Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Возвращенная реликвия. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Кустова Т. А.

В 2011 году в коллекцию Гатчинского дворца-музея вернулся уникальный экспонат — резная икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Она не была эвакуирована перед Великой Отечественной войной и долгие годы считалась утраченной. В 2007-м году на аукционе Кристи ее приобрел известный московский коллекционер Владимир Логвиненко. После того, как была снята клеенка с тыльной стороны киота, оказалось, что реликвия имеет не только инвентарные номера Гатчинского дворца, но и надпись, свидетельствующую о том, что образ Введения во храм Пресвятой Богородицы подарен в 1893 году афонскими монахами русского скита императору Александру III по случаю десятилетия со дня его коронации. Икону выполнил греческий мастер Косьма Лавриот. Изготовлена она из резных пальмовых пластин, соединенных между собой с помощью пазов. Поражает глубина резьбы, ее объем, и тончайшая, почти ювелирная, проработка всех деталей. В 2011 году коллекционер решил передать резной шедевр Росохранкультуре, а 7 июня того же года он был возвращен в Гатчинский дворец.

После проведенной исследовательской работы ценнейший предмет, хранившийся до октябрьского переворота в императорской церкви Гатчинского дворца, был представлен широкой публике на «Выставке одного экспоната» и пользовался у посетителей музея большим интересом. Предлагаем вашему вниманию электронную версию расшифровки одиннадцати сюжетов, представленных на этой иконе, созданной монахом Лавриотом со святой горы Афон.

Введение во храмТыльная сторона иконы с дарственной надписью Схема расположения сюжетов иконы.jpg
Слева и по центру: икона «Введение во храм Пресвятой Бородицы»
Тыльная сторона иконы. Надпись гласит:
«ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ
АЛЕКСАНДРОВИЧУ III. От Русского Скита Св. Пророка Илии на Афоне. 1893 года»
Автор: Косма Лавриот
Страна происхождения: Греция
Время изготовления: 1889
Материал: пальма, кипарис, фольга
Техника: резьба, маркетри
Размеры: 52 х 42,5 х 10,5
Справа: схема расположения сюжетов


Центральныий сюжет 1. Введение во храм

Икона посвящена двунадесятому Богородичному празднику, который православная церковь отмечает 21 ноября / 4 декабря. Об этом событии рассказывается в седьмой главе Протоевангелия от Иакова и «Житии Богородицы» Епифания Премудрого.

Согласно церковному преданию, праведные родители Приснодевы Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу свое единственное Дитя. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена в храм Иерусалимский. Традиция введения в храм посвященных Богу девиц не нарушалась веками. Однако на этот раз все было иначе. Увидев Марию, первосвященник Захария силою таинственного вдохновения ввел Ее в ту часть ветхозаветного храма, которая называлась «святое святых», и куда он сам мог входить лишь раз в год. Таким образом, место, недоступное для простых смертных, освятила своим присутствием Мария, будущая Богородица.
Введение во храм

Она стала одушевленным храмом Божиим, «пространным селением Слова», «кладезем воды живой».

Главный сюжет иконы изображает Иерусалимский храм. Он предстает словно в разрезе. Его центральная часть — двухэтажная. Левый и правый нефы — трехэтажные.

Богатый интерьер храма декорирован тончайшим резным орнаментом, украшающим капители колонн, своды и балконы. Величественное паникадило расположено на переднем плане. Под ним показаны прообразовательные символы Богородицы, пришедшие из Ветхого Завета. Среди них — лестница, храм, ковчег и скрижали, светильники, сосуд, кадильница, процветший жезл, трон и закрытые врата.

Само действие, посвященное чудесному событию, происходит в глубине иконы. Скорее всего, это сделано автором сознательно, чтобы показать священный смысл сокровенной тайны, известной только Богу и «неотступному хранителю» Девы — Архангелу Гавриилу. Справа первосвященник Захария, стоящий на возвышении, встречает Марию, которая держит в руках зажженный светильник. За Марией наблюдают родители Иоаким и Анна и вереница дев. На празднике присутствует много людей. Все они стоят со светильниками, их фигуры можно увидеть в нефах второго и третьего этажей.

