Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Собственный сад

собственный садик.jpg

Непосредственно к Гатчинскому дворцу примыкает Собственный сад, названный так потому, что он предназначался только для прогулок и трапез императорской семьи. Скорее всего, созданная в 1794-1795 годах, эта часть парка была спланирована под руководством придворного архитектора Павла I Винченцо Бренны. В Собственный сад выходили окна личных покоев императора Павла Петровича, располагавшихся на первом этаже. Из Башенного кабинета государя можно было попасть на каменную террасу, у гранитной лестницы которой находились два сфинкса, выполненных из местного известняка.

Главной достопримечательностью Собственного сада является мраморная скульптура середины ХVIII века. В самом центре — богиня цветов Флора работы итальянца Фабио Медико. Вокруг нее, у начала дорожек-лучей установлены десять монументальных герм, мастерски выполненных из каррарского мрамора. Среди сатиров и сатиресс, спутников бога виноделия Вакха, можно увидеть два бюста римских полководцев.

Непременным элементом регулярного паркостроения становятся открытые галереи—перголы, придающие живописность и своеобразие этому уголку Гатчинского парка. Во второй половине ХIХ века в Собственном садике появились захоронения домашних любимцев царской семьи: кошек, собак, попугаев.

Сейчас, как и в прежние времена, этот интимный уголок близ Гатчинского дворца является любимым местом отдыха туристов, где можно послушать пение птиц, укрыться от зноя в тенистых галереях и обрести состояние уединения и покоя.

Регулярную планировку имеют также Верхний и Нижний Голландские сады, которые были созданы в 1794-1795 годах. Голландскими они названы потому, что в этой части парка высаживали цветники, а Голландия современниками ХVIII века воспринималась законодательницей мод в искусстве выращивания цветов. Особенно празднично на этом красочном фоне выглядела мраморная скульптура. Регулярные сады предназначались для показа гостям, неторопливых прогулок и проведения празднеств; четкая планировка, симметричность и ухоженность делали их как бы продолжением дворцовых покоев на свежем воздухе.