Language
Русский English Français
Версия для слабовидящих
Ингербург — город-крепость Павла I

Петрова О. В.

Одна из ярких и загадочных страниц архитектурной истории Гатчины времени Павла I — проектирование и строительство крепости Ингербург на въезде в этот город.

Именно Павел I положил начало существованию Гатчины как города. 11 ноября 1796 года он издал указ о «переименовании Гатчины городом», в соответствии с которым Гатчинский посад получил новый статус[1]. Более того, и Гатчинский посад появился возле дворцово-паркового ансамбля также при Павле Петровиче. Великому князю в июле 1783 года досталась в подарок от матери усадьба с землями, фактически без посада[2]. Вблизи дворца существовали только две деревни, расположенные на значительном по тем временам расстоянии друг от друга: Большая и Малая Гатчина. Из-за ограниченности личного бюджета Павел смог серьезно заняться Гатчиной только в начале 1790-х годов. Один из первых градостроительных проектов, варианты которого начали разрабатываться уже с самого начала 1790-х годов, был связан с идеей возведения крепости на въезде в будущий город со стороны Петербурга.

Вероятно, автором проекта Ингербурга был В. Бренна, работавший в тесном сотрудничестве с Павлом Петровичем. Имеются архивные документы, свидетельствующие, что казармы в Ингербурге строил каменных дел мастер К. Д. Висконти по полученным от Бренны чертежам и по устным распоряжениям архитектора[3]. В. Бренна руководил в 1790-е годы всеми строительными работами в Гатчине. Вероятно, проекты частных домов, ратуши и школы, строившихся в Ингербурге помимо «воинских казарм», также были разработаны им.

В процессе проектирования рассматривалось несколько вариантов плана этого комплекса. На ранних чертежах (до 1792 года) Ингербург предстает в виде расположенной симметрично вдоль Порховской дороги крепости, обнесенной валом и рвом[4].

1.JPG
Неизвестный автор. Аксонометрический план крепости Ингербург в Гатчине.
Начало 1790-х годов. ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-1138-XII.


План Ингербурга напоминает чертеж крепости Кенок (Le fort de la Kenoque) из известной Павлу с детства «La galerie agreable du monde»[5]. Возможно, эта крепость послужила прототипом раннего проекта Ингербурга.

Укрепления Ингербурга придавали комплексу сходство с западноевропейским средневековым городом. «Средневековый» характер носил и ранний проект каменных ворот со стрельчатыми окнами и высокой колокольней, которые должны были оформить въезд в Ингербург со стороны Петербурга. В дальнейшем архитектурные ансамбли, вызывавшие ассоциации со средневековыми замками, крепостями и монастырями, нашли широкое распространение в резиденциях Павла Петровича. В Гатчине таким сооружением был Приоратский дворец, предназначенный для кавалеров мальтийского ордена (Н. А. Львов, 1797-1799 гг.). Существовал также разработанный в 1800 году А. Д. Захаровым проект возведения монастыря Св. Харлампия, который не был осуществлен в связи со смертью императора.

Помимо воинских казарм для постоянного гарнизона крепости, в Ингербурге проектировались частные дома для дворян и купцов, здания ратуши, школы и церкви.

В 1792 году появляется отличающийся от ранних чертежей окончательный проект плана Ингербурга, по которому в дальнейшем и велось строительство. Для нового плана был выбран необычный прототип. План Ингербурга, разработанный около 1792 года, является точной копией плана парижской Королевской мануфактуры Гобеленов, опубликованного в книге Ж. Ф. Блонделя «Французская архитектура…»[6].

2.jpg
Неизвестный автор. Проект плана Ингербурга.
Начало 1790-х годов. ГМЗ «Гатчина», 1-й Кушелевский альбом, инв. № ГДМ-42-XI.


3.jpg
План мануфактуры Гобеленов из книги: Blondel J.F. Architecture Franςes.
P.2. Paris, 1752. Livre III, pl. XIX.