На первом этаже мастер изобразил источники. Они струятся из мощных столбов, поддерживающих межэтажные перекрытия, изливаются из фонтанов, размещенных в левом и правом нефах. Воду кувшинами черпают из бассейна, находящегося под лестницей. Вода — один из символов Богородицы, которую Церковь называет Живоносным источником, «из которого проистекла чистая вода» — Иисус Христос.

Лестница, вынесенная на передний план, воспринимается как духовный путь, пройденный человечеством для того, чтобы в мир через Пречистую мог воплотиться Спаситель.

Вся центральная сцена заключена в своеобразную раму, вверху и внизу которой представлены пророки и цари: слева и справа, выполнены в рост профильные изображения Моисея, Даниила, Аввакума, Иакова. Ветхозаветные персонажи держат в руках символы Богородицы. Так, Моисей изображен с Неопалимой Купиной, которая горит и не сгорает, а Иаков — с лестницей, указывающей путь к спасению.

В древнерусской живописи впервые праздничный сюжет «Введения во храм Пресвятой Богородицы» был представлен в приделе Иоакима и Анны в Софийском соборе в Киеве.

2. Переход евреев через Чермное море

Пророк, вождь и законодатель Моисей получил блестящее образование при царском дворе, поскольку его с младенческих лет воспитывала дочь фараона. Повзрослев, Моисей осознал бедственное положение еврейского народа и всей душой хотел ему помочь.

Переход евреев через Чермное (Красное) море 2.jpg
Переход евреев через Чермное (Красное) море

Однажды Господь явился Моисею в образе огненного пламени, исходящего из тернового куста. Удивительным было то, что куст горел, но не сгорал. Когда Моисей подошел ближе, «то воззвал к нему Бог из среды куста» и повелел вывести из Египта «сынов Израилевых». Тогда же простой пастушечий жезл в руках Моисея стал творить чудесные знамения. Одно из них произошло во время бегства евреев из Египта, когда за ними погнались египтяне. Кони с колесницами, всадники и все войско настигли еврейский народ у моря. Моисей стал горячо молиться Богу и услышал Его слова: «подними жезл твой и простри руку твою на море, и разделю его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше». Моисей сделал то, что ему велел Господь. Всю ночь сильный восточный ветер гнал воды, и море стало сушей. По ней с легкостью прошел народ. За ним устремились египтяне, но тяжелые колесницы с трудом передвигались по морскому дну. И вновь Моисей воздвиг на море руку, и «к утру вода возвратилась на свое место, а египтяне бежали навстречу воде». Тогда Моисей и все люди, шедшие за ним, восславили Бога, а женщины с ликованием пели. (Исх 14: 15-30).

Переход евреев через Чермное море, избавивший их от египетского рабства, является прообразом крещения, через которое человек избавляется от власти дьявола и рабства греху. Горящий куст — «Неопалимая купина» издревле связывают с Божией Матерью, о чем свидетельствуют иконы с таким же названием.

Клеймо состоит из двух частей. В правой, более насыщенной по фигурам композиции, изображены «сыны Израильские», бежавшие от египетского гнета. Они уже прошли, «как по суше», море. Среди них — бородатые, умудренные жизнью патриархи. Все они стоят за спиной Моисея. Сам пророк простер руку с жезлом на морские воды. В толпе народа, зрительно разделенной на две половины, можно увидеть молящихся: упав на землю, они закрывают лица руками, а также женщин с детьми, которые продолжают идти.

Левая часть клейма иллюстрирует то место библейского текста, когда морские воды обратились «на египтян, на колесницы их и на всадников их».

3. Пребывание пророка Ионы во чреве китовом

Ветхозаветный пророк Иона жил после праведного Елисея. Однажды Господь повелел идти ему с проповедью в город Ниневию, жители которого были язычниками. Иона должен был возвестить им о том, чтобы все горожане покаялись, иначе их погубит Бог. Однако Ионе очень не хотелось общаться с врагами истинного Бога. Он сел на корабль и решил бежать в Фарсис (в другую страну). На море внезапно поднялась «великая буря». Тогда корабельщики кинули жребий, чтобы узнать, из-за кого им угрожает гибель. Жребий пал на Иону, который признался в грехе, и стал умолять бросить его в пучину волн и «буря утихнет». Действительно, после того как Иона оказался за бортом, море стало спокойным. Но сам пророк был проглочен огромной рыбой. Пребывая в ее чреве, он три дня и три ночи вымаливал у Бога спасение, и совершенно невредимым был извержен на сушу. После этого Иона отправился в Ниневию и проповедовал, призывая к покаянию. (Иона 1-4).

