Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Январь 2016 г. — 260 лет со дня рождения Сальваторе Тончи.

Шукурова А.Э.

Сальватор Тончи (Tonci Salvatore; 1756 — 1844) — художник, график, музыкант, поэт и певец итальянского происхождения, в России — Николай Иванович.

Сальватор Тончи родился в январе 1756 г. в Риме. Жизненный путь художника напоминает приключенческий роман. В молодые годы Тончи служил в королевской гвардии Неаполя, который в это время входил во владения испанских Бурбонов. Однако пристрастие к занятиям изящными искусствами взяло верх. Тончи получил известность на родине, в первую очередь, как поэт. Кроме того, он занимался музыкой, пением, изучал живопись. Тончи был принят в Римскую Академию де Форти и в знаменитую Болонскую Академию.

Позже Тончи был приглашен как певец ко двору короля Польши Станислава Понятовского. После отречения Понятовского в 1795 г. Тончи последовал за ним в Петербург. Россия стала второй родиной Тончи.

Большую часть своей «русской» жизни Тончи прожил в Москве, где стал вхож в высшее общество благодаря своему браку: талантливый итальянец покорил сердце княжны Натальи Ивановны Гагариной, бывшей гораздо моложе его. Конечно, семья княжны без восторга отнеслась к её выбору, но, тем не менее, брак был удачным, у супругов родились две дочери. По воспоминаниям современников, Тончи «стал светилом всех Московских клубов и другом Ф. Ростопчина, и всех князей и графов». Его вспоминали как необычайно образованного, любезного человека, с необычайно широким кругозором и живой, образной речью. Сальватор Тончи, уже Николай Иванович, поступил на службу в Кремлёвскую экспедицию, которая ведала ремонтными работами в императорских дворцах Москвы, а затем почти четверть века был инспектором рисовальных классов московской Архитекторской школы.

В исторической коллекции живописи Гатчинского дворца было несколько портретов кисти С. Тончи. Самый известный из них — «Портрет Павла I в мальтийском одеянии», заказанный для «Приорской залы Мальтийского ордена».


С. Тончи. Портрет
Павла I в мальтийском одеянии
(ГДМ-431-III).


Павел I изображен на нем в полном облачении гроссмейстера Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) с орденской короной. На столе, по правую руку императора, лежат печать Ордена и кинжал веры. Все регалии были специально изготовлены в Петербурге для церемонии интронизации императора 29 ноября 1798 г. Подбитая горностаем черная мантия с нашитым белым шелковым крестом выполнена из бархата. Далматик из золотого глазета украшен белым латинским крестом. Через правое плечо Павла I перекинута голубая лента ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, поверх нее — малиновая перевязь, являющаяся частью облачения высших чинов ордена Св. Иоанна Иерусалимского. На шее на золотой цепи — крест, принадлежащий Великому Магистру Жану де ла Валетту (1557-1568), присланный Павлу I, как протектору Ордена, в ноябре 1797 г. К левому плечу мантии прикреплены «страсти» — широкая лента с вышитыми на ней символами страданий Христа.

Это полотно Тончи произвело сильное впечатление на Александра Бенуа, который после посещения Гатчины летом 1901 г. писал, что один этот портрет «стоит целого исторического исследования». И, конечно, нельзя не отметить, что на знаменитой портретной выставке, устроенной в 1905 г. в Таврическом дворце С. Дягилевым при участии А.Н. Бенуа, работа С. Тончи заняла почетное место.

Открытка «Выставка
исторических портретов»


В довоенной экспозиции Гатчинского дворца-музея этот портрет Павла I с 1920-х гг. находился в Аванзале. Это был очень выразительный ход, предложенный главным хранителем Владимиром Кузьмичом Макаровым: огромное полотно разместили над камином. Таким образом, царственный хозяин дворца как бы «встречал» гостей, и, безусловно, то сильное впечатление, которое производил этот портрет, задавало тон всему рассказу о Гатчинском дворце.

Сейчас все посетители Гатчинского Приората могут полюбоваться этим замечательным портретом, оценить впечатления А.Н. Бенуа и поразмышлять о связи времен…







Аванзал. Фото М.А. Величко.
1930-е гг.