Известно, что Павел Петрович и Мария Федоровна посетили в Париже Королевскую мануфактуру гобеленов[7]. План мануфактуры в значительной степени напоминает очертания крепости. Возможно, это соответствие поразило Павла и привело его к парадоксальной мысли отразить в архитектурном образе одного и того же комплекса идеи рыцарского замка и города мастеровых эпохи абсолютной монархии. Точная копия плана мануфактуры окружена на новом проекте Ингербурга рвами, валами, гласисом, равелинами. Королевская мануфактура гобеленов была учреждена в 1667 году по инициативе главного контролера финансов Кольбера на базе уже сложившегося производства, основанного Жаном Гобеленом еще в 1444 году. Мануфактура объединила краснодеревщиков, ювелиров, красильщиков, ткачей и других ремесленников для осуществления различных работ в королевских резиденциях. К середине XVIII века мануфактура представляла собой целый городок, включавший различные мастерские и жилые дома ремесленников, некоторые из которых были построены еще в начале XVII века[8]. Павел Петрович понимал, что величие и блеск французского двора эпохи абсолютизма обеспечивались централизованным и эффективным управлением мастерскими, создававшими высококачественную продукцию, необходимую для декорирования и меблировки королевских дворцов.

4.JPG Большинство построек Ингербурга, проектируемых В. Бренной и его помощниками в 1790-е годы, должно было иметь фасады, решенные в духе французской архитектуры второй половины XVII – первой половины XVIII веков. У некоторых построек имеются конкретные французские прототипы. Например, проект ингербургской ратуши был вдохновлен архитектурой водонапорной башни Самаритянки на Новом мосту в Париже. Новый мост — один из самых старых мостов в Париже. Его строительство началось в 1578 году по проекту Б. А. Дюсерсо и П. Дезиля, затем было продолжено под руководством Г. Маршана и завершено только в 1607 году. В том же году вплотную к Новому мосту инженером Линтлаером была построена водонапорная башня для снабжения водой Лувра и Тюильри. Она получила название «Самаритянка» из-за украшавшего ее рельефа с изображением Христа и самаритянки у колодца. В начале XVIII века башня была основательно перестроена Р. Де Коттом. В 1813 году «Самаритянку» разрушили[9]. На гравированном чертеже во «Французской архитектуре» Блонделя, который, вероятно, и лег в основу проекта ингербургской ратуши, представлена башня после перестройки Р. Де Коттом. Единственное различие в проектах водонапорной башни из книги Блонделя и ингербургской ратуши состоит в количестве окон на фасаде. Водонапорная башня имеет три оси окон, ратуша — две. Сохранились документы 1794 года, свидетельствующие, что Павел хотел устроить в ратуше рыцарский зал и украсить его гербами «всех тех знатных дворян, которые на пожалованных им местах имеют в Ингербурге построение»[10].


Неизвестный автор. Фасад ратуши.
Фрагмент развертки фасадов Ингербурга.
1790-е гг. ГМЗ «Гатчина», 2-й Кушелевский альбом, инв.
№ ГДМ – 111 – XI.


5.JPG
Фасад водонапорной башни на Новом мосту в Париже из книги: Blondel J.F. Architecture Franςes.
P.2. Paris, 1752. Livre III, pl. III.


Один из неосуществленных вариантов решения фасадов Воскресенской надвратной церкви Ингербурга выполнен на основе чертежа другой парижской постройки — церкви Коллежа четырех наций (Л. Лево, начало 1660-х – 1668 годы), также опубликованного в «Французской архитектуре» Блонделя.

6.JPG Проект церкви для Ингербурга повторяет общее композиционное решение главного фасада церкви Коллежа четырех наций, конфигурацию и декоративное решение купола и барабана, форму и рисунок лепки треугольного фронтона с часами. Различия заключаются в декоративном оформлении портика. В целом, прототип достаточно четко читается в чертеже. Окончательно остановились на другом проекте, который также не был осуществлен.

