Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Судьба убранства жилых комнат Александра II и
Марии Александровны в Гатчинском дворце


Шукурова А. Э.


Гостиная А II
Гостиная Александра II. Фото 1938 г. Фотограф Величко М. А.

Данное сообщение ставит своей целью определить, насколько возможно воссоздание интерьеров жилых комнат семьи Александра II и Марии Александровны в Гатчинском дворце. Проблема эта встала особенно актуальной в связи с начавшейся реставрацией помещений Арсенального каре, где находились жилые комнаты семьи Николая I, Александра II и Александра Ш. Реставрация Гатчинского дворца началось гораздо позже других пригородных дворцов. Неудивительно, что процесс этот идет очень болезненно, поскольку приходится сталкиваться не только с проблемами, связанными с эвакуацией предметов, но и с вторичным возвратом этих эвакуированных вещей на свое историческое место уже из других музеев.

Гостиная МА
Гостиная Марии Александровны. 1938 г. Фотограф Величко М. А.

Александр Николаевич неоднократно бывал в Гатчине, будучи наследником престола. С отцом охотился в Сильвии и Приоратском парке. В 1840 году в Гатчине встречали Высоконареченную Невесту, Марию Гессен-Дармштадскую, будущую Цесаревну Марию Александровну. К сожалению, нет точных сведений о том, какие именно комнаты занимал Наследник в Гатчинском дворце до перестройки, предпринятой в 50-ые годы XIX столетия. В 1831 году, по сведению камер-фурьерского журнала, комнаты Наследника располагались в среднем этаже Арсенального каре окнами на плац. Вероятно, после свадьбы для молодых супругов отделали комнаты в нижнем этаже Арсенального каре. После перестройки, которая относительно мало затронула планировку первого этажа, семья Цесаревича и Цесаревны с детьми заняли так же помещения в первом этаже. Комнаты «августейших детей» выходили окнами на дворцовый плац, родителей — на плац и Екатеринвердерский (ныне Красноармейский) проспект. После восшествия на престол, Александр II и его супруга во время визитов в Гатчину останавливались в этих же комнатах, новых не отделывали.

ГОСТИНАЯ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ. Акварель Э. Гау, 1878 г.
Гостиная Марии Александровны. Акварель Гау Э., 1878 г.

«Комнаты великих князей» в последние десятилетия XIX века очень часто меняли своих хозяев. После 1917 года не были музеефицированы и использовались, судя по всему, под фонды.

Нам хотелось бы детально остановиться только на комнатах, которые принадлежали Александру II и Марии Александровне. Перечень их апартаментов стандартен: Приемная Александра Николаевича, Гостиная, Ванная, Кабинет, Спальня Марии Александровны, Ванная, Гостиная, Кабинет, Приемная и Столовая. То есть всего 10 комнат: 4 комнаты Александра Николаевича, 5 комнат Марии Александровны и 1 общая. Подобная скромность, отсутствие парадных помещений объяснялась, прежде всего, самим загородным, «охотничьим», характером дворца. Для торжественных мероприятий широко использовались парадные залы Главного корпуса дворца, сохранившиеся со времен Павла I. В обычные дни для светских увеселений, завтраков, обедов, балов общество собиралось в Арсенальном зале, расположенном на первом этаже Арсенального каре и неоднократно описанном в мемуарной литературе.

СПАЛЬНЯ МА
Спальня Марии Александровны. 1938 г. Фотограф Величко М. А.

Теперь уместно будет сказать несколько слов о тех источниках, которыми мы располагаем для изучения истории убранства комнат и его судьбы. За точку отсчета для первоначальных изысканий мы приняли состояние дворца на 1939-1940-ые годы, поскольку этот период лучше всего обеспечен документацией и фотоматериалами. Таким образом, главным источником для нас служила опись Генеральной инвентаризации 1938 года. Что касается изобразительных материалов, которыми мы располагаем, прежде всего, это акварели художника Э. Гау и довоенные фотографии, также известно небольшое количество открыток, датировать их подчас бывает непросто в силу того обстоятельства, что при печати в 20-40-ые годы использовались дореволюционные негативы.

Кабинет МА
Кабинет Марии Александровны. 1938 г. Фотограф Величко М. А.

Комнаты Александра II и Марии Александровны имеют и мемориально-историческое, и художественное значение. Архитектурные объемы помещений достаточно просты, без сложных членений. Стены гладкие, без каких-либо рельефных украшений, только потолок украшает скромный лепной декор. В комнатах Александра Николаевича стены гладко окрашены. В Спальне, Ванной и Кабинете Марии Александровны стены затянуты чинзом цветочного рисунка, в Гостиной — шелком, в Приемной и Столовой — крашеные. По каждой комнате мы располагаем почти одинаковым набором изображений разного времени. Теперь перейдем к краткой характеристике каждой.

ПРИЕМНАЯ АЛЕКСАНДРА II. Акварель Э. Гау, 1876 г.
Приемная Александра II. Акварель Гау Э., 1876 г.

