Федорова В. В.
Научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
План фермы.
Главное внимание в данной статье уделено теме прообраза гатчинской Молочной фермы и доказательству того, что идея строительства данного комплекса была заимствована.
Как известно, на облик Гатчины большое влияние оказали художественные вкусы и пристрастия Павла I, которые во многом сформировались под впечатлением его путешествия с супругой Марией Федоровной по Европе в 1781-82 гг.[2] Во Франции великокняжеская чета три дня провела в замке Шантийи, поместье принца Луи-Жозефа Конде под Парижем. О замке Шантильи известная французская писательница XVII века мадам де Севинье написала следующее: «Из всех мест под ясным солнцем нет ему равных». И с ней были согласны многие, но вот русский император Павел I не только получил «неизгладимые впечатления» от посещения замка Конде, но затем пожелал воплотить их вновь в своей любимой Гатчине при создании целого ряда архитектурных сооружений и районов парка.
В ХХ веке ряд авторов высказывали мнения, что «некоторые образы» павловской Гатчины были взяты из Шантильи[3]. Однако комплексных исследований на тему «Гатчина и Шантильи» до сих пор не проводилось. Ранее нами были начаты исследования, чтобы восполнить этот пробел.[4]
Представленная работа продолжает дальнейшую разработку данной темы, в которой использованы ранее неизвестные материалы.
При упоминании о заимствовании архитектурных и парковых идей из Шантийи чаще перечислялись остров Любви, площадь Коннетабля, Дворцовые конюшни, но как выясняется этот список можно продолжить и дальше. Например, идея строительства Молочной фермы в Гатчине тоже была взята из Шантийи. Ее прообразом послужила знаменитая «Молочная для удовольствия» (Laiterie pour le plaisir), построенная в конце XVII века.
В парке Шантийи «Молочная для удовольствия» находилась на территории не менее известного паркового комплекса «Зверинец». В XVII-XVIII веке Зверинцы были необходимым атрибутом летних резиденций, как французских королей, принцев крови, так и многих высокопоставленных вельмож. Вначале в них содержались звери, необходимые для охоты, а позже, когда охота уже не заключалась только поиском в лесу случайного зверя, стали походить на современные зоопарки.
Известно, что Бурбоны были не только страстными охотниками, но и большими ее знатоками. Охота во Франции была одним из важнейших дворцовых ритуалов. Более века Франция была законодательницей не только правил придворного этикета, но и королевской охоты. Для ее проведения специально выбирались места богатые дичью. Часто там же строился охотничий замок, а потом на его основе создавалась королевская резиденция.
Для «протокольного» ведения охоты охотничье угодье, тщательно планировалось. На лесной территории прорубались широкие аллеи-просеки, чтобы по ним было удобно двигаться охотникам с лошадьми, собаками и обширные площадки, чтобы выгонять зверя на прицел выстрела. В непосредственной близости от замка воздвигали необходимые здания для арсенала, содержания лошадей, собак, а также Зверинцы или Менажери (Menagerie).
Первый замок в Шантильи тоже был построен среди лесов богатых дичью. Людовик XIII в то время, когда владел замком, часто устраивал там королевские охоты. Последующие владельцы Шантийи, а это были четыре поколения принцев Конде, не уступали королям в своей страсти к охоте. Кроме того, охота была весьма действенным средством дворцовой дипломатии. Например, Луи-Анри Конде, прозванный «ле Дюк», любил наведаться в Шантийи, чтобы поохотиться с королем Людовиком XV. Король часами «без малейшего признака усталости» мог проводить в седле. Как свидетельствуют хроники Людовик XV и его дядя Тулуз «довели искусство псововой охоты (venerie) до совершенства», особенно в охоте на оленя. Охота на благородного оленя считалась привилегией только высших слоев общества, и замок в Шантийи был традиционным местом для такого рода развлечений. Лично для короля «ле Дюк» приказал даже изготовить специальной конструкции экипаж, который хранился в конюшнях Шантийи»[5].
Первоначальное здание Зверинца в Шантийи было снесено во время реконструкции парка под руководством Анри Ленотра знаменитого «садовода королей и короля садовников», приглашенного в замок Великим Конде. Вместо старого здания принц заказал построить новое по образцу Зверинца Людовика XIV в Версале. В то время Зверинец в Версале короля-солнца представлял собой целый комплекс сооружений. Главным зданием был восьмигранный в плане павильон, завершенный куполом и окруженный многочисленными пристройками, дворами, загонами для редких животных. Людовик XIV так гордился своим Зверинцем, что даже заказал художнику Николя Роберу выполнить альбом «портретов» его экзотических жителей.