Французские прототипы ингербургских зданий, как отмечалось выше, выбирались из любимой Павлом с детства книги Ж.Ф. Блонделя «Французская архитектура…»[11]. Процесс отбора образцов, вероятно, напоминал детские занятия Павла Петровича. В 1765 году его воспитатель С. А. Порошин записал в свой дневник: «Смотрел Его Высочество вчерашние эстампы. Да не просто изволил он смотреть их. Представлял себе, будто отборная была республика, которой в столичный город выбирал он из изображенных там зданий»[12]. Постройки, послужившие образцами для ингербургских зданий, были возведены или перестроены в эпоху «Большого стиля» Людовика XIV, связанного с годами правления этого короля (1643-1715 годы). «Большой стиль», сочетавший художественные принципы классицизма и барокко, своим образным строем выражал идеи сильной абсолютистской королевской власти и процветания централизованного государства. Одной из причин падения французской монархии Павел I считал ослабление королевской власти.

Неизвестный автор. Проект Воскресенской
надвратной церкви в Ингербурге.
ГМЗ «Гатчина», 2-й Кушелевский альбом,
инв. № ГДМ-110-XI.


Сам Павел Петрович стремился в своей политике усилить монархическую власть, поднять сан самодержца на недосягаемую высоту, дисциплинировать дворянство, централизовать государственный аппарат. Архитектура времени Людовика XIV, давшая яркое пластическое воплощение величия и упорядоченности абсолютистской Франции, вероятно, казалась Павлу Петровичу наиболее достойным образцом для подражания.

7.JPG Использование французских прототипов при проектировании для разных ансамблей и комплексов Гатчины в павловское время было частым явлением. Так, в Гатчине проектировались копии парижского собора Дома Инвалидов (А. Мансар, 1693-1706 гг.)[13], павильона Аполлона и муз, возведенного в 1767 году архитектором Карпантье (Cărpentier) в регулярном саду французского имения г-на Бусьера (Mr de la Boüexiere)[14]. Сооружения, построенные в первой половине XVIII века в Шантийи, повлияли на гатчинские проекты павильона Венеры, Дворцовых конюшен, планировку острова Любви и парка Сильвии[15]. Проекты Ингербургских сооружений отвечали общей тенденции стилистических решений гатчинских построек. Однако следует отметить, что помимо наиболее распространенных приемов оформления фасадов зданий, восходящих к французской архитектуре конца XVII – первой половины XVIII веков, в Ингербурге встречались и другие варианты композиционного и декоративного решения сооружений. В декор некоторых зданий были включены элементы, характерные для готики, другие постройки совмещали черты зрелого русского классицизма и французской архитектуры первой половины XVIII века. Очевидно, что царственный заказчик крепости и работавшие над проектами архитекторы, не считали единство стиля непременным условием архитектурного решения комплекса зданий Ингербурга.



Чертеж церкви Коллежа четырех наций из книги:
Blondel J.F. Architecture Franςes.
P.2. Paris, 1752. Livre III.


8.jpg
Неизвестный автор. Окончательный проект Воскресенской надвратной церкви в Ингербурге.
Фасады, планы. ГМЗ «Гатчина», 1-й Кушелевский альбом, инв. № ГДМ-45-XI.


9.jpg
Неизвестный автор. Окончательный проект Воскресенской надвратной церкви в Ингербурге.
Разрезы. ГМЗ «Гатчина», 1-й Кушелевский альбом, инв. № ГДМ-44-XI.


Большое значение придавалось решению «фасадов» Ингербурга со стороны Петербурга и Гатчины. В собрании ГМЗ «Гатчина» сохранился чертеж с развертками фасадов зданий, составляющих линии сплошной застройки комплекса со стороны Петербурга и со стороны Гатчины[16]. Постройки на чертеже не имеют подписей, но их назначение и принадлежность владельцам можно определить по одному из планов Ингербурга конца XVIII века[17].