Приемная Александра Николаевича (акварель Э. Гау , фотография 1938 года): комната проста по убранству, главное украшение — живописные полотна и бронзовые группы Мена, Фратена и Муанье на охотничьи сюжеты. Довоенные путеводители отмечали портреты любимых собак Александра Николаевича Понча и Милорда кисти художника Калюччи. По описи 1938 года: 68 предметов. Эвакуировано из этой комнаты было всего 12 предметов: 4 картины, 3 предмета бронзы, 1 предмет бытовой коллекции (голова лося, охотничий трофей императора 1873 года), и один фарфоровый кроншал. Ни одного из этих предметов нет в Гатчинском дворце.

Гау Э. Гостиная Александра II.
Гостиная Александра II. Гау Э.

Гостиная Александра Николаевича (акварель Э. Гау, фотография 1938 года): комната была обставлена ореховой мебелью в силе «второго рококо» мастерской А. Тура, на стенах — живописные полотна, преимущественно на охотничьи сюжеты, но были и портреты, и акварели. Так же интерьер украшали бра и канделябры золоченой бронзы, люстра. На столике экспонировалось дежене Императорского фарфорового завода с видами Петербургских и пригородных дворцов и предметы из хрусталя. По описи: 66 предметов (из них — 24 мебели и 18 картин и акварелей). Эвакуировано было 18 предметов (5 картин, 5 предметов бронзы, 7 фарфора и 1 бытовой коллекции). Сейчас во дворце в наличии есть только фарфоровое дежене.

Кабинет Марии Александровны. Акварель Э. Гау, 1874 г.
Кабинет Марии Александровны. Акварель Гау Э., 1874 г.

Ванная Александра Николаевича (акварель Э. Гау, фотография 1938 года): комната делилась перегородкой на две части — собственно ванную комнату и проходную между гостиной и кабинетом. Мебели было совсем немного, также работы мастерской А. Тура, стены украшали главным образом акварели и литографии. В проходной части — литографии с акварелей К. Пиратского, акварели М. Воробьева с видами комнат в Зимнем дворце, акварели М. Зичи и др. А в ванной комнате — большое количество «легкомысленных» литографий. По описи 103 музейных предмета (из них литографий 65). Спасено в годы войны было немного — всего 5 предметов (1 серебряный складень и 4 акварели). Ни одной из этих вещей во дворце нет.

КАБИНЕТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II В АРСЕНАЛЬНОМ КАРЕ. Акварель
Кабинет императора Александра II в арсенальном каре. Акварель Гау Э.

Кабинет Александра Николаевича (акварель Э. Гау, открытка, фотография 1938 года): пожалуй, наиболее интересная из всех комнат и по планировке (этот кабинет называют еще «башенным», одно окно выходит на плац, другое на проспект), и по разнообразию убранства . Мебель красного дерева, зеленые стены, портреты и литографии на стенах, фотографии и бронзовые статуэтки на столе и полушкафах, золоченые канделябры и часы удивительно хорошо гармонируют между собой. Числилось по описи — 180 предметов. Из них картин и литографий 92. Эвакуировано всего было 17 предметов: 7 картин, 4 предмета бронзы, 6 акварелей. В собрании ГМЗ «Гатчина» на сегодняшний день есть только 2 акварели и ящик для дров.

Спальня Марии Александровны. Акварель Гау
Спальня Марии Александровны. Акварель Гау Э.

По контрасту с комнатами супруга помещения Марии Александровны могут показаться даже слишком нарядными. Радостное настроение создается за счет пестрого рисунка чинза и многочисленных фарфоровых безделушек на столах и этажерках, блеска изящных бра и канделябров золоченой бронзы, зеркал. Убранство спальни, ванной и кабинета решено примерно одинаково: мягкая мебель орехового дерева, обитая чинзом, причем обивка стен и мебели совпадает. Место сцен охоты занимают портреты родных.

Спальня Марии Александровны (акварель Э. Гау, 2 фотографии 1938 года, две открытки). До войны экспонировалось 65 предметов. Эвакуировано 10 предметов: 5 фарфора, 3 мебели, 2 предмета из серебра. У нас в фонде мебели есть только стул и кресло. Поскольку мебель и стены были обтянуты чинзом одинакового рисунка, то есть образец для его воссоздания.

Ванная Марии Александровны (акварель Э. Гау, фотография 1938 года). По описи 1938 года — 60 предметов. Эвакуировано всего 19 предметов: 2 картины, 6 предметов из бронзы, набор предметов из стали русской работы (туалетный столик, столик и пр.) 9 предметов. В ГМЗ «Гатчина» есть фарфоровая вазочка, портрет Марии Александровны, написанный И. Крамским и 2 бронзовых канделябра из этой комнаты.

Кабинет Марии Александровны (акварель Э. Гау, 4 фотографии 1938 года, открытка). В экспозиции было 97 предметов, треть которых приходился на фарфор. Эвакуировано всего 32 предмета: 24 фарфора (практически весь!) , 1 картина, 4 бронзы, 3 мебели. В фондах Гатчинского дворца сейчас находится 13 изделий из фарфора и вся эвакуированная мебель — 2 стула и кресло. На мебели сохранились фрагменты подлинного чинза, аналогичного тому, которым были затянуты стены. Более того, мы имеем уникальную личную коллекцию произведений майсенского фарфора, принадлежащего Марии Александровне.

