дочерей Павла I Александры и Елены. Рядом с Чесменской галереей находилась Оружейная (Арсенальная) галерея, созданная в 1823 году. Там можно было увидеть образцы изделий лучших оружейных мастерских России, Европы и Востока.

8.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Чесменская
галерея. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 38,4х31,1 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-422-ХI)
10.JPG
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Церковь Св. Троицы.
1875 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
32,5х45,6 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-451-ХI)

За галереями находилась Овальная комната. Ее стены украшали картины С. Ф. Щедрина с видами Гатчинского парка, которыми закрыли во второй половине XIX века росписи Д. Б. Скотти. Из Овальной комнаты по небольшому коридору можно было пройти в дворцовую церковь Св. Троицы (ил. 10). Церковь была устроена в башне Кухонного каре еще при Г. Г. Орлове, но перестраивалась несколько раз. На акварели Э. П. Гау церковь изображена после перестройки 1840-х годов, осуществленной по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Скульптор П. Дылев создал лепной декор этого интерьера, росписи стен и светового фонаря выполнили художники П. М. Шамшин и А. Ф. Перниц.  

11.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Греческая галерея. 1880 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила.
40,3х30,3 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-415-ХI)
12.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Арсенальный зал. 1876 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 28,5х44 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-403-ХI)



В восточном полуциркульном крыле, соединяющем Центральный корпус с Арсенальным каре, располагалась Греческая галерея (ил. 11). Она была оформлена по проекту В. Бренны в 1790-е годы. Галерею украшали бюсты римских императоров, копии разнообразных античных статуй, картины «живописца руин» Гюбера Роббера. За Греческой галереей находилась комната Ротари, где размещалась коллекция картин этого известного художника середины XVIII века.

13.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Большой военный
кабинет императора Николая I. 1862 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 23,7х32,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-407-ХI)
14.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Ванная императрицы
Александры Федоровны. 1877 г. Бумага, карандаш,
акварель, белила. 41,7х30 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-414-ХI)

Как уже отмечалось выше, главным во второй половине XIX века стало перестроенное Р.И. Кузьминым Арсенальное каре. Гау создал 57 акварелей с видами помещений этого корпуса дворца. Самое просторное помещение Арсенального каре Арсенальный зал (ил. 12). Там проходили официальные обеды, устраивались любительские спектакли, придворные и члены императорской семьи играли в карты и бильярд. Для детей в зале были установлены горка и качели. Из Арсенального зала можно было пройти в личные комнаты императора Николая I и его супруги Александры Федоровны, находившиеся в восточной части Арсенального каре.

15.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Дубовый кабинет
императрицы Александры Федоровны. 1877 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 29,5х41,5 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-411-ХI)
16.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Гостиная императрицы
Александры Федоровны. 1876 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 29х47 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-410-ХI)

Атмосфера строгой упорядоченности царила в комнатах императора. В этих помещениях находилась мебель красного дерева строгих и лаконичных форм, выполненная Г. Гамбсом и П.П. Гамбсом в 1820-е и 1850-е годы (ил. 13). На стенах — акварели с изображениями фигур в военных мундирах разных эпох. Апартаменты императрицы были оформлены с большей роскошью (14, 15, 16). Стены некоторых помещений обиты тканями (шелк и ситец), лепка потолка позолочена, полы покрывали мягкие ковры с цветочным орнаментом. Мебель в стиле второго рококо гармонировала с лепкой на потолке и решением каминов. На стенах этих комнат располагались многочисленные портреты родственников императрицы и романтические пейзажи. Бронзовые люстры, канделябры и часы для новых интерьеров были созданы на петербургских фабриках Ф. Шопена и М. Лейхтенбергского.

17.JPG
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Готическая галерея. 1877 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 41,7х29,6 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-413-ХI)
18.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Китайская галерея в Гатчинском дворце.
1876 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
44,2х29 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-409-ХI)

Вдоль личных комнат Николая I и Александры Федоровны протянулась Готическая галерея — замечательный образец неоготического стиля. В окна галереи были вставлены цветные стекла, создававшие иллюзию средневековых витражей. Другая галерея, также оформленная в неоготическом стиле, находилась на третьем этаже Арсенального каре. Она называлась Китайской, так как в ней экспонировалась уникальная по художественному уровню коллекция произведений китайских и японских мастеров, включавшая около 4000 экспонатов (ил. 17, 18). 

19.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Гостиная императора
Александра II. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 29,4х41,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-405-ХI)
20.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Кабинет
императора Александра II. 1862 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 32,6х25,9 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-455-ХI)

Комнаты семьи императора Александра II были оформлены архитектором Р. И. Кузьминым аналогично личным помещениям Николая I и Александры Федоровны. На потолках — изящная лепка, стены окрашены различными колерами или обиты тканями, паркеты простого геометрического рисунка, в некоторых комнатах – ковры с цветочным орнаментом (ил. 19, 20). Ореховая мебель в стиле второго рококо мастерской А. Тура соответствовала общему решению залов. В личных комнатах Александра II находилось много охотничьих трофеев, так как он приезжал в Гатчину главным образом на охоту. При нем в этот город была переведена Императорская охота и вблизи Дворцового парка построена целая егерская слобода. В помещениях Александра II на полу можно увидеть чучела медведей в виде ковров, на стене гостиной — голову зубра, убитого императором в Беловежской пуще.

