Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Статья опубликована в альбоме: Императорские резиденции. Зимний дворец. Петергоф. Царское Село. Павловск. Ораниенбаум. Гатчина. 400 лет дому Романовых. СПб.: Издательство Альфа-Колор», 2013.

Императорская Гатчина

Семенов В. А.

Гатчина занимает особое место среди петербургских пригородов. Неповторим облик Гатчинского дворца непохожего на другие загородные резиденции. Огромные размеры, десять башен, стены, облицованные местными известняками, подземный ход, ведущий к озеру, окружают его ореолом романтической загадочности. Единое, неразрывное художественное целое с дворцом составляет Гатчинский парк — один из первых пейзажных парков в России.

Неизвестный художник. Портрет Г.Г. ОрловаЗаложенный 30 мая 1766 года дворец строился для графа Григория Орлова — фаворита Екатерины II, ближайшего и самого доверенного советника императрицы. Дворец возводился по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794). Надо полагать, выбор зодчего был сделан не без влияния государыни, ценившей высочайшее мастерство и изысканный вкус Ринальди. Екатерина любила посещать усадьбу «Гатчинского помещика», как она называла Г. Г. Орлова, и каждое лето неоднократно приезжала в Гатчину и проводила здесь по несколько дней. Последний раз императрица посетила Гатчинский дворец, причем в сопровождении цесаревича и его супруги, 23 мая 1777 года, когда работы во дворце уже подходили к концу.


Неизвестный художник.
Портрет Г. Г. Орлова.
1760-1770-е. ГМЗ «Гатчина».


Ф.Н. Рокотов. Портрет императрицы Екатерина II. 1763 В 1783 году граф Г. Г. Орлов умер, императрица Екатерина II выкупила мызу Гатчина у его наследников и подарила ее своему сыну. Столь щедрый подарок был сделан в честь рождения старшей дочери Павла Петровича и Марии Федоровны — великой княжны Александры Павловны. Цесаревич остался очень доволен полученным даром и писал митрополиту Платону: «Место само собой весьма приятно, а милость сама по себе дорога». С этого момента начинается история великокняжеской, а 1796 года императорской Гатчины. Здесь возникает совершенно особый мир с неповторимой атмосферой: одна из основных (наряду с Петергофом и Царским Селом) загородных императорских резиденций, и вместе с тем уютное родовое и семейное гнездо.

Получив Гатчину, Павел Петрович сразу же начал перестраивать быт ее обитателей, рассматривая новое имение в качестве плацдарма для будущих преобразований в масштабах всей страны.



Ф. Н. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. 1763. ГМЗ «Павловск».
До 1941 года в собрании Гатчинского дворца-музея.


По указу и под непосредственным наблюдением великого князя прокладывались улицы, возводились общественные здания, появлялись мануфактуры и фабрики. Гатчинская мыза превратилась в маленькое государство, напоминавшее современникам Пруссию, порядки которой великий князь в тот период считал образцом государственного устройства. Не случайно одним из кумиров Павла был прусский король Фридрих II Великий, с которым он познакомился во время своего первого заграничного путешествия в 1776 году. Его влияние явственно ощущается и в военных начинаниях цесаревича. Знаменитые «гатчинские войска» к ноябрю 1796-го насчитывали почти две с половиной тысячи человек. Ежегодно весной и осенью в Гатчине производились учения. На озерах разыгрывались маневры гатчинской флотилии с абордажами и десантами.

Г.С. Сергеев. Парад на плацу
Г. С. Сергеев. Парад на плацу перед Гатчинским дворцом. ГМЗ «Гатчина».

