Инна
Петровна
Беляева

хранитель фонда скульптуры

Я храню фонд скульптуры и камня, фонд небольшой по составу экспонатов, но очень разнообразный, как в отношении времени создания, так и материалов, из которых выполнены предметы. Разброс - от античной скульптуры до фактически современной, созданной в 80-90-е годы XX века. Хранитель
в своей работе должен владеть довольно большим объемом информации, связанной не только с историей и теорией развития искусства, но и разбираться в особенностях всех видов материалов, из которых выполнены предметы, а также знать специфику хранения каждого из них.

Мне пришлось изучить большой и очень разноплановый объем информации, связанный с технологическими особенностями работы с различными материалами: мрамором, гипсом, пластилином, терракотой, металлом, полудрагоценными поделочными камнями, деревом, и даже смальтовой мозаикой (времени М.В. Ломоносова).

Работать приходится с предметами не только имеющими большой "разброс" по времени, но по странам создания.
Так, в нашей коллекции есть предметы выполненные мастерами Италии, Германии, Франции, России, Китая, Монголии, Японии и др.


Помимо этого, в собрании музея есть и предметы религиозных культов разных народов, которые тоже необходимо описывать и исследовать, а для этого - изучать и вникать в особенности изготовления таких предметов
в разных религиях.

Также не надо забывать, что предметы, которые мы храним, были созданы много лет назад, некоторым из них уже двести, а есть и те, которым уже и тысяча лет. И это время оказало на них свое влияние, многие
из предметов, поступивших в музей, имеют утраты и сколы, скрытые трещины и другие виды повреждений. Одной из задач хранителя является наблюдение и изучение влияния окружающей среды на такие предметы. Особенно подвержена негативному влиянию окружающей среды скульптура, находящаяся на открытом воздухе.

Вся скульптура на территории заповедника: в Голландских садах, в Собственном саду, на фасадах дворца – также зона моей хранительской ответственности. Для наблюдения состояния сохранности я веду специальную программу мониторинга — фиксирую все трещины, отслоения, зоны био-поражений. Сравниваю, пытаюсь выяснить причины, вызывающие те
или иные изменения в состоянии скульптуры.

У меня огромная фотокартотека — мониторинг всей скульптуры, находящейся в парке. Раз в месяц
я делаю фотофиксацию, чтобы оценить, есть ли изменения. Бактерии, грибки, лишайники, водоросли — привычная уличная среда, но это агрессивная среда, которая воздействует на скульптуру и, как правило, оказывает разрушительное действие на нее.


Мониторинг помогает обосновать просьбы в адрес главного хранителя о необходимости реставрации отдельных предметов.

Наши понятия о том, что камень — самый надежный материал, не совсем правильные. "Усталость" материала, точка напряжения, микротрещины и дефекты самого материала - все это имеет место быть и для каменной скульптуры. Падает скульптура с пьедестала — даже с самого невысокого, и она может разбиться как на несколько крупных фрагментов, так
и рассыпаться в пудру.

Иногда достаточно небольшой трещинки и чтобы туда попала вода, а ночью минус один, и всё: скульптура расколется из-за микротрещины и мороза.


После дождя мы скульптуру промокаем, на зиму закрываем только в сухом виде. Этим, в основном, и заканчивается хранительский уход за парковой скульптурой.

А вот мыть экстерьерную скульптуру, даже если на ней зеленоватый налет — не советую, эту работу должны делать реставраторы, так как зеленоватый налет – это водоросль, она активно размножается, и при обычном мытье можно разнести эти водоросли по всей поверхности. Сейчас у нас идет большой проект с биологами Санкт-Петербургского государственного университета и специалистами Русского музея. В ходе работ были взяты пробы в местах поражений,
и по результатам заключений будут подобраны специальные составы на основе биоцидов, которые позволят очистить скульптуру. Для каждого вида био- поражений будет подобран индивидуальный состав, как антибиотик для определенного вида бактерий.

Постоянно взаимодействуем с реставраторами, как коллеги: тут мы должны слышать друг друга. Мы озвучивает проблемы
и ставим задачи, а реставратор скажет, что можно сделать и как.

