Language
Русский English Français
Версия для слабовидящих
Реставрация штор из Приемного кабинета Александра III

В 2014 году была проведена реставрация штор из Приемного кабинета Александра III.

До 1941 года они входили в убранство интерьера и украшали два окна.

Приемный кабинет Александра III Фото до 1917 года
Приемный кабинет Александра III.
Фото до 1917 года
Приемный кабинет Александра III Фото до 1941 года
Приемный кабинет Александра III.
Фото до 1941 года

Во время эвакуации шторы были вывезены из дворца. Интересно отметить, что в годы Великой Отечественной войны для спасения произведений искусства в качестве упаковочного материала использовались драпировки из интерьеров. Поэтому, по счастью, сохранились многие ценные исторические ткани, которые можно реставрировать или использовать в качестве образцов при воссоздании для залов музея.

Фрагмент одной из штор после реставрацииШторы из Приемного кабинета Александра III были выполнены во второй половине XIX века из очень качественной репсовой ткани темно-бирюзового цвета. Самое ценное в отделки этих оконных драпировок было то, что их украсили шпалерными бордюрами. В основе построения рисунка были использованы изображения стилизованных листьев аканта, среди которых порхали птицы и бабочки. Композиция была исполнена в розовой, бирюзовой, зеленой и золотистой цветовой гамме на светлом фоне.

По мнению специалистов, бордюры были изготовлены в конце XVIII века на знаменитой Петербургской шпалерной мануфактуре. Великолепные тканые рамы некогда входили в шпалерный ансамбль, украшавший один из интерьеров Михайловского замка. Они обрамляли тканые пейзажи с видами Павловска, помещенные на стены зала.

За долгие годы использования в Гатчинском дворце по своему прямому назначению и экспонирования на тематических выставках художественных тканей, шторы изрядно обветшали. На основной репсовой ткани и шелковой подкладке образовались многочисленные разрывы и утраты. Но самое печальное, ценные шпалерные бордюры буквально «руинировали» на значительной части своего исторического размера.
Фрагмент одной из штор
после реставрации

Ценители шпалерного искусства и специалисты знают, что тканое произведение, выполненное в старинной технике ручного ткачества – это плод многолетнего очень тяжелого труда. Классические шпалеры создавались на специальных станках, рисунок исполнялся мастерами по живописным образцам, выполненным знаменитыми художниками.

Проведению сложных кропотливых работ по реставрации штор из Приемного кабинета Александра III предшествовало доскональное обследование экспонатов, в том числе на стойкость исторических красителей, т.к. шторы после полного демонтажа подверглись полной механической и химической очистке.

Реставратор высшей категории Литаш М. К. за работой
Реставратор высшей категории Литаш М. К. за работой

Затем были подобраны и подготовлены реставрационные материалы, нитки были окрашены химическими (прямыми и кислотными) и естественными (травами с протравой квасцами) красителями по методу ВХНРЦ им. Грабаря.

В процессе реставрации были замаскированы и укреплены многочисленные утраты на основной темно-бирюзовой репсовой ткани штор. По возможности была устранена деформация, драпировки были монтированы на новую подкладку.

5.JPG

Самой сложной задачей при проведении реставрационных работ стало воссоздание исторических бордюров. За образец брались рисунки сохранившихся частей, их восполнение велось методом имитации шпалерного ткачества. Рисунок вышивался вручную тонированными нитями с соблюдением исторического цветового решения.

Фрагмент бордюра до реставрации
Фрагмент бордюра до реставрации

Фрагмент бордюра после реставрации
Фрагмент бордюра после реставрации

Декоративные бордюры были реставрированы по всей четырехметровой длине штор.

8.JPG

После проведенной колоссальной работы были спасены от разрушения очередные шедевры из собрания Гатчинского дворца.

Редкие произведения искусства тканого искусства в скором времени украсят убранство выставочных залов третьего этажа Центрального корпуса музея.