10.jpg
Неизвестный автор. Проект плана Ингербурга.
Начало 1790-х гг. ГМЗ «Гатчина», 1-й Кушелевский альбом, инв. № ГДМ-42-XI.


На развертке фасадов со стороны Гатчины представлены двухэтажные казармы, классицистические ворота с элементами готики в оформлении окон первого этажа, заменившие «средневековые» ворота раннего проекта. В просвете между домами виднеется ратуша с башней. Это измененный вариант уже рассмотренного проекта ратуши. Изменения в основном затронули план сооружения и соответственно объем. Прямоугольный план был изменен на почти квадратный. Поскольку в основу планировки Ингербурга был положен план Королевской мануфактуры гобеленов, все здания этого комплекса получили планы, соответствующие планам построек, расположенных на территории мануфактуры. Развертку фасада Ингербурга завершает двухэтажный дом А. Б. Куракина.

На развертке фасадов со стороны Петербурга изображены трехэтажный дом Н. Демидова и двухэтажные казармы. В центре развертки — Воскресенские ворота с надвратной церковью.

Все представленные на этом чертеже здания за исключением Воскресенских ворот были возведены.

Ингербург строился с 1793 по 1801 год. Большинство из проектировавшихся в начале 1790-х годов построек было осуществлено. Комплекс включал каменные казармы, дома Н. Демидова, А. Нарышкина, П. Нарышкина, С. Плещеева, М. Голицына, А. Куракина, Е. Нелидовой и других приближенных Павла, а также здания ратуши и школы.

11.JPG
Неизвестный автор. Проект дома Е.И. Нелидовой в Ингербурге (план, фасад).
1794 (?). ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-425-XII.


Павел Петрович уделял особое внимание возведению дома своей фаворитки Е. И. Нелидовой. Весной 1794 года он утвердил проект этого здания[18]. В гатчинском собрании сохранился чертеж с фасадом и планом дома Нелидовой[19]. На листе изображен фасад одноэтажного здания, декорированного восемью рустованными лопатками. Крыша с переломом имеет круглые люкарны. Архитектурный облик здания архаичен для русской архитектуры конца XVIII века, но характерен для павловской Гатчины. Планы дома и всей усадьбы Нелидовой являются копиями планов дома и приусадебного участка господина Эшудэля, плотника парижской Королевской мануфактуры гобеленов. Положение дома Эшуделя на плане мануфактуры в точности соответствует положению дома Нелидовой на плане Ингербурга.

Строительство дома Нелидовой велось с 1794 по 1796 годы на средства великого князя. 31 октября 1796 года законченный дом был пожалован Е. И. Нелидовой Павлом «вместе с землей». Для содержания дома ей была подарена также деревня Арапакози[20]. Дом вплотную примыкал к стене расположенных рядом с ним казарм. Он был выстроен из камня, крышу покрыли черепицей. В доме имелось семь помещений и мансардный этаж. В комнатах находились две русские печи с очагами и четыре голландские печи. Полы были паркетные, подоконники — мраморные, кухонные стены выложены «глазурованными изразцами»[21]. На потолках разместили живописные плафоны[22]. Одновременно со строительством дома обустраивали двор и сад. На участке построили караульный дом, ворота в усадьбу, выкопали колодец, возвели каретный сарай и конюшню, замостили двор черницким камнем[23].

В саду проложили дорожки, посадили липы, построили оранжерею и садовую ограду, затем возвели декоративный портал с фронтоном, скрывавший угол между оранжереей и оградой[24]. В саду также выкопали пруд, устроили цветники, установили скульптуру и поставили скамейки[25]. Этими работами руководил садовый мастер Я. И. (Джеймс) Гакет[26].