Гостиная Марии Александровны (акварель Э. Гау, фотография 1938 года). По описи: 60 предметов. Эвакуировано всего 14 предметов: 10 (из 16) фарфора, 2 бронзы, 1 акварель, 1 картина. Мы располагаем только одной вазой. К сожалению, не сохранилось образца обивки мебели и стен.

Приемная Марии Александровны (только акварель Э. Гау). По описи 1938 года: 47 предметов. Эвакуировано только 2 предмета — литавры. Эта комната, судя по единственному изображению, резко контрастирует с остальными комнатами Марии Александровны. В оформлении Приемной подчеркивалась роль императрицы — шефа Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка, гатчинских синих кирасир. Главный акцент отделки — военная атрибутика: литавры, барабаны, статуэтки.

Столовая (акварель Э. Гау, фотография 1938 года). По описи 1938 года: 113 предметов, фарфора из них 80. Эвакуирован 21 предмет: 18 фарфора, 1 живописи, 1 бронзы, 1 бытовой коллекции. Самая большая утрата — большой сервиз работы Императорского фарфорового завода из 30 предметов — зеленый золоченый, с живописью цветов и фруктов. Сохранились интересные образцы хрустальных бокалов русских и немецких. В фондах музея есть только 15 фарфоровых изделий и «Натюрморт» М. Кампидолио.

Если попытаться проанализировать имеющиеся сведения с точки зрения возможности воссоздать утраченные интерьеры, то можно, на наш взгляд, сделать несколько предварительных выводов. Из-за больших утрат невозможна равная реставрация всех утраченных интерьеров. Как видно из приведенных выше цифр, некоторые номенклатуры предметов представлены лучше, некоторые — хуже.

Мебель практически не сохранилась. Частично возможна замена мемориальной мебелью из антресольных комнат, которые не входили в довоенную экспозицию дворца. Например, сохранились некоторые предметы из антресольного кабинета Александра Николаевича, можно так же, относительно просто, найти и аналоги, поскольку мебель мастерской А. Тура была очень распространена, и обстановка царских комнат практически не отличалась от обстановки богатой дворянской или чиновничьей семьи.

Бронза представлена образцами всех наименований; в экспозиционном отношении важно, что сохранились 3 «родных» люстры, 5 пар канделябров, стенники. Лучше всего сохранился фарфор. Особо ценной представляется уже упомянутая коллекция Марии Александровны.

Так же нельзя не упомянуть и о спасенных охотничьих трофеях Александра II — голова зубра и лося с памятными надписями на подставках из Приемной и Гостиной. Вещи сами по себе не представляющие особой ценности, но исторически очень дорогие как личные вещи монарха.

Картины, литографии, акварели, составляющие важную часть убранства, тоже дают цельную картину вкусов и интересов хозяев комнат; тут и военные портреты, и охотничьи сцены, и портреты родственников. Не говоря уже о том, что это работы известных художников: К. Пиратского, Д. Дау, Ф. Крюгера и др. Утраченные литографии из серии Висковатова из Кабинета Александра Николаевича, вполне можно заменить аналогичными из антресольного кабинета.

Если определить наиболее перспективные в плане воссоздания интерьеры, то это Гостиная и Кабинет Александра II и Спальня и Кабинет Марии Александровны. Конечно, в рамках данного сообщения невозможно окончательно решить этот сложный и неоднозначный вопрос.




Использованная литература и архивные документы:

НВА ГМЗ «Гатчина»
1. НВА ГМЗ «Гатчина» инв. № 1287 (книга чистовой описи №20).
2. НВА ГМЗ «Гатчина» инв. № 1686 Сычева Г. В. Альбом иллюстраций к исторической справке «Арсенальное каре Гатчинского дворца» т. 1.
3. Фототека: Г — 98, 99, 100, 101, 102, 104, 105, 107, 201, 202, 222, 224.

1. Курбатов В. Я. Гатчина, 1925.
2. Макаров В. К. , Петров А. Н. Гатчина, 1974.
3. Помарнацкий А. В. Гатчинский дворец-музей и парк, 1940.
4. Столетие города Гатчины 1796-1896 г. т.1 «Исторические сведения», 1896.

Список иллюстраций
1. Гостиная Александра II. Гау Э.
2. Гостиная Александра II. Фото 1938 г. Фотограф Величко М. А.
3. Кабинет Александра II. Гау Э.
4. Кабинет Александра II. Фото 1938 г. Фотограф Величко М. А.
5.Спальня Марии Александровны. Гау Э.
6. Спальня Марии Александровны. 1938 г. Фотограф Величко М. А.
7. Кабинет Марии Александровны. Гау Э.
8. Кабинет Марии Александровны. 1938 г. Фотограф Величко М. А.