Подарок от всей души – зеркало-псише в стиле «второе рококо»
С. А. Астаховская, старший научный сотрудник музея-заповедника «Гатчина»
С. А. Астаховская, старший научный сотрудник музея-заповедника «Гатчина»
Один из подарков, который получил Гатчинский дворец в год своего 250-летия, особенно трогателен: напольное зеркало-псише в стиле «второе рококо» из полированного ореха, украшенное изящной резьбой, с боковыми шкафчиками для различных безделушек, обитыми внутри бордовым бархатом.
Первые зеркала-псише появились в конце XVIII века во Франции как составляющая дамского туалетного столика. Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике или на основании в форме миниатюрного бюро по типу мольберта, с помощью двух стержней с шарнирами, что позволяло придать зеркалу наклонное положение.
Позднее конструкцию использовали для изготовления напольных зеркал. У напольных зеркал-псише по бокам рамы нередко предусматривались регулируемые по высоте канделябры для свечей, или кронштейны, на которые ставились подсвечники, как у нашего зеркала.
Подаренное зеркало-псише изготовлено в середине XIX века. Изысканность отделки указывает на то, что оно изготовлено в очень хорошей, возможно и столичной, мастерской. Аналогичные предметы мебели находились в жилых апартаментах Гатчинского дворца, принадлежащих императорской семье и в квартирах, отводившихся для высокопоставленных гостей.
Светлана Сергеевна Елизарова
Такое зеркало вполне могло находиться в уборной великой княгини или самой императрицы, а простояло больше 80 лет в обычной тульской квартире.
Вот что рассказала дарительница из города Тула, Светлана Сергеевна Елизарова:
«Это зеркало мой дедушка — Алексей Васильевич Никифоров подарил своей жене — Нине Ивановне Никифоровой в октябре 1932 года в подарок за рождение дочери — Ираиды Алексеевны Никифоровой. Так и сказал: «Глядись, моя красавица на себя и всегда вспоминай меня!» Он познакомился с бабушкой, когда приехал к своему дяде. Увидел 14-летнюю красавицу с крупными, как вишни глазами, и... влюбился без памяти. Тут же сделал предложение её родителям. Договорились, что приедет за ней через два года. После двухлетнего испытания чувств они поженились, и он привез молодую жену в Тулу. Зеркало он купил в доме наследника известного тульского самоварщика Алексея Степановича Баташева, который распродавал свое имущество.
Во время Великой Отечественной войны трюмо находилось в бабушкиной тульской квартире. Осколки снаряда выбили стекла окна, рядом с которым в углу и стояло трюмо. Но его, к счастью, не задело».
Дедушка Светланы Сергеевны умер 1946 году. Оставшись без кормильца с двумя детьми, бабушка бедствовала. Но даже в это трудное время она не помышляла о продаже ценных вещей из дома. В 2004 году умерла и бабушка.
«На домашнем совете было принято решение: подарить зеркало какому-нибудь дворцу или музею нашего любимого Санкт-Петербурга. Вот и вся история, — продолжает Светлана Сергеевна, — Трюмо попало в добрые руки и обрело своего хозяина. Чему мы несказанно рады».
Бывшие хозяева с большой любовью отнеслись к необычному предмету обстановки, связанному с такой романтической историей. Но старое зеркало, хранящее в себе образы многих красавиц, все-таки нуждается в бережных и трудолюбивых руках реставратора.
После незначительных реставрационных работ зеркало-псише займет достойное место в новой экспозиции Гатчинского дворца.
Первые зеркала-псише появились в конце XVIII века во Франции как составляющая дамского туалетного столика. Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике или на основании в форме миниатюрного бюро по типу мольберта, с помощью двух стержней с шарнирами, что позволяло придать зеркалу наклонное положение.
Ванная Александра II в Арсенальном каре. Э.П.Гау |
Ванная Александры Федоровны в Арсенальном каре. Э.П.Гау |
Спальня на 3-м этаже центрального корпуса |
Позднее конструкцию использовали для изготовления напольных зеркал. У напольных зеркал-псише по бокам рамы нередко предусматривались регулируемые по высоте канделябры для свечей, или кронштейны, на которые ставились подсвечники, как у нашего зеркала.
Подаренное зеркало-псише изготовлено в середине XIX века. Изысканность отделки указывает на то, что оно изготовлено в очень хорошей, возможно и столичной, мастерской. Аналогичные предметы мебели находились в жилых апартаментах Гатчинского дворца, принадлежащих императорской семье и в квартирах, отводившихся для высокопоставленных гостей.
Светлана Сергеевна Елизарова
Такое зеркало вполне могло находиться в уборной великой княгини или самой императрицы, а простояло больше 80 лет в обычной тульской квартире.
Вот что рассказала дарительница из города Тула, Светлана Сергеевна Елизарова:
«Это зеркало мой дедушка — Алексей Васильевич Никифоров подарил своей жене — Нине Ивановне Никифоровой в октябре 1932 года в подарок за рождение дочери — Ираиды Алексеевны Никифоровой. Так и сказал: «Глядись, моя красавица на себя и всегда вспоминай меня!» Он познакомился с бабушкой, когда приехал к своему дяде. Увидел 14-летнюю красавицу с крупными, как вишни глазами, и... влюбился без памяти. Тут же сделал предложение её родителям. Договорились, что приедет за ней через два года. После двухлетнего испытания чувств они поженились, и он привез молодую жену в Тулу. Зеркало он купил в доме наследника известного тульского самоварщика Алексея Степановича Баташева, который распродавал свое имущество.
Во время Великой Отечественной войны трюмо находилось в бабушкиной тульской квартире. Осколки снаряда выбили стекла окна, рядом с которым в углу и стояло трюмо. Но его, к счастью, не задело».
Дедушка Светланы Сергеевны умер 1946 году. Оставшись без кормильца с двумя детьми, бабушка бедствовала. Но даже в это трудное время она не помышляла о продаже ценных вещей из дома. В 2004 году умерла и бабушка.
«На домашнем совете было принято решение: подарить зеркало какому-нибудь дворцу или музею нашего любимого Санкт-Петербурга. Вот и вся история, — продолжает Светлана Сергеевна, — Трюмо попало в добрые руки и обрело своего хозяина. Чему мы несказанно рады».
Бывшие хозяева с большой любовью отнеслись к необычному предмету обстановки, связанному с такой романтической историей. Но старое зеркало, хранящее в себе образы многих красавиц, все-таки нуждается в бережных и трудолюбивых руках реставратора.
После незначительных реставрационных работ зеркало-псише займет достойное место в новой экспозиции Гатчинского дворца.