Е. И. Нелидова с восторгом сообщала А. Б. Куракину о ходе строительных работ на ее участке: «Кто знает, мой дорогой князь, может быть, когда-нибудь я смогу пометить письмо Ингербургом, я сделаю это только для того, чтобы дать Вам знать, что во владениях нашего друга у меня появилось собственное владение! Вы увидите все это. Вы будете пить чай в маленьком хорошеньком домике, обойдете мой хорошенький сад, будете мечтать на прелестной террасе, куда можно попасть через стеклянную дверь прямо из моего кабинета, и, сделав несколько шагов, окажетесь в дивном цветнике. Слева от него находится куртина, и прекрасная аллея — справа. Все это завершается маленькой трельяжной беседкой, из которой видна клумба со статуей в центре. И вы также догадаетесь, чья рука дарует мне все это, ведь это рука дружбы»[27].

12.JPG
Неизвестный автор. Фиксационный план Ингербурга.
1790-е гг. ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-424-XII.


К концу царствования Павла Ингербург представлял собой обнесенный оградой комплекс зданий[28]. В процессе строительства отказались от устройства крепостного вала, рва, равелинов и гласиса, что существенно изменило архитектурный образ этого комплекса. Несмотря на очевидное влияние французской архитектуры, облик Ингербурга был уникальным и своеобразным. Сама идея создания такого необычного для русской архитектуры того времени комплекса вблизи загородного дворца наследника престола, на главной ведущей к дворцу дороге носила характер интеллектуальной игры, загадки, которую должен был пытаться разгадать каждый, въезжавший в личные владения Павла Петровича.

13.JPG
Хоментовский 2-й. План города Гатчины с окрестностями.
Кон. 1790-х. Фрагмент. ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-17-XII.


Этот замечательный комплекс был утрачен уже в XIX веке. С 1829 по 1831 годы здания в Ингербурге перестраивались под казармы лейб-гвардии гарнизонного батальона, и все постройки получили декор позднего классицизма. Впоследствии ингербургские здания были снесены, и на их месте по проекту И. К. Клодницкого возвели казармы для размещения 23-ей артиллерийской бригады (1878-1891 годы).



[1] Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. Л., 1974. С.65.

[2] 4 июля 1783 года Гатчина была куплена Екатериной II у родственников умершего владельца гатчинского имения Г. Г. Орлова и 6 августа того же года подарена Павлу Петровичу.

[3] РГИА, ф. 491, оп.1, д. 145, л. 49.

[4] Чертежи с ранним неосуществленным проектом плана Ингербурга сохранились в ГМЗ «Гатчина» (инв №№ ГДМ-4-XII, ГДМ-1138-XII, ГДМ – 111 – XI, ГДМ – 112 – XI, ГДМ – 53 – XI).

[5] Van der Aa. La galerie agreable du monde. A Leid, 1726. V.2, t. 10-16, p. 34 a.

[6] Чертежи, на которых представлен план Ингербурга, повторяющий планировку Королевской мануфактуры Гобеленов, сохранились в ГМЗ «Гатчина» (инв. №№. ГДМ-1-XII, ГДМ-15-XII, ГДМ – 424 – XII, ГДМ-42- XI, ГДМ-48- XI, ГДМ-71-XI, ГДМ-74-XI). Самый ранний из этих планов датирован 1792 годом. План Королевской мануфактуры Гобеленов, послуживший образцом для проекта Ингербурга, опубликован в «Французской архитектуре» (Blondel J. F. Architecture Française… P.2. Paris, 1752. Pl. Livre III, № XIX).

[7] Лансере Н. По поводу «павильона Венеры»// Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императоре. СПб., 1995. С.329.

[8] Pérouse de Montclos J.-M. Le guide du direction de patrimoine Paris. Paris: Hachette. 1994. C. 219-220.

[9] J.-M. Pérouse de Montclos. Le guide du direction de patrimoine Paris. Hachette. 1994. C. 401. В 1813 году «Самаритянку» разрушили.

[10] РГАДА, ф.1267, оп. 7, д.118, л. 1.

[11] Blondel J. F. Architecture Française… . P.2. Paris, 1752.