Судьба предмета решается совместно, и окончательно сформулированное предложение выносится
на реставрационный совет, который и принимает финальное заключение.


Сейчас в Голландском саду мы можем любоваться статуей Сатира — реставрация этого предмета была первым нашим опытом по реконструкции и реставрации. Это был сложный
и кропотливый процесс, совместный труд хранителя
и реставраторов. Скульптура, выполненная неизвестным итальянским мастером XVIII века из мрамора, пострадала во время войны. В реставрацию был передан фактически торс скульптуры. У нас были фотографии в анфас и две трети поворот – этого материала катастрофически мало для воссоздания объема скульптуры.

Поэтому начался поиск аналогов, прямого аналога найти не удалось, пришлось заняться поиском косвенных. Мной было отсмотрено огромное количество статуй — от античных до начала XIX века. Наиболее похожую статую мы нашли в Сан-Суси, копия XVIII века, с небольшими изменениями. Реставраторы же параллельно работали над восстановлением облика статуи, используя так называемые инертные линии — когда нужно понять, как анатомически будут устроены утраченные фрагменты скульптуры относительно того, что сохранилось.

У нас сохранился фрагмент руки — вот как она пойдет дальше? И у нас есть фотография, на которой видна голова, но только с левой стороны,
а как лежали локоны на правой?


В ходе обсуждений было принято решение делать зеркальное отображение, т.е. зеркально повторить расположение завитков волос, маленький рог.

У меня тут чисто «женский» фонд: вес предмета — минимум 15 килограмм.


Любимая игра хранителя скульптуры — «пазлы». Иногда,
при передаче предметов в музей из различных организаций, довольно немногословно составлялись сопроводительные документы, например, мне достался такой среднестенный камин (так написано в акте передачи), описание которого поражает лаконичностью: «камин в стиле эклектика,
22 фрагмента», и делай с ним, что хочешь. Для постановки
на учет предмет необходимо описать, причем правильно,
с перечислением всех его элементов и деталей.

Пришлось ознакомиться со специальной литературой об устройстве каминов, их декоративной отделке, особенностях сборки, облицовки и т.п. Этот я собирала полтора месяца. Сейчас декоративная облицовка каминного портала еще
не убрана в стеллажи, разложена в хранилище, так как предназначается для новой экспозиции в комнатах за Греческой галереей. Куратор проекта попросила у меня два камина
для оформления интерьеров мужской и женской половин.
Эта декоративная облицовка каминного портала будет собрана реставраторами и займет свое место в экспозиции дворца.

Второй наш опыт по реконструкции скульптуры - это группа "Амур и Психея", которая до 1859 года находилась на Острове Любви. У группы были значительные утраты. Первый реставрационный совет, скульптуру только расчистили, реставраторы показали ее, мы обсудили, что они рекомендуют по укреплению камня и восполнению утрат небольших сколов.

Самый большой и сложный вопрос – это воссоздание крыльев и головы Психеи. От крыльев остались только «площадки» и пироны. Прямой аналогии мы не нашли, и все работы основывались на косвенных.


Наиболее близкий аналог хранится в Галерее Уффици, но все имеющиеся в нашем распоряжении фотографии не давали достаточной информации о крыльях и голове Психеи. Мы обратились с письмом к директору Галереи господину Антонио Натали с просьбой позволить нашим реставраторам ознакомиться со скульптурой и сделать необходимые для нас фотографии. Коллеги пошли навстречу и в свой санитарный день пустили реставраторов отсмотреть скульптуру и сделать фотографии. Потом изготовили макет, сначала из бумаги: примеряли, корректировали пока все: научные сотрудники, хранители, реставраторы не пришли к единому мнению
на реставрационном совете.


Notice: Undefined variable: APPLICATION in /home/h303893106/gatchinapalace.ru/docs/oneday/inc/footer.php on line 9

Fatal error: Uncaught Error: Call to a member function IncludeFile() on null in /home/h303893106/gatchinapalace.ru/docs/oneday/inc/footer.php:9 Stack trace: #0 /home/h303893106/gatchinapalace.ru/docs/oneday/belyaeva/index.php(151): include() #1 {main} thrown in /home/h303893106/gatchinapalace.ru/docs/oneday/inc/footer.php on line 9