Пребывание Ионы во чреве китовом 3.jpg
Пребывание пророка Ионы во чреве китовом

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и его чудесное спасение — прообраз трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12: 41).

На горизонтальном клейме представлены сюжеты из библейской истории об Ионе. Первый повествует о пребывании «во чреве китовом». Этому посвящена левая часть клейма. Парусный корабль с тремя корабельщиками изображен в тот момент, когда Иону выбрасывают в морскую пучину. Рядом, среди вихрем закручивающихся волн, видна открытая пасть «огромной рыбы» готовая проглотить пророка. Почти у самого края левой части клейма показано, как кит, спустя три дня и три ночи, «извергает» Иону на сушу.

В правой части, в виде домов с парными окнами и одинаковыми крышами, предстает город Ниневия. Близ него на возвышении, у ствола большого дерева сидит пророк Иона. Его голова повернута в сторону города, в котором проживает сто двадцать тысяч человек и все они, после миссионерского служения Ионы, были помилованы Богом.

Огненное восхождение Илии4. Огненное восхождение Илии

Служение пророка Илии происходило за восемь с половиной столетий до Р. Х. Он жил в Израильском царстве в бытность «нечестивого царя» Ахава, который поклонялся солнцу (Ваалу) и принуждал к этому народ. Илия же призывал обращаться с молитвой к истинному Богу, за что претерпел гонения и даже впал в отчаяние: ему стало казаться, что только он один остался верным Богу. Господь утешил Илию, сказав, что есть еще семь тысяч человек среди израильтян, которые не поклонялись идолам. Праведник помазал в пророки своего ученика Елисея. Однажды, когда они шли вместе и беседовали, Илия обратился к Елисею: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь». Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь». Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, Илия был подхвачен вихрем и живым взят на небо. К ногам Елисея упал плащ Илии, сделанный из звериных шкур (милоть).
Огненное восхождении Илии

4.jpgС ним Елисей обрел двойной пророческий дар. (4 Цар 1,2: 1-15). «Огненное восхождении Илии» — один из самых известных ветхозаветных сюжетов, пришедших из Византии. Прообразовательное значение образа библейского пророка соотносилось с идеей «предвосхищения» Вознесения Христа и Богоматери на небо, а символика была особенно созвучна в России мировосприятию тех, кто терпел в XVII веке гонения и казни за приверженность «старой вере».

В русской иконописи развилась традиция изображать колесницу Илии в сплошном огненном облаке, а не среди отдельных языков пламени, которые хорошо видны в резном образе. Здесь пламя исходит из гряды облаков. Крылатые кони уносят колесницу с сидящим в ней Илией. Левой рукой пророк указывает на небо, правой отдает свой плащ (милоть). В нижней части клейма Елисей подхватывает брошенную Илией милоть. Вокруг Елисея простирается пустыня с редкими деревцами и река Иордан, которую Елисей с помощью милоти перейдет «яко посуху». Справа изображены израильтяне-праведники. Теперь, после огненного восхождения Илии, им предназначен в пророки Елисей.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака.jpg5. Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

«Отец верующих» Авраам представляет собой пример непоколебимой веры в Бога. Согласно библейскому тексту, праведнику было сто лет, когда у него родился сын Исаак. Чтобы научить людей любви и послушанию во всем, Бог явился Аврааму и сказал, чтобы тот взял своего единственного сына Исаака и принес его в жертву. Авраам повиновался, потому что любил Бога и верил, что Он плохого не пожелает. Взяв с собой все необходимое для принесения жертвы, Авраам отправился с сыном в землю Мориа. Три дня длился их путь. Наконец, они пришли к горе, указанной Господом. Слуги и осел остались у подножия. Авраам же взял нож и огонь для всесожжения, возложил дрова на плечи Исаака, и они стали подниматься к вершине горы. Вскоре жертвенник был подготовлен, и отец положил на него связанного сына. Но когда Авраам уже занес нож, чтобы заколоть Исаака, ангел Господень остановил его руку. Так Исаак избежал смерти, а в жертву был принесен овен, запутавшийся рогами в чаще. (Быт 22: 2-13, 15-19).