«Утро все в жертву приносилось Марсу и Беллоне, а остальная часть дня посвящаема была забавам… Стол всегда прекрасный, по вечерам музыка в саду и разные игры, или благородный театр или немецкий; в саду качели, кегли, свайка, в комнатах волан, жмурки, фанты, танцы и разные другие игры. Всякий ими пользовался и принимал во всех забавах участие. Свобода в обращении у меньшего Двора ничем не стеснялась, и каждый забывал, что у будущего Царя в гостях», — вспоминал князь И. М. Долгоруков. Любимым развлечением великокняжеской четы были театральные представления. В Гатчинском дворце был небольшой, но, по отзывам современников, очень хороший театр. Спектакли шли почти ежедневно. Особенно любили модную забаву — любительские пьесы с пением и балетом, роли в которых исполнялись придворными. В особенно торжественных случаях подробные инструкции и программы собственноручно составляла сама великая княгиня. Как, например, в празднование дня рождения Павла Петровича (20 сентября), когда спектакль сопровождался иллюминацией сада и фейерверком. Пьесы для театра писали Г. И. Чернышев и Ф.-Г. Лафермьер, а музыку — Д. С. Бортнянский.

Через пять дней после своего вступления на престол, 11 ноября 1796 года, Павел I даровал мызе городские права. По мысли императора Гатчина должна была стать образцовым городом Российской империи. Наступил новый этап и в развитии дворца. Ничто теперь не мешало Павлу воплотить в жизнь свою давнюю мечту — перестроить его и перепланировать помещения так, чтобы он соответствовал своему новому статусу — императорской резиденции. Абсолютное большинство работ выполнялось по проектам и под руководством архитектора Винченцо Бренна (1747-1818), творчество которого в наибольшей степени отвечало вкусам его сюзерена.

 С. Тончи. Портрет императора Павла IПарадные залы дворца стали при Павле-императоре местом великолепных придворных церемоний — приемов иностранных послов, аудиенций высшим сановникам империи, парадных обедов и балов. Особенно пышные торжества происходили в Гатчине осенью 1799 года, когда состоялось бракосочетание великих княжон — Елены Павловны и Александры Павловны. 24 октября 1799 года во дворце состоялся грандиозный бал-маскарад для дворянства и купечества. Придворной конторой было роздано 1112 билетов. Парадные спектакли, обеды и балы чередовались с обилием церковных церемоний, благодаря съезду в Гатчину всего Святейшего Синода. 12 октября Павел I в торжественной аудиенции принял депутатов Ордена св. Иоанна Иерусалимского, гроссмейстером которого он был провозглашен в 1798 году. В этот день в Гатчину были перенесены святыни, принадлежавшие Ордену. Когда Мальта была захвачена французскими войсками, великий магистр ордена фон Гомпеш, покидая остров, увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской Божией Матери. Затем святыни оказались в России и в Гатчине были переданы новому великому магистру Ордена, а затем внесены в дворцовую церковь. В память этого события Русская Православная церковь установила праздник. С Мальтийским орденом связана одна из жемчужин дворцово-паркового ансамбля — Приоратский дворец, сооруженный по проекту Н. А. Львова в 1797-1799 годах. 23 августа 1799 года состоялось высочайшие повеление императора Павла I: «Находящийся в городе Гатчине на Черном озере Приорат со всеми принадлежащими к нему строениями, всемилостивейше жалуем Ордену Св. Иоанна Иерусалимского»[1].
С. Тончи. Портрет императора Павла I в Мальтийском
одеянии. 1798-1801. ГМЗ «Гатчина».

Приорат заслуживает особого внимания не только с исторической точки зрения, но и как первоклассный архитектурный памятник, а также как постройка, возведенная по уникальной землебитной технологии — из прессованной и просушенной земли.

Апофеозом торжеств 1799 года стало событие, которое в первый раз произошло в стенах загородного дворца. 11 ноября «при Дворе Его Императорского Величества учинено было Общее собрание Правительствующего Сената». Собрание происходило в Чесменской галерее дворца, где специально был установлен императорский трон.

В 1800 г. императорский двор переехал в Гатчинский дворец в августе и оставался здесь до ноября. В виду придворного траура по случаю кончины великой княжны Марии Александровны, жизнь во дворце той осенью была тихой, в отличие от предыдущего года, запомнившегося пышными праздниками и церемониями. 1 ноября Павел I отправился в Петербург для освящения своей новой резиденции — Михайловского замка. Как оказалось, что уезжая в этот день, он покидал любимую Гатчину навсегда.

