Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Гарнитур из Белого зала

Исторические события XX века нанесли огромный ущерб богатейшему художественно-историческому убранству Гатчинского дворца. Многие уникальные вещи были безвозвратно потеряны. Сотрудники Гатчинского музея много сделали и делают для воссоздания исторических интерьеров императорской резиденции. Гарнитур А.Тура из Белого зала был раздроблен и передан в другие организации как «имущество, не имеющее художественного значения» в 20-е годы XX века. Первую часть гарнитура (диван и 15 стульев) удалось вернуть в 1980-е годы, вскоре после открытия первых отреставрированных залов Гатчинского дворца. И поэтому возврат, хотя и на временное хранение, оставшихся вещей, входивших в убранство одного из самых эффектных интерьеров Гатчинского дворца — событие значимое.

В начале марта 2017 года была отреставрирована ранее находившаяся в фондах московского Государственного музея А.С.Пушкина, мебель из исторического интерьера Белого зала Центрального корпуса. Благодаря инициативе администрации ГМЗ «Гатчина» и содействию директора ГМП Е.А.Богатырева, диван и десять стульев дополнили недостающий гарнитур, и убранство Белого зала почти обрело свой первоначальный облик.

Этот интерьер можно видеть на акварели Э.П.Гау 1880 года. Белый зал, самое большое помещение бельэтажа Центрального корпуса сохранило отделку времен Антонио Ринальди. При Павле Петровиче он назывался Кавалергардской комнатой. В Белом зале проходили балы и торжественные выходы, а в царствование Александра Ш устраивались и детские праздники.

Гарнитур был специально заказан для Белого зала императором Николаем I мебельщику Андрею Ивановичу Туру в 1850-х годах, когда началась перестройка и отделка главного корпуса, закончившаяся только в 1858 г. Золотистый шелк с легким растительным орнаментом, которым была обита мебель и светлая окраска деревянных деталей под «французский лак», в сочетании с изящным орнаментом стен, плафоном, дверями и скульптурными группами – все это придавало Белому залу особую парадность, декоративность и изысканность.


Гау Э.П. (1807-1887). Белый зал. 1880 г.



Белый зал. Фотография М.А.Величко.
До 1941 года.





Король Дании Христин IX (1818-1906) и королева Луиза (1817-1898) – родители императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III.

Мебельная фабрика А.И.Тура занимала второе место после мастерской Г. и П.Гамбсов по объемам производства. Основанная в 1811 г., фабрика А.И.Тура вскоре становится поставщиком императорского Двора, и продает мебель не только в России, но и за рубеж.

В ходе реставрационных работ была найдена часть первоначальной обивки – того самого золотистого шелка, скорее всего, французской работы. В дальнейшем реставраторами была сделана и вторая интересная находка: кусок черновой обивки на которой простым карандашом выведено: «Обойщик Сергiй… (неразборчиво). Если я помру, то помяни 1881 Августъ вожеданiе Царя въ Гатчино Александр Ш обойщиков».


Стул из исторической коллекции,
переданный в 2015 г. из
Государственного музея
А.С.Пушкина в Москве.



Первоначальная шелковая обивка гарнитура, выполненная в мастерской
А.Тура при императоре Николае I. (найдена при проведении
реставрационных работ в 2016 г.)




Богдан Виллевальде. (1818-1903)
Портрет императора Николая Первого
с цесаревичем в мастерской
художника в 1854 г. 1884. Государственный
Русский музей.


Дело в том, что после переезда в Гатчину императора Александра III было сделано распоряжение заменить истрепавшийся золотистый шелк гарнитура Белого зала на более практичную ткань серо-голубого цвета. Надпись на куске ткани, сделанная обойщиком, приходится на лето 1881 года, когда в августе должна прибыть датская королевская чета, то есть родители императрицы Марии Федоровны. И, скорее всего, к этому событию были проведены работы по замене обивки на гарнитуре из зала, в котором проходили все торжественные мероприятия.

Хочется выразить благодарность мастерам, принимавшим участие в реставрации: А.В.Баранова, А.А.Савицкого, И.В.Терехова, В.В.Гурова.