Как и у короля, в Зверинце Великого Конде было большое разнообразие диких и домашних животных, прирученных зверей и птиц. Особую экзотику Зверинцу придавали клетки с львами, тиграми, медведями. Также это было и любимым местом для достойного развлечения высоких гостей. Однако полностью замысел Великого Конде был воплощен только после его смерти в 1686 при его сыне Анри-Жюле Конде.
Позже, когда владельцем Шантильи стал Луи-Жозеф Конде[6], по мнению современников Зверинец в Шантильи даже «во многом превосходил королевский в Версале». Баронесса д’Оберкирх, сопровождавшая Павла Петровича и Марию Федоровну в заграничном путешествии, в своих мемуарах отметила, что Менажери у Конде «более заполнен зверями и лучше содержится, чем королевский»[7].
Для содействия дворцовым управлениям в надзоре за санитарным состоянием Царского Села, Петергофа и Гатчины, учредили санитарные комиссии и, на основании «положения о санитарных учреждениях в городах дворцового ведомства» 29-го июля 1892 года, при них находились санитарные попечители. Тогда же министром были утверждены санитарные правила для городов дворцового ведомства[16], которым неукоснительно надлежало следовать.
К концу XVIII в парке Шантийи существовало большое количество разнообразных павильонов, в том числе «для охотничьих партий». Парк поражал «необычайным богатством фантазии и наличием хорошего вкуса»: «В нем наблюдается преемственность при переходе от творчества Ленотра и Мансара к Обберу, Леруа и Белизару»[8]. И среди этого разнообразия особое место занимала «Молочная для удовольствия».
На протяжении XVII-XVIII веков во Франции и других странах Европы Молочные или Латери (Laiterie), как и Зверинцы, быстро внедрились в парки. Они предназначались для отдыха участников охоты, которые в прохладе изысканных интерьеров могли остудить свои разгоряченные головы и сердца, а также для гостей, которых угощали молоком мороженым. Такие Молочные часто использовались и для торжественных случаев и приемов.
Из истории французских Молочных самой первой можно считать Молочную Франциска I в Фонтебло, построенную в самом начале XVI века. Но все же более известной была Латери Людовика XIV в Версале[9], которая, к сожалению, тоже не сохранилась. Она располагалась в южной части аллеи, ведущей к Зверинцу короля. Молочные также были в замках у Орлеанов, у принца де Линя, у герцога Шатреза, у Марии-Антуанетты в Рамбуйе и в Шантийи у Конде.
В Шантийи Молочная была достойной соперницей версальской. Ее красоту воспевали поэты и музыканты. Она считалась образцовой и много раз копировалась в других парках. Павильон, как и многое в замке, был разрушен во время Французской революции, но Павлу Петровичу удалось увидеть легендарную Молочную и тоже получить удовольствие по-французски.
О том, как выглядел павильон в XVIII веке можно судить лишь по трудно доступным иконографическим материалам или описаниям из немногочисленных исследований по замку Шантийи зарубежных авторов.
Молочная находилась в северной части Зверинца. Здание было построено в 1689-94 годах при Анри-Жюле Конде Даниелем и Пьером Житаром по проекту Жюля-Хардвина Мансара.
Позже во времена Луи-Жозефе Конде, когда произошла очередная реконструкция комплекса Зверинца, Молочная была перестроена. В результате павильон был увеличен. Собственно Молочной была только часть здания, представляющего в плане букву «П». Здание состояло их трех частей: центральной, двух боковых корпусов и внутреннего дворика. Один из корпус занимала «Молочная». Ее главный фасад был обращен к Гранд каналу.
Принц Луи-Жозеф Конде был «мастером королевского дома», что обязывало его иметь «безукоризненное» знание придворного этикета. Не удивительно, что Павел Петрович был в полном восторге от устроенного в его честь приема. В парке графу и графине Северным были показаны достопримечательности по специально разработанным маршрутам и, конечно, Зверинец с его «Молочной для удовольствия» был тоже включен в список. Так, 11 июля, на второй день приема, гости осмотрели замок, а после роскошного обеда совершили прогулку в каретах по парку. Сначала им показали пруды, луг «Басня» ( la Fable) домик Сильвии, где было «угощение холодными закусками», а затем отвезли в другую часть парка, чтобы осмотреть знаменитый Зверинец. В Молочной они «угощались мороженым». Далее маршрут был продолжен к источнику Минеральных вод, на Каскады и Огороды. Экскурсия закончилась в Амо (Деревушке), устроенной в «сельском вкусе». Кульминацией роскошного приема была охота на оленя, организованная в ночь на 3-й день...[10]
Исследовательница Лаутенбах так описывает знаменитую Молочную: «Многозальная анфилада, которая завершается круглым купольным залом. В зале было расставлено оборудование для обработки молока: мраморный стол, сосуды, один из которых прямо омывался родниковой водой, расположенный по кругу буфет».[11]
Автор добавляет, что в этой Молочной можно было испить парного молока и почувствовать себя в «условиях простой аркадийской жизни», а некоторые дамы высшего общества даже участвовали в изготовлении сыра.