В.Л. Боровиковский. Портрет императрицы МарииПосле гибели императора Павла I в результате дворцового переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Гатчина переходит в собственность его вдовы — императрицы Марии Федоровны. Больше 27-ми лет — вплоть до своей смерти, 24 октября 1828 года, она была полноправной владелицей дворца и города. Вдовствующая императрица регулярно бывала в Гатчинском дворце, однако крупных строительных работ в нем не велось. В 1809-1811 годах были внесены лишь некоторые изменения в оформление ряда интерьеров главного корпуса. Эти работы проводились под руководством А. Н. Воронихина. Одной из стоявших перед ним задач было приспособление помещений дворца «на случай зимнего пребывания».


В. Л. Боровиковский.
Портрет императрицы Марии
Федоровны. 1796. ГМЗ «Гатчина».

Согласно завещанию Марии Федоровны Гатчина перешла к императору Николаю I. 28 декабря 1828 были опубликованы именные указы Сенату и министру императорского двора, согласно которым «Гатчинский дворец со всеми принадлежащими к оному зданиями, заведениями, садами, деревнями и всякими угодьями» становился личной собственностью царствующего императора и поступал в ведомство министерства императорского двора.

Император Николай I. Вторая четверть XIX векаС Гатчинским дворцом Николай Павлович был знаком с раннего детства. В своих заметках, посвященных младенческим годам, он описывает некоторые события придворной жизни павловской эпохи. Николаю было тогда три с половиной года, естественно, его воспоминания носят отрывочный характер. Однако он запомнил, как «во время происходившего на гатчинском дворе парада отец, бывший на коне, поставил меня к себе на ногу», «как несли первые штандарты кавалеров Мальтийской гвардии». Несколько раз в этих достаточно коротких записках Николай пишет о взаимной любви младших детей и своего отца — императора Павла I: «Отец мой нас нежно любил»; «Мы очень любили отца, и обращение его с нами было крайне доброе и ласковое». Это подтверждается свидетельством барона М.А. Корфа, по словам которого Павел «страстно любил малолетних детей своих» и «когда только являлся досуг, он играл с ними и забавлял их, как отец семейства в частном быту. Великих князей Николая и Михаила Павловичей он обыкновенно называл: мои барашки, мои овечки, и ласкал их весьма нежно».

Любовь к отцу, постоянное уважение к его памяти подпитывались матушкой, создавшей своеобразный культ своего супруга. Посеянные семена пали в благодатную почву. Николай подхватил идею Марии Федоровны по созданию в Гатчинском дворце мемориала Павла I. Сначала речь шла о сохранении в неприкосновенности его личных комнат на первом этаже Центрального корпуса. Они не только поддерживались в неизменном виде, но и регулярно пополнялись предметами, принадлежавшими покойному императору.


Неизвестный литограф. Портрет императора Николая I.
Вторая четверть XIX века. ГМЗ «Гатчина».

Император Николай I с придворными перед картинойНесмотря на внимательное отношение к прошлому дворца, пребывания императорской семьи здесь в 1830-е были весьма кратковременны. Значительная часть времени посвящалась различным развлечениям: спектаклям, на которые приглашалось до 300 человек, балам, обедам, охотам в Зверинце. Когда посещение совпадало с военными маневрами, проводившимися в окрестностях Гатчины, Николай Павлович почти никогда не оставался ночевать во дворце, а по окончании увеселений отправлялся в поле к войскам, где для него раскидывалась палатка, в которой он оставался на ночлег. По воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви совершались литургии при участии хора, в котором обязательно пели великие князья и княжны и сам государь.

Первое по-настоящему длительное пребывание в Гатчине относится к 1844 году: с 14 сентября по 21 ноября. Причиной его послужило печальное событие: кончина великой княжны Александры Николаевны. Императорская семья проводила здесь время в трауре и в полном уединении. Именно тогда окончательно стало ясно, что дворец не приспособлен для проживания императорской семьи и двора. Помещения его устарели и физически, и морально. Во дворце длительное время не проводилось серьезных ремонтных работ, поэтому многие апартаменты находились в плачевном состоянии. Кроме того, комнаты императорской семьи уже не соответствовали требованиям комфорта того времени, а залы не могли выполнять представительские функции.