[12] Порошин С. А. Записки, служащие к истории его императорского высочества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича наследника престолу Российского // Русский Гамлет (история России и дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX вв). М., 2004. С. 376.

[13] На одном из проектов из собрания ГМЗ «Гатчина» рядом с площадью Коннетабля показан план собора Инвалидов в Париже (инв. №ГДМ – 77 – XI).

[14] В ГМЗ «Гатчина» хранятся чертежи с планами и фасадами этого французского ансамбля и проекты возведения его в Гатчинском парке (инв. №№ ГДМ - 7 – XII, ГДМ - 1143 – XII, ГДМ - 1144 – XII, ГДМ - 1145 – XII, ГДМ - 1146 – XII инв. № ГДМ - 1147 – XII инв. № ГДМ - 1148 – XI, ГДМ - 1149 – XII, ГДМ – 82 – XI,ГДМ – 83 - XI).

[15] Макаров В. К., Петров А. Н. Указ. соч. С. 48, 52, 53, 69. Ибрагимов. Ю. Шантильи – Гатчина // Старая Гатчина. СПб., 1996. С.137-139.

[16] Ингербургский фасад со стороны Гатчины. Фасад со стороны Петербурга. ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-43-XI.

[17] Неизвестный архитектор. План Ингербурга. 1790-е годы. ГМЗ «Гатчина», инв. №ГДМ – 424 – XII.

[18] Чертеж 1794 года, подписанный Павлом, находился до 1833 года у Нелидовой. На чертеже были представлены план, фасад, разрез дома. В1833 году проект был переправлен для хранения в архив Гатчинского дворцового правления (РГИА, ф. 491, оп. 1, д. 1858, л. 41).

[19] Проект дома Е. И. Нелидовой в Ингенбурге. Кон. XVIII (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-425-XII); Проект дома Е. И. Нелидовой в Ингенбурге. Кон. XVIII (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-426-XII).

[20] РГИА, ф. 491, оп. 1, д. 1858, л. 1-10.

[21] Там же, л. 15.

[22] РГИА,. ф. 491, оп. 1, д. 1721, л. 12, 14, 19, 21,22,23, 28, 29, 30, 31 об, 32 об, 33 об.

[23] Рапорты о находящихся в Гатчине рабочих людях. 1794 г. (ГМЗ «Гатчина», инв. №№ ГДМ – 100 – XIII, ГДМ – 101 – XIII, ГДМ – 103– XIII, ГДМ – 104– XIII, ГДМ – 106– XIII. ГДМ – 107– XIII, ГДМ – 114– XIII, ГДМ – 119– XIII, ГДМ – 122– XIII, ГДМ – 125– XIII, ГДМ – 126– XIII, ГДМ – 138– XIII); РГИА, ф. 491, оп. 1, д. 21, л. 1 –14.

[24] Рапорты о находящихся в Гатчине рабочих людях. 1794 г, (ГМЗ «Гатчина», инв. №№ ГДМ–75– III - ГДМ–80– III); РГИА, ф. 491, оп. 1, д. 25, л. 61.

[25] РГИА, ф. 491, оп.1, д. 25, л. 84; Рапорты о находящихся в Гатчине рабочих людях. 1795 г. (ГМЗ «Гатчина», инв. №№ ГДМ – 142– XIII - ГДМ – 150– XIII, ГДМ – 152– XIII, ГДМ – 154– XIII, ГДМ – 155– XIII, ГДМ – 160– XIII, ГДМ – 161– XIII, ГДМ – 163– XIII).

[26] РГИА, ф. 491, оп. 1, д. 25, л. 8.

[27] Цит. по: Казнаков С. Павловская Гатчина // Гатчина при Павле Петровиче цесаревиче и императоре. Репринтное издание «Старых годов» (СПб., 1914). СПб., 1995. С. С. 342.

[28] План Ингенбурга. Конец 1790-х гг. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-424-XII).