Сходное характеристика павильона дается в работе Делорм: «Молочная для удовольствия» своим расположением как бы «пристроилась» в форме подковы к комплексу Зверинца. Здание Молочной состояло из 4 комнат, устроенных в виде анфилады. Ее главным помещением был Салон со сводами из белого камня. На буфете фиолетового мрамора был выставлен столовый фарфоровый сервиз из фаянса, украшенный эмблемой принца Конде. Вода вытекала из скульптурных бараньих голов и струилась по мрамору, освежая посетителей, которых обслуживали на фаянсовой посуде молочными продуктами. Комнаты павильона были украшены картинами «из пасторальной жизни» и сценами из басен Лафонтена, выполненные Р. А. Хуассом, королевским художником из Версаля».[12]
Еще одно из описаний Молочной можно привести из книги хранителя замка Шантийи Густава Макона «Искусство замка Конде»: «…19 декабря 1769 года Его высочество Принц перед обедом отправился осмотреть новые здания в Менажери. Из замка он на шлюпке отправился к Вертугадену и выйдя на берег сразу же вошел в Молочную. Павильон состоит из трех залов. Первый украшен картинами с характерными сюжетами на мотивы басен Лафонтена. Во втором зале продолговатой формы имеется узкий и длинный мраморный бассейн, в центре которого со дна поднимается большой круглый поток бурлящей и пузырящейся воды от источника размещенного на дне бассейна и питающего еще семь».[13]
В другом корпусе сооружения напротив Молочной через двор находился павильон, посвященный богине Исиде. Он, по словам д’Оберкирх, представлял собой «храм сего Божества». Лаутенбах называет этот павильон «Дворцом Исиды или Салоном Исиды»: «Он содержит зал с отделкой в египетском стиле. Божества Исида и Апис, представленные в образах коровы и быка, были свойственны для иконографии Зверинцев. Для участия в программе подготовки декоративной отделки здания привлекался в качестве советника поэт Расин».[14] Помещения украшала роспись, навеянная сюжетами культа Исиды и имеющая символическое содержание.
Конечно, среди «чудес» замка Шантий Молочная не могла не привлечь внимание Павла: «он был так очарован ею, что попросил дать ему планы».[15]
Важнейшим документом в иконографии по Шантийи, а затем и Гатчины стал Альбом графа Северного, который появился и был так назван именно благодаря визиту наследника российского престола. Под впечатлением от всего увиденного Павел Петрович «выразил желание» иметь у себя планы парка и чертежи сооружений Шантийи. Через 2 года Луи-Жозеф Конде выслал их Павлу в виде сборника, который позже был назван «Альбомом графа Северного». Материалы этого Сборника являются ценнейшими для Гатчины, но, к сожалению, являются труднодоступными для исследователей.[16]
На тафеле № 23 изображен план Зверинца («Menagerie»), а на тафеле № 24 — план Молочной (Plan et la Laiterie). Первоначально альбом состоял из 32 планшетов или тафелей. Некоторые из чертежей со временем были утрачены.
На плане Зверинца среди различных построек ближе к Гранд каналу обозначено сооружение в плане, представляющее букву «П», на котором четко просматриваются два корпуса-павильона, один из которых левый соответствует Молочной. Как и в приведенных описаниях, план Молочной — это анфилада из четырех помещений: одно помещение круглое — Салон, соседнее узкое — в нем был устроен бассейн, который соединялся с Салоном и еще два помещения разные по площади, прямоугольной формы. План левого корпуса напротив Молочной тоже совпадает с описаниями павильона Исиды.
На тафеле № 24 даны отдельно план и разрезы Молочной. На плане показаны те же 4 помещения: круглый зал Салон, за ним узкое с продолговатым бассейном, из которого вода поступала в Салон и два прямоугольной формы. На одном из разрезов дано изображение Салона. Помещение зала перекрыто куполом, стены прорезаны нишами, выше ниш — круглые окна-люнеты. На втором разрезе показаны все четыре помещения, примыкающие к Салону. К сожалению, на имеющихся чертежах отсутствует изображение фасадов павильона.