Император Николай I с придворными перед картиной
И. Б. Лампи «Император Павел I со свитой».
1853. ГМЗ «Петергоф».

В кратчайшие сроки архитектором Р. И. Кузьминым был подготовлен проект, и уже в декабре 1844 года Николай I подписал указ о перестройке одного из боковых корпусов – Кухонного каре. Весной 1847 года начинаются активные работы в Арсенальном каре, где располагались апартаменты императорской семьи. Арсенальное каре по сути дела превратилось в новый обширный дворец, включавший в себя свыше двухсот помещений. 30 июля 1852 года все вновь отделанные комнаты в Арсенальном каре были освящены, что знаменовало собой окончание работ. Р. И. Кузьмин блестяще справился с поставленной задачей. Не зная истории дворца, можно подумать, что он создавался не десятилетиями, а родился как творение одного мастера. Настолько тактично Р. И. Кузьмин отнесся к достижениям своих предшественников, стараясь оставить все лучшее, что было создано ими, творчески развивая и дополняя их идеи.

Неизвестный художник. Открытие памятника
Неизвестный художник. Открытие памятника императору Павлу I. 1851.
Бумага, наклеенная на холст, литография, смешанная техника. 30х43,3. ГМЗ «Гатчина».

Во время строительных работ, с 1847 по 1852 год, Николай I бывал во дворце эпизодически. Памятным было лишь посещение дворца в 1851 году. 1 августа этого года произошло знаменательное событие в истории Гатчины — открытие памятника императору Павлу I. После торжественной церемонии был устроен смотр гвардейским частям, сформированным в царствование Павла I, во время которого восьмилетний великий князь Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Павловского полка прошел парадным маршем во главе первого взвода этого полка. А шестилетний великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III), в солдатской форме Павловцев, в высоком остроконечном кивере и с ружьем у ноги, стоял на часах у монумента. В тот же день, состоялся обед, после которого высочайшие особы с гостями вышли на балкон Белого зала, где «кушали кофе и обозревали представленных их величествам нижних воинских чинов одетых в форму времен Императора Павла I».

Во время работ по перестройке здания Николай I окончательно пришел к выводу, что Гатчинский дворец должен стать не просто еще одной загородной императорской резиденцией. По мысли Николая во дворце и, в первую очередь, в Арсенальном каре должны были быть созданы определенные тематические комплексы музейного характера, связанные, прежде всего, с павловской эпохой. Это полностью отвечало отношению Николая I к истории и дворцовым собраниям. В 1840-е годы в Зимнем дворце были оформлены известные Романовская и Петровская галереи. Практически в те же годы, когда велась перестройка Гатчинского дворца, шло строительство Нового Эрмитажа, торжественное открытие которого состоялось 5 февраля 1852 года. В процессе его строительства, видимо, императору стало ясно, что далеко не все коллекции можно будет разместить в новом здании. Гатчинский дворец как нельзя лучше подходил для этой цели; именно тогда началось создание «пригородного Эрмитажа», как часто называли дворец до Великой Отечественной войны. Поступление предметов в Гатчину в 1850-е годы шло постоянно. Преобладающую роль среди них играли портреты эпохи Екатерины II и Павла I. Это привело к тому, что даже в знаменитой Китайской галерее не только размещалась богатейшая коллекция восточного фарфора, но и большое количество портретов современников Павла I и членов его семьи. Гатчинское собрание включало в себя работы А. П. Лосенко, В. Эриксена, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, С. С. Щукина, С. Тончи и других знаменитых живописцев.

В 1853 году Николай I посетил Гатчину уже четыре раза: с 1 по 9 мая, 6-го июня, когда он приезжал для встречи своей сестры королевы Нидерландов — Анны Павловны, с 15 по 17 августа, когда состоялись проводы королевы и, наконец, с 29 октября до последних чисел ноября. Впервые Николай I провел в Гатчине целый месяц не ввиду чрезвычайных обстоятельств, а, можно сказать, в «плановом порядке», выезжая в этот период только на полковые праздники в Царское Село и Петербург и обязательно возвращаясь в тот же день обратно. Пребывание во дворце императорской семьи в 1854 г. было еще более длительным: с 4 октября по 21 декабря. В первый же день император в сопровождении великих князей и свиты выехал на плац перед дворцом, где совершились проводы Егерского полка, выступавшего в поход на Крымскую войну. Затем практически каждый день Николай I провожал различные воинские части в действующую армию.