Авраам приносит в жертву
своего сына Исаака


5.jpgИсаак является прообразом Спасителя за две тысячи лет до рождества Христова. За такую веру и любовь Господь обещал Аврааму, что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Клеймо изображает одну из самых известных и драматичных сцен Ветхого Завета: Авраам приносит в жертву своего единственного сына Исаака. Композиция предельно лаконична. Все образы легко прочитываются. Авраам, в развевающейся от ветра накидке, наклоняет левой рукой голову сына и готов занести над ним нож. В верхней части клейма — над облаками — крылатый Ангел Господень. Он видит послушание Авраама и своими руками, словно покровом, защищает действующих лиц. Рядом с жертвенником находится огонь, приготовленный для всесожжения. У ног Авраама изображен кустарник, среди которого виднеется голова барана.

Гора, на которой Авраам приносил в жертву своего сына, получила название горы Мориа. Впоследствии на ней был построен царем Соломоном Иерусалимский храм.

Видение Иаковом таинственной лестницы6. Видение Иаковом таинственной лестницы

Один из сыновей Исаака и Ревеки, родоначальник еврейского народа Иаков (Израиль) — известный персонаж библейской истории, выкупивший первородство за чечевичную похлебку у своего брата-близнеца Исава. Исав возненавидел Иакова и даже хотел его убить. Иакову пришлось уйти из дома. По совету родителей он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, в надежде, что гнев Исава вскоре пройдет. Ночь настигла его в поле. Подложив под голову камень, Иаков заснул. Приснилось ему, что стоит лестница на земле, верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху лестницы стоит Господь. И сказал Господь Иакову: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. (Быт 28: 10-22). Церковь объясняет таинственное видение Иакова так: под потомством его, через которого благословятся все народы, разумеется Иисус Христос.

Видение Иаковом
таинственной лестницы


6.jpgЛестница, соединяющая небо и землю, является прообразом Божией Матери, через Которую воплотился и сошел в мир Спаситель. Композиция резного клейма проста и почти дословно иллюстрирует сон Иакова. Ангелы восходят по лестнице, которая расположена по диагонали, и визуально делит клеймо на две части.

В верхнем правом углу их встречает Бог в образе бородатого старца. Чтобы заполнить свободное пространство левого верхнего угла, мастер поместил туда клубящиеся облака. Противоположный правый угол занимает поле и фигура спящего Иоакова, облокотившегося о камень. Руки его сложены крестом, а поза говорит о том, что он готов проснуться в любой момент.

Иаков умер в Египте в возрасте 147-ми лет. Был отнесен в землю Ханаанскую, где видел таинственный сон, и там похоронен.





Пророк Даниил во рве львином7. Пророк Даниил во рве львином

Пророк Даниил жил в VI веке до Р. Х. Бог даровал ему умение толковать сны и предсказывать будущее. В царский дворец он попал еще в юном возрасте и превзошел многих своим умом. Возвышение Даниила было не по нраву царедворцам, которые искали предлоги к его обвинению. Однажды, в царствование персиянина Кира, пророк разрушил языческого идола Вила и умертвил «без меча и жезла» большого дракона, которого чтили вавилоняне. Разгневанные жители отправили его в ров, где находилось семь львов и «давалось им каждый день по два тела и по две овцы». Шесть дней томился в темном рве Даниил. Все это время львов не кормили. Однако Даниил остался жив: Бог послал к нему жившего в Иудее пророка Аввакума, чтобы он отнес Даниилу обед. Ангел Господень, силой духа подняв Аввакума за волосы, перенес его в Вавилон к львиному рву. Так Даниил был спасен от неминуемой смерти и голода. (Дан 14: 1-40).