Plan et Coupes de la Laiterie de Chantilly.
Таким образом, приведенные описания и чертежи дают возможность представить, как выглядела Молочная в замке Конде в 80-е годы XVIII века и чей образ остался в памяти Павла.
Чтобы сравнить французский образец с гатчинским павильоном, вначале необходимо обратиться к истории охотничьего хозяйства в Гатчине.
Императорские охоты в России развивались в общих традициях европейской придворной охоты и, соответственно, по европейским образцам.
В Гатчине появление обширного охотничьего хозяйства относится к орловскому периоду. Леса гатчинского поместья, богатые дичью прекрасно подходили для проведения придворной охоты. Известно, что Григорий Орлов был страстным охотником. По словам современников, он мог в пылу азарта, выйти на медведя, вооруженный лишь рогатиной. Известно, что Екатерина II тоже любила приезжать на охоту в Гатчину и в ближайшее от Гатчины поместье Едизаветино: «… в 6-м часу Ее Величество соизволила идти пешком для прогуливания и проходить к новостроющемуся каменному дому, а оттуда в зверинец смотреть находящихся в оном фазанов и других птиц…»[17]
На одном из планов орловского периода изображен охотничий парк площадью около 800 га[18]. В плане этот парк представлял собой пятиугольник, в центре которого располагался дворец: «К северу от последнего находился «Малый парк», ныне известный как «Зверинец». На его северной границе показан «Охотничий парк», чуть далее хлевы, очевидно предназначенные для содержания здесь американских оленей»[19]. В свою очередь «Малый парк» включал миниатюрный «парк для фазанов» (parc pour les faisans), расположенный близ запруды водяной мельницы на южном берегу реки Колпанки. В восточной части «большого «парка обращает на себя внимание участок для охоты на тетеревов».[20]
Таким образом, при Григории Орлове на месте Молочной фермы находился «фазанник», окруженный большим парком. Сам же «фазанник» тоже представлял собой участок леса с рощицами и полянами. Там побывал Платон Лавров, гостивший у графа Орлова в 1778 году: «смотрел фазанов: самец белый. Хвост длинный, крылья и голова черные, станом похож на павлина, самка похожа на цесарскую курицу...»[21]
«Зверинец» или «хлевы», о которых сказано выше, состоял из деревянных сараев на небольшом огороженном участке, где содержались звери для охоты, в том числе и указанные американские олени.[22]
А вот Скотный двор Г. Орлова находился в другой части поместья, т. е. в восточной. Это было «огромное каменное каре с угловыми павильонами, своим внешним видом напоминающее кухонный и конюшенный дворы Гатчинского дворца».[23]
Позже, в 90-е годы XVIII века, уже павловского времени, название «Зверинец» закрепляется за отдельным районом парка, площадью около 300 га. Описание этого парка дает Бальтазар Капенгаузен: «Зверинец в Гатчине очень обширен, хотя он и не занимает всего пространства, что охватывал прежде, а лишь малую часть. Несколько романтических домиков для лесничих, множество приятных мест для прогулок, звездообразные аллеи и круглые цветочные клумбы составляют его прелесть. Одна из этих аллей ведет к самой высокой из дудургофских гор, на вершине которой виднеется кирха. В зверинце содержится много красного зверя и дичи. Все пространство его со временем ограничит каменная ограда, начало которой уже положено».[24]
В 1810 году другой путешественник Н. Я. Озерецковский тоже описывает парк «Зверинец»: «При Гатчине находится большой зверинец, окружностью 8 верст; он огорожен высоким частоколом, крест на крест поставленным. В нем содержатся сибирские и американские олени и буйволы…»[25]
В 90-е годы XVIII века по указанию Павла на территории бывшего «парка для фазанов» разбивается новый парк «Сильвия» с регулярной планировкой. За образец парка «Сильвия» был взят план Малого парка тоже из Шантийи. Работы в Сильвии начались в 1793 году под руководством Джеймса Гекета.[26] «Сильвия» от территории Дворцового парка была отделена каменной оградой с воротами, часть которой сохранилась до настоящего времени. Как опять же отмечали современники парк «Сильвия» «содержит в себе много приятных мест для прогулок и каменный фазанник, еще не до конца завершенный»[27]. Хотя речь идет, уже о строительстве здания Молочной фермы, но его по-старому называют «фазанником».