Совершенно иначе, чем в последние годы николаевского царствования, выглядит картина высочайших посещений при императоре Александре II, который явно никакого интереса к пребыванию в Гатчинском дворце не испытывал. За свое более чем 25-летнее царствование он лишь 5 раз оставался во дворце дольше, чем на сутки. Причем 4 из них приходится на 1856, 1858, 1859 и 1862 годы, то есть на первые годы правления. В 1857 г. в Гатчину была переведена Императорская охота и дворец интересовал императора чаще всего как место кратковременного отдыха или ночлега при выездах на охоту.

Великий князь Александр Александрович вплоть до своего вступления на престол также посещал Гатчину довольно редко. По крайней мере, если судить по специальному журналу для записывания высочайших пребываний в Гатчине, заведенному в Гатчинском дворцовом правлении, начиная с 1865 г., когда Александр стал наследником, он ни разу не провел во дворце более 2-х дней. Чаще всего целью посещения, как и у его отца, была охота. Великокняжеская жизнь Александра Александровича, казалось бы, не предвещала выбора им Гатчины в качестве своей основной резиденции. Объяснения этому шагу могут быть различны. Чаще всего мемуаристы и историки писали о паническом бегстве монарха в стремлении обезопасить свою жизнь. Однако императрица Мария Федоровна в одном из писем прямо говорила, что «Саша был так счастлив выехать из города, который стал таким отталкивающим для него после всех горестей и ужасов, пережитых нами там». В пользу Гатчины сыграли два обстоятельства: уединенность дворца и его относительная отдаленность от столицы и то, что в отличие от Царского села, Гатчина не была столь тесно связана с предыдущим царствованием. В.П. Мещерский записал слова Александра III, что «Царское слишком полно воспоминаний о покойном отце». Выезд в Гатчину помогал решить и еще одну проблему: стремление Александра III во что бы то ни стало сократить до минимума представительские функции. Он и в великокняжеский период, и в последующие годы своего правления относился к ним как к тяжкой обязанности, а в первые дни и недели после столь неожиданного и трагичного вступления на престол они были для него особенно обременительны.

Свою роль сыграло, безусловно, и стремление обеспечить собственную безопасность. Охрана дворца была организована очень тщательно. Ежедневно осматривались все подвалы, чердаки и внутренние комнаты. Переходы из Кухонного каре в Центральный корпус были опечатаны. В Арсенальное каре был оставлен только один вход. Рабочие пропускались во дворец только по пропускам с фотографией (что было новшеством) и после тщательного осмотра. В ведомости постов городовых, назначенных для охраны Гатчинского дворца и парка, датированной сентябрем 1881 г. насчитывалось 34 (!) поста. Помимо дворцовой полицейской команды караул во дворце несли воинские части. Прежде всего, это Кирасирский полк, квартировавший в Гатчине.

И.А. Тюрин. Портрет императора Александра IIIПереезд в Гатчину императорской семьи состоялся 27 марта 1881 года. Государственная деятельность с отъездом государя из столицы не остановилась ни на одну секунду. Был организован специальный поезд из Петербурга в Гатчину. Сюда приезжали министры на прием, здесь представлялись императору. Кроме того, активно использовались достижения технического прогресса конца XIX века, в первую очередь телеграф и телефон.

Для своего пребывания в Гатчине императорская семья избрала комнаты в антресольном этаже Арсенального каре. Здесь не было ни помпезности, ни роскоши. Комнаты были сравнительно небольшие, с низкими потолками и «похожими на каюты».

В Гатчине в полной мере проявился интерес Александра к коллекционированию. Причем, он не просто приобретал произведения искусства. Он, выражаясь современным языком, создавал собственные экспозиции. В переписке о размещении предметов часто встречается фраза, что «по сему предмету его величеству благоугодно лично дать указания, по переезде в Гатчину».