21.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Спальня императрицы
Марии Александровны и императора Александра II. 1879 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила. 40,6х27,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-401-ХI)
22.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Кабинет императрицы
Марии Александровны. 1874 г. Бумага, карандаш,
акварель, белила. 29,5х41,5 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-402-ХI)

У комнат императрицы также была своя особенность (ил. 21, 22, 23). В некоторых ее помещениях (спальне, кабинете и ванной) стены были обиты вошедшим во второй половине XIX века в моду английским вощеным ситцем — чинзом. Этот красивый материал был удобен в использовании. Стены, затянутые чинзом, легко выдерживали влажную уборку.

23.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Столовая императрицы
Марии Александровны. 1874 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 42,7х29 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-449-ХI)

24.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). 5-я Комната детей
Александра II (Кабинет великой княгини Марии
Александровны). 1878 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 28,5х41,5 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-452-ХI)

Рядом с апартаментами Александра II находились помещения его детей. Э. П. Гау зарисовал три комнаты дочери Александра II – великой княгини Марии Александровны (ил. 24). Ко времени создания акварелей она уже вышла замуж за принца Великобританского и Ирландского герцога Эдинбургского Альфреда-Эрнеста-Альберта и в Гатчине практически не бывала. Поэтому ее комнаты носят характер запасных помещений дворца.

Хотя семья Александра II не слишком часто приезжала в Гатчину, именно этот император пригласил художника Э.П. Гау запечатлеть все имеющие художественное или историческое значение интерьеры здания.

25.jpg
ГДМ-434-ХI, КП-7721 - Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Передняя на третьем этаже Центрального корпуса. 1870 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила. 27,7х41,2 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-434-ХI)
27.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Спальня на третьем этаже
Центрального корпуса. 1879 г. Бумага, карандаш, акварель,
белила. 42,2х28,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-436-ХI)

Одиннадцать из созданных Гау акварелей запечатлели гостевые комнаты третьего этажа Центрального корпуса (ил. 25, 27, 28). Эти комнаты были созданы в начале 1850-х годов по проекту Р.И. Кузьмина, но отделаны в 1860-е и 1870-е годы. В состав этих помещений входило несколько спален, гостиных и кабинетов. В интерьерах находилась мягкая мебель в стиле второго рококо, сделанная в мастерской А. Тура. На стенах можно было увидеть много живописных полотен. Ряд комнат украшали городские пейзажи известных венецианских художников-ведутистов Б.П. Белотто и Д.А. Каналетто. В других помещениях находились крупноформатные картины на исторические сюжеты и портреты. В Желтом зале по стенам были развешены портреты героев войны 1812 года, созданные художником Д. Доу (ил. 26). Это повторения его работ, выполненных для галереи 1812 года в Зимнем дворце.

28.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Овальная
комната на третьем этаже Центрального корпуса.
1879 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
38,2х30,7 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-443-ХI)
26.jpg
Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Желтый зал на третьем
этаже Центрального корпуса. 1879 г. Бумага, карандаш,
акварель, белила. 43,6х28,7 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-435-ХI)

Акварели Э.П. Гау привлекают внимание техническим совершенством, точностью и достоверностью передачи архитектуры, мебели, предметов комнатного убранства, фактуры материалов. Художник виртуозно владел различными приемами построения перспективы и стремился, чтобы выбранная им точка зрения давала наиболее эффектное восприятие пространства. Построение перспективы в карандаше художник выполнял в мастерской, используя обмерные чертежи залов (планы и развертки стен) [27]. Исходя из особенностей интерьеров, Гау выбирал фронтальный или косоугольный метод построения перспективы. Чаще всего он использовал фронтальную перспективу, при которой одна из стен помещения находилась параллельно плоскости листа. Этот метод построения перспективы позволял оставить одну из стен без изменения и значительно уменьшал количество искажений. Гау использовал прием «отхода» за пределы зала, что значительно увеличивало охват изображаемого пространства. Иногда художник специально сжимал пространство, дорисовывал части интерьера, не попадающие в построение. В готовой перспективе зала художник размещал предметы, заранее зарисованные с натуры. После этого Гау переносил карандашное построение на чистый лист для работы в цвете. Художник создавал свои работы в технике цветной отмывки, многократно покрывая цветовым слоем лист с постепенным усилением тональности всего изображения. В некоторых случаях для достижения большего художественного впечатления Э.П. Гау применял дополнительные материалы. Он мог углубить тон, прописывая поверхность изображенного предмета яичным белком, подслащенной водой или гуммиарабиком. Эти субстанции имитировали лак и закрепляли поверхность. Для создания иллюзий того или иного материала Гау применял ретушь. Художник также использовал белила, чтобы выделить объем того или иного предмета[28]. Цветовая гамма акварелей Гау холодная, контуры предметов всегда четко обозначены.

Акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца были последней большой серией работ художника. Не известно, когда он прекратил свою творческую деятельность. Во второй половине 1880-х годов произошли перемены в личной жизни акварелиста. Он женился в 1886 году на Эмилии Марии Лилье. Э.П. Гау был женат дважды. Сведений о его первой жене не сохранилось. От первого брака у Гау было два сына: Ричард и Артур. Скончался художник 22 декабря 1887 г. в Дерпте и погребен в этом же городе 27 декабря[29]. Блестящим памятником творческого пути Э.П. Гау являются сохранившиеся в различных собраниях созданные художником акварели.

Работы Э. П. Гау — это не только замечательные произведения искусства, но в то же время ценные исторические документы. Они сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации сильно пострадавшего в годы Великой Отечественной войны Гатчинского дворца, и в настоящее время к ним часто обращаются реставраторы.



[1] Греч А. Эдуард Гау // Среди коллекционеров. М., 1924. № 5-6, с. 12-16; Воронихина А.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века. М., 1983. С.11-14; Соломатина Н. Художники Гау // Немцы в России. Энциклопедия. Т.1. (А-И). М., 1999. С.478; Коршунова М.Ф. Акварельные виды Нового Эрмитажа // Николай I и Новый Эрмитаж. 150 лет Новому Эрмитажу. СПб., 2002. С.22; Художники народов СССР XI – XX вв. Биобиблиографический словарь. Т.2. СПб., 2002. С. 422; Князева Е.Е. Изучение истории семьи художников Гау по архивным источникам. // Владимир Иванович Гау. Русский камерный портрет. Государственный музей А.С. Пушкина. М., 2010. C. 219.

[2] Благодарю за помощь в сборе документов, касающихся биографии Э.П. Гау, Е.Е. Князеву.

[3] Князева Е.Е. Указ. соч. C. 219.

[4] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 9 -9об.

[5] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 1

[6] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 1; РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 8

[7] Коршунова М.Ф. Указ. соч. С.22.

[8] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 9 -9об.

[9] РГИА. Ф. 540. Оп. 1(43/1659). Д. 164. Л. 1; Д. 207. Л. 1-1об.; Д. 253. Л.1.; Ф. 522. Оп. 1. Д. 14. Л. 68; Ф. 472. Оп. 9. Д. 144. Л. 85-85 об.; Ф. 490. Оп. 2. Д. 2847. Л. 2

[10] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 28-29.

[11] Воронихина А.Н. Указ. соч. С.11-14.

[12] РГИА.Ф.789. Оп.3. Д.95-1861. Л. 120об.

[13] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 10-11.

[14] РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 66-Г. Л. 17-17 об.

[15] РГИА. Ф. 472. Оп. 323/1125.Д. 1577-1860

[16] Воронихина А.Н. Указ. соч. С.17; РГИА, Ф. 789. Оп. 5. Д. 77-1866г.Л. 42.

[17] РГИА.Ф.789. Оп.3. Д.89-1862. Л. 179об; РГИА.Ф.789. Оп.3. Д.95-1861. Л. 33.

[18] РГИА. Ф. 472. Оп. 19 (116/953). Д. 41. Л. 1-2об.

[19] РГИА. Ф. 472. Оп. 19 (116/953). Д. 41. Л. 7.

[20] РГИА. Ф. 540. Оп. 1(43/1659). Д. 164. Л. 1; Д. 207. Л. 1-1об.

[21] РГИА. Ф. 540. Оп. 1(43/1659). Д. 253. Л. 1; РГИА. Ф. 472. Оп. 9. Д. 144. Л. 85-85 об.

[22] РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 2847. Л. 2.

[23] РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д.187-1879. Л. 24-25.

[24] Петрова О.В. Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца. СПб., 2006. С. 6,7, 32-45.

[25] Виртуоз «умного выбора». 200 лет со дня рождения архитектора Р.И. Кузьмина. Каталог выставки / составитель О.В. Петрова. СПб., 2011. С.47-107; Петрова О.В. Архитектурная графика первой половины XIX века из собрания Гатчинского дворца. Научный каталог. СПб., 2009. С.3-6, 22-47.

[26] Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина / 3-е издание, исправленное и дополненное. СПб., 2007. С.51.

[27] Воронихина А.Н. Указ. соч. С. 5, 7, 21, 22.

[28] Коршунова М.Ф. Указ. соч. С.23.

[29] Князева Е.Е. указ. соч. С. 219