Шукурова А. Э.
Гатчина стала собственностью великого князя Павла Петровича в августе 1783 г. К этому моменту у Павла и его супруги Марии Федоровны уже было пожалованное ранее имение Павловское (с 1796 г. — город Павловск).
Гатчина «досталась» новым хозяевам обустроенным поместьем, «с тамошним домом, со всеми находящимися мебелями, мраморными вещами, оружейною, оранжереею…». «Домом» был назван один из самых больших в окрестностях Петербурга дворцов, построенный по проекту архитектора Антонио Ринальди, ранее принадлежавший графу Григорию Орлову. Екатерина II пожаловала графу Гатчину весной 1765 г., и уже в следующем году был заложен каменный дворец. После смерти Григория Орлова императрица выкупила дворец у его наследников и подарила его сыну и невестке в честь рождения их старшей дочери, великой княжны Александры Павловны.
Романтический ореол подарка, который сделал великого князя «наследником» убийцы своего отца, дал возможность романистам и историкам называть Павла «русским Гамлетом». Тем не менее, видимо, облик новой резиденции задел чувствительные струны в душе нового хозяина Гатчины, и он с воодушевлением принялся за её обустройство. Возможно, здесь сыграло свою роль авторство Антонио Ринальди, который долгие годы исполнял обязанности архитектора «малого двора» великого князя Петра Федоровича в Ораниенбауме. Поскольку архитектурный облик дворца был уже вполне сформирован, то речь шла только о приспособлении его апартаментов и служб к вкусам и потребностям новых владельцев.
Великокняжеская чета жила дружно, но любимая резиденция у каждого из супругов была своя, что замечали современники. Например, князь Иван Михайлович Долгоруков, который в середине 1780-х гг. был приближен к «малому двору», писал в своих воспоминаниях: «В Гатчине он был хозяин, а в Павловске супруга его». Великая княгиня Мария Федоровна прилагала большие усилия, чтобы «её» Павловск «мог выдержать сравнение с Гатчиной», и в переписке с управляющим называла Гатчину «опасной соперницей».
В Гатчинском дворце с гораздо большей выразительностью проявились вкусы самого Павла Петровича, особенно это относилось к убранству его личных покоев. Конечно, по значимости архитектурно-художественной отделки собственные апартаменты Павла далеко уступали парадным залам. Но именно цельность всей обстановки, глубокий отпечаток душевного облика хозяина дворца делали эти помещения совершенно уникальными.
После смерти Павла I его покои в Гатчине стали своеобразным «семейным музеем» Романовых. По традиции, которая была заведена вдовствующей императрицей Марией Федоровной, обстановка комнат поддерживалась в том виде, каковой она была осенью 1800 г., когда Павел был в Гатчине в последний раз. Позднее были добавлены его вещи из Михайловского замка, в том числе, любимые картины, походная кровать императора, его одежда, шпага и трость. Личные вещи Павла были завещаны вдовствующей императрицей Марией Федоровной великому князю Константину Павловичу, и после его смерти в 1833 году были перевезены в Гатчину. По словам первого главного хранителя Гатчинского дворца-музея В. К. Макарова, «комнаты сохранились прекрасно. Отсюда ничего не унесено и очень немногое прибавлено».
Традиционно к комплексу личных апартаментов Павла I относят собственно жилые покои (Туалетная, Овальный и Башенный кабинеты), но и комнаты для «малых приемов» (Нижняя Кавалерская (Кавалергардская), Нижняя Тронная), и рабочие помещения для ежедневных занятий (Секретарская, Комната дежурного офицера, Знаменная и Кордегардия). Собственные апартаменты Павла I находились на первом этаже Центрального корпуса дворца.
Туалетная комната, Овальный кабинет и Башенный кабинет по планировке точно соответствовали комнатам Марии Федоровны, которые находились в бельэтаже. Отделка покоев супруги Павла Петровича поражала роскошью и изяществом. Лепное убранство, изысканный рисунок паркета, мебель, блеск хрусталя, фарфора, золоченой бронзы — все радовало глаз. Напротив, в комнатах великого князя «царили» картины, а архитектурный декор отличался суровой лаконичностью.
Живописные полотна заполняли все пространство стен. Это был своего рода «путеводитель» по внутреннему миру Павла Петровича. Его увлечения, политические пристрастия, самые значимые моменты жизни — все находило отражение в коллекции. Так, например, известны неприязненные отношения Павла с матерью и его уважение к памяти отца. Поэтому характерно, что в комнатах Павла Петровича не было ни одного портрета Екатерины II, и, напротив, в Овальном кабинете видное место занимал большой портрет отца, великого князя Петра Федоровича.
Илл. 1. Овальный кабинет. Головачевский К.,
копия с Ф. Рокотова Портрет великого князя
Петра Федоровича. ГМЗ «Павловск» ЦХ-2153-III.