Смерть императора Александра III в 1894 году явилась судьбоносным рубежом не только в истории Российской империи, но и в жизни Гатчины. Дворцово-парковый ансамбль, за тринадцать лет его царствования приведенный в идеальное состояние, сохранив статус императорской резиденции, редко видел нового монарха. Николай II в Гатчине бывал эпизодически, приезжая в основном на охоту и для встреч с матерью. Не проходило здесь и крупных мероприятий государственного уровня: больших приемов, торжеств.

И. А. Тюрин. Портрет императора Александра III
на фоне Гатчинского дворца в форме Лейб-гвардии
Павловского полка. 1890. ГМЗ «Царское село».

Н х. П-т имп МФ. Последняя четверть XIX векаГатчинский дворец после 1894 г. оставалась одним из постоянных местопребываний вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Чрезвычайно показательно, что, когда в 1897 году проходила первая всеобщая перепись населения Российской империи, на вопрос: «Где обыкновенно проживает» Мария Федоровна ответила: «В Гатчине Санкт-Петербургской губернии». А в пункте анкеты о временном пребывании написала: «Временно в Санкт-Петербурге»[2].

Свои гатчинские будни императрица делила между приемами официальных особ, прогулками по парку и городу, развлечениями в узком кругу приближенных лиц, которые устраивались, как правило, вечером или в праздничные дни. Много времени Мария Федоровна тратила на благотворительность, богоугодные и учебные заведения, чем традиционно занимались все российские императрицы. Первым событием общегородского масштаба в царствование императора Николая II явилось празднование в 1896 г. столетия со дня дарования императором Павлом I Гатчине городских прав. 10 ноября, накануне юбилея, в Гатчинском дворце состоялся прием делегации города императорской семьей.

Неизвестный художник.
Портрет императрицы Марии Федоровны.
Последняя четверть XIX века. ГМЗ «Гатчина».

Причем сначала депутацию приняла императрица Мария Федоровна, только затем Николай II и императрица Александра Федоровна. 11 ноября в 10 часов утра в Павловском соборе началась литургия с молебном, после которого перед храмом состоялся парад. Город украсили флагами, а вечером была иллюминация. Этот день был объявлен неприсутственным для всех служащих административных учреждений и воспитанников всех учебных заведений Гатчины. Тогда же по высочайшему повелению старейшая и самая крупная улица города — «Большой проспект» была переименована в «Проспект императора Павла I».

К. В. Лемох. Портрет великого князя Михаила
К. В. Лемох. Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате.
1890-е. ГМЗ «Гатчина».

Помнили и о другом «гатчинском» императоре — Александре III. Его именем было названо крупнейшее в городе учебное заведение — Реальное училище, открытое в 1900 году. В 1909-1910 годах прорабатывался вопрос установки в Гатчине памятника Александру III. Работа была поручена известному скульптору Л. А. Бернштаму. Им было разработано два варианта памятника: конный и пеший. Николай II указал, что решение вопроса ему «угодно отложить до выяснения желания ее величества государыни императрицы Марии Федоровны»[3]. К сожалению, по неизвестным причинам, он так и не был установлен.

Вдовст имп МФ, вел княгиня КА, вел князь МАПоследний раз императрица посетила дворец в июле 1915 года. Больше официальных пребываний лиц императорской фамилии здесь не было. Однако история Гатчины как «родового гнезда Романовых» на этом не заканчивается. Здесь в качестве частного лица поселяется великий князь Михаил Александрович. Он проживал в городе, но постоянно посещал дворец и парк. Здесь его застали события 1917 года, здесь он был арестован.

А в истории бывшей императорской резиденции наступили новые времена…







Вдовствующая императрица Мария Федоровна,
великая княгиня Ксения Александровна,
великий князь Михаил Александрович
и великая княжна Ольга Александровна
в Собственном саду. 1898. Фотограф А. И. Смирнов.
Государственный архив Российской Федерации.




[1] РГИА. Ф. 496. Оп. 3. Д. 1777. Указано М. Б. Асварищем.

[2] ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-4.

[3] РГИА. Ф. 544. Оп. 2. Д. 243. Л. 1.