Пророк Даниил во рве львином

7.jpgПророк Даниил предсказал время рождения Иисуса Христа — «через семьдесят седмин», то есть через 490 лет, а также то, что Спаситель будет предан смерти, за которой последуют разрушение Иерусалимского храма и города. В нижней части клейма изображена большая пещера. Здесь шесть дней без воды и пищи находится Даниил. Крылатый Ангел, занимающий своим размером почти все верхнее пространство, представлен в горизонтальном положении. Он выполняет Божью волю: переносит пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон. Чтобы показать величие Господа, которому все под силу, мастер делает фигуру Аввакума маленькой, похожей на ребенка. Пророк обеими руками держит приготовленный для узника обед. Даниил, находясь в окружении диких зверей, взывает к Богу: руки молитвенно сложены на груди, глаза закрыты. В библейском тексте во рве находилось семь львов. На иконе мастер вырезал только пять. Три из них, выполненные в профиль, имеют вполне добродушные и спокойные морды. Не соответствует библейскому тексту и фигура Аввакума, которого парящий в облаках Ангел держит не за волосы, как сказано в Священном Писании, а за туловище.

Благоразумие Иосифа8. Благоразумие Иосифа

Любимый сын Иакова — Иосиф в 17 лет был из зависти продан своими братьями за двадцать сребреников. В Египте его купил знатный царедворец по имени Потифар, которому Иосиф стал честно служить, не забывая при этом истинного Бога и боясь в чем-либо согрешить пред Ним. Ум, исполнительность и кротость вскоре заставили Потифара сделать Иосифа управляющим своего дома. Жена царедворца, воспылав страстью к прекрасному лицом и станом юноше, задумала соблазнить его. Однако на все ее уговоры и просьбы жить с ней, как с женой, втайне от мужа, Иосиф отвечал отказом. Тогда раздосадованная и коварная женщина прибегла к хитрости и обману. Она оклеветала Иосифа перед собственным мужем, и тот посадил его в тюрьму. (Быт 39: 6-21). История Иосифа, проданного своими братьями, а потом прославившегося и спасшего им жизнь, является прообразом Иисуса Христа.


Благоразумие Иосифа

8.jpgОн тоже был продан, пострадал от своих соплеменников, но прославился после воскресения и указал путь к спасению. Клеймо изображает сцену соблазнения Иосифа женой начальника телохранителей. Двухэтажные палаты царедворца украшены богатыми драпировками с кистями. На роскошном ложе с продолговатой подушкой сидит полуобнаженная супруга Потифара. Она вновь пытается склонить Иосифа к близости и, стараясь удержать, протягивает руку к его одежде, но благоразумный и целомудренный юноша спешит скрыться.

9. Давид и Вирсавия

Царь Давид жил в 10 веке до н. э., и его называли лучшим из царей еврейских, поскольку он искренно верил в Бога. Но даже такой человек не мог избежать греха. Однажды под вечер, прогуливаясь на кровле дворца, он увидел купающуюся Вирсавию. Давид пленился красавицей, потерял покой и задумал убить ее мужа. Звали его Урия Хеттеянин, и он находился на войне, которую вели Израильтяне против Аммонитян. Царь велел привести к себе Вирсавию и разделил с ней ложе. Он делал это каждый день, пока не вернулся Урия. Но и тогда Давид не желал расстаться с чужой женой. Он поручил своему военачальнику вновь отправить мужа Вирсавии на войну, и поставить его в ходе сражения так, чтобы тот был непременно убит. Когда же приказание Давида исполнилось, и Урия погиб, царь женился на Вирсавии, от которой у него родился сын Соломон. (2 Цар 11:2-27). Пророк Нафан с помощью рассказанной притчи вразумил царя, который осознал всю глубину своего греховного падения. Давид постился, молился и достиг величайшей высоты духа в своих псалмах. Один из них — 50-й, начинающийся с покаянных слов «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…», — знает наизусть каждый православный.

Давид и Вирсавия 9.jpg















Давид и Вирсавия

В клейме, на переднем плане — три ступени, ведущие к бассейну, который наполняется водой, вытекающей из трубы. В центре композиции изображена Вирсавия, покорившая сердце царя. Она показана во внутреннем дворике во время купания. Рядом с полуобнаженной, с распущенными волосами, Вирсавией стоят две служанки, держащие чаши для омовения. За спиной невольной обольстительницы Давида находится дом с полукруглыми стенами и куполом. За домом — сад. Давид стоит на кровле своего дворца и тайно наблюдает за красавицей. Его шея вытянута, а голова наклонена вниз. Сама кровля решена мастером в виде балкона, за перилами которого скрывается царь.