Справа, на драпировке.
Более того, собрание картин Павла по подбору художников удивительно напоминало коллекцию, собранную Петром III в Ораниенбауме, как описал её воспитатель великого князя Петра Федоровича, Якоб Штелин.
Несмотря на то, что «пруссомания» Павла I , его преклонение перед военным и государственным гением Фридриха II, стала общим местом, изображений прусского монарха в личных комнатах Павла не было. Судя по подбору портретов, его симпатии были иные. Неоднократно отмечалось обилие всевозможных портретов французского короля Генриха IV Наваррского: скульптурных, тканых, живописных, гравированных. Например, в Башенном кабинете их было два, оба кисти Ф. Поурбюса (ЦХ- 2147-III и ЦХ-2148-III ГМЗ «Павловск»).
Илл. 2. Гау Э. «Башенный кабинет».
Илл. 2. а. Бургиньон (Жак Куртуа) «Кавалерийская схватка»
В Овальном кабинете находились и изображения двух прадедов Павла Петровича: родного — императора Петра I (ГМЗ «Гатчина» ГДМ-213-III) и двоюродного — короля Карла XII Шведского (Неизвестный художник. Портрет Карла XII . ГМЗ «Павловск» ЦХ- 2151-III).
Картины напоминали о приятных моментах путешествия в Европу, которое совершили великий князь с супругой инкогнито, под именем графа и графини Северных, в 1781 – 1782 годах. Это и охота на оленя в поместье принца Конде в Шантильи, запечатленная кистью непревзойденного Ле Пана (Ле Пан Жан Батист. Охота в Шантильи. ГМЗ «Павловск» ЦХ- 1519-III) в Туалетной и посещение Антверпена, вид которого написал Генрих Корт (Корт Генрих. Вид Антверпена. ГМЗ «Гатчина» ГДМ-49-III) в Овальном кабинете.
Илл. 3. Туалетная Павла I (дверь в Овальный кабинет). Картина Ле Пана над диваном. |
Илл. 4. Гау Э. Овальный кабинет. Картина Г. Корта — центральная из трех над дверью. |
Илл. 4. а. Корт Г. Вид Антверпена. |
Искренних друзей Павла Петровича можно пересчитать по пальцам одной руки. Одним из них была фрейлина Екатерина Ивановна Нелидова, которую великий князь ценил за ум и замечательную красоту души. Подарки, поднесенные ею Павлу Петровичу, можно было увидеть в Туалетной (Монограммист С. С. F. S. «Лазарь, просящий милостыню у стола богача» ГМЗ «Павловск». ЦХ-1516-Ш) и в Башенном кабинете — сцены солдатской лагерной жизни (Парные картины: Парросель Жозеф Франсуа (по старым описям — Ланкре). Солдаты на отдыхе. Обе переданы в 1930 в «Антиквариат». С 1937 в ГЭ. С 1946 в музее «Метехи» (Грузия)).
Илл. 5. Туалетная Павла I. Монограммист С. С. F. S. «Лазарь, просящий милостыню у стола богача» - большая картина над комодом. |
Илл. 5. а. Щедрин С. Вид Гатчинского дворца и парка. |
Из приобретений самого Павла I самые характерные - виды Гатчины (см. илл. 5. ГДМ-50-III) и Петергофа (Вид Монплезира в Петергофе. Башенный кабинет. ГМЗ «Павловск» ЦХ- 1464-III, Щедрин С. Фонтан Евы в Петергофе. Башенный кабинет. ГМЗ «Павловск» ЦХ- 1471-III) кисти С. Щедрина.
В 1920-1930-е гг. живописное убранство комнат Павла подверглось разорению; часть картин была передана в Эрмитаж, часть — в «Антиквариат». Например, в Овальном кабинете «выбыла» почти четверть картин. Сотрудники дворца-музея того времени смогли очень бережно и тактично восполнить утраты, подобрать замену им из картин, которые находились в кладовых дворца, но тоже принадлежали к коллекции Павла I.
У этого собрания счастливая судьба - в период Великой Отечественной войны были спасены все полотна. Напомним, всего на 1941 г. в Туалетной, Овальном кабинете и Башенном кабинете числилось 71 картина. Одно полотно, «Кавалерийская схватка» кисти Бургиньона из Башенного кабинета, которая считалась утраченной, была возвращена из Германии в 2005 г. (ГДМ-466-III, см. илл. 2. верхняя картина на правой стене).
В настоящий момент в собрании ГМЗ «Гатчина» есть только 10 картин из собственных покоев Павла I. И мы надеемся, что когда-нибудь будут восстановлены комнаты, которые В.К. Макаров назвал «редкостью европейского масштаба».
(публикация является переработкой статьи А.Э. Шукуровой «Картинное убранство личных комнат Павла I», опубликованной в журнале «Родина» №7. 2011).