10. Слава Иосифа

Иосиф, благодаря своему уму и умению толковать сны, прославился в Египте. Его предсказания сбывались, и для фараона он стал незаменим. После встречи со своими братьями, приехавшими за хлебом в Египет, неузнанный ими Иосиф решил перевезти к себе отца Иакова вместе с многочисленной семьей. Он открылся братьям, напомнив им, как они его продали, и просил рассказать отцу (Иакову) о всей его славе и обо всем, что они видели в Египте. Каждому из братьев он дал перемену одежд и путевой запас провизии, а самого младшего Вениамина наградил еще тремястами сребрениками и пятью переменами одежд. Престарелый Иаков, узнав о том, что Иосиф жив, отправился вместе со всем своим домом в Египет. Всего переселились вместе с ним семьдесят пять человек. (Быт 42-50).

Слава Иосифа 10.jpg
Слава Иосифа

Клеймо изображает возвышение Иосифа, который в Египте стал первым лицом после фараона. В центре композиции на богатой колеснице, запряженной тройкой лошадей и управляемой возницей, едет Иосиф. Он одет в роскошные одежды, у него высокая прическа, в левой руке Иосиф держит посох, верхняя часть которого украшена стилизованными цветками лотоса. Впереди колесницы двигаются трубачи, сзади шествует войско в латах, с длинными копьями и топориками. На переднем плане мастер изобразил простой народ, который преклоняет колена перед самым мудрым человеком Египта. Сцена соответствует следующим стихам Священного Писания: «И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь!». (Быт 41: 42-46).

В клеймо включены еще три сюжета из жизни прославленного сына Иакова: на заднем плане, в центре, показана темница, в которую был заточен Иосиф по наветам жены начальника телохранителей. В левом верхнем углу — Иосиф объясняет сны фараона, в правом — радостная встреча отца с сыном после долгих лет разлуки.

11. Слава Соломона

Соломон был помазан на царство в юности. Его отец царь Давид был еще жив и видел, как ликовал и радовался при этом народ. По утверждении на престоле Бог явился Соломону в сновидении и сказал ему: «Проси, что дать тебе». Соломон пожелал, чтобы Господь даровал ему сердце разумное, и тогда он смог бы справедливо творить суд и правду, различать добро и зло. Соломон получил не только разумное сердце, но еще в придачу богатство и славу. Он исполнил завещание своего отца Давида и построил на горе Мориа Иерусалимский храм. Возведение его длилось семь лет.

Слава Соломона 11.jpg
Слава Соломона

Мудрость и «обширный ум, как песок на берегу моря», снискали Соломону славу у окрестных народов. Все цари желали увидеть Иерусалим, огромный храм и послушать мудрые речи Соломона. Правители подносили ему богатые дары: серебряные и золотые сосуды, одежду и оружие, коней и мулов. Даже царица Савская пришла из Аравии испытать ум Соломона. (3 Цар 10: 1-13).

Клеймо представляет многофигурную композицию, в центре которой помещен Соломон. Царь изображен в короне и богатых одеждах. Его лицо, выполненное мастером в профиль, и поднятая правая рука обращены в сторону царицы Савской, приехавшей из Сабейского царства (Аравия). Легендарная правительница стоит на небольшом возвышении. На голове у нее зубчатая корона, в правой руке она держит высокий посох. За нею следуют приближенные и слуги. На переднем плане — всадники на верблюдах. Из Библии известно, что верблюды, сопровождавшие караван царицы, были навьючены огромным количеством золота (120 талантов), драгоценными камнями и множеством благовоний. «Никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону».

Действие развернуто на фоне величественного здания, скорее всего, Иерусалимского храма. Всю представленную в клейме сцену можно соотнести со стихами 10-й главы 3 Книги Царств: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем».

Соломон царствовал в течение сорока лет. После его смерти еврейское царство разделилось на Иудейское и Израильское. В Иудейском царстве все цари происходили из рода Давидова.