Также из архивных документов узнаем: «Построить скотный двор в Сильвии по плану, фасаду и профилю»[28], или что с октября 1796 года по октябрь 1797 года из денег Гатчинского городового правления израсходовано «Наскотный двор всилвии» 6 666 рублей 42 с половиной копейки[29]. А в рапорте по случаю приезда императора в мае 1797 года было приказано «в Сильвии молошник учредить» и для этого «особо лучших коров выбрать».
В известном издании, посвященном 100-летию города Гатчины сказано: «Скотный двор в Сильвии построен был каменный, внутри все перемычки, арки и карнизы выложены из парицкой плиты, фасадъ «средней круглой залы» выложен изъ пудостскаго камня, скрепленнаго железными скобами и залитого алебастромъ, лестницы из черницкаго камня; покрытъ онъ былъ черепицею, положенной на извести. Постройка эта обошлась въ 8000 руб.»[30]
Таким образом, комплекс Молочной фермы или Скотного двора в Гатчине начали создавать в начале 90-х годов, и работы продолжались до конца XVIII века. Главное каменное здание строилось в несколько этапов, и в результате претерпело ряд изменений. Можно также предположить, что новое здание фермы строилось на старых фундаментах Фазанника.
Из чертежей по Дворцовой ферме в архиве Гатчинского дворца-музея хранятся следующие:
1. «План, фасад, разрез Дворцовой фермы», 1790-егг из 1-го Кушелевского альбома[31]
2. «Проект плана Дворцовой фермы в Сильвии»,1790-е гг.[32]
3. «Проект Дворцовой фермы», неизвестный автор,1790-е гг.[33]
На этих чертежах имеются надписи, где здание также именуются «фазанным домом».
Если сравнить гатчинские чертежи по Дворцовой ферме и чертеж «Молочной для удовольствия» из Альбома графа Северного, то можно найти много общего, особенно в оформлении «зала под куполом». В плане и во французском образце, и в гатчинском варианте — это круг, вписанный в четырехугольник, также оба помещения имеют два яруса и завершены полусверическим куполом, стены с нишами и круглыми окнами-люнетами. Кроме этого, боковые корпуса, примыкающие с обеих сторон к центральному залу павильона гатчинской фермы, перекрыты так называемой «французской крышей» с характерным «изломом». Можно было бы продолжить перечень сходств, если бы было изображение фасадов французской Молочной.
Итак, можно с большой долей уверенности сделать вывод, что павильон «Ферма» в Гатчине был создан под влиянием образца из замка Шантильи, и является импровизацией на ту же тему. Как и в других случаях в Гатчине, образец был творчески переработан в связи с новыми задачами, природными условиями, стилистической парка, а также художественными и культурными традициями страны и пожеланиями заказчика. Конечно, в отличие от таких построек, как павильон Венеры или Дворцовые конюшни, гатчинским вариант Молочной дальше ушел от французского прототипа.
В заключении можно сказать, что была заимствована и сама идея: в первую очередь создание «Молочной для удовольствия», где все та же «игра в сельскую жизнь». Хотя гатчинская ферма представляла собой хорошо организованное хозяйство под покровительством вначале императрицы Марии Федоровны, а затем и других царственных владельцев Гатчины, никакого дохода она не приносила и целиком находилась на содержании Дворцового ведомства. В начале XIX века на Ферме содержалось около 20 коров, а также молодой скот. На территории были построены погреба «для сбережения молочных припасов» и другие хозяйственные постройки. Только небольшая часть молочных продуктов с фермы отправлялись не только к царскому столу, но поступали и на продажу. Например, в отчете за 1826 год с фермы было продано масла — 1 пуд 20 фунтов, творога — 3 пуда, сыра — 1 пуд 30 фунтов.
Парадный зал «под куполом» павильона был предназначен для приема владельцев и их гостей. В зале, как и в Шантийи, также можно было испить парного молока, угоститься свежими сырами, мороженым. В помещениях павильона находилась прекрасная мебель, картины, фарфор. Например, в описи 1808 года перечислено: столов красного и орехового дерева — 4, кресел — 7, стульев — 12, картин живописных больших и малых — 42, японских фарфоровых живописных кувшинов и чаш — 151, китайских фарфоровых фигур — 14 и прочее. Там же находился знаменитый «орловский» или «охотничий» сервиз.[34]
В конце XIX века Ферма стала популярным местом посещения, приезжающих в Гатчину: «Пройдя несколько дорожек, мы достигли фермы. Здесь-то уже каждое местечко говорило о сельской жизни. Мы смотрели стойла коров, любовались устройством и опрятным содержанием их и в особенности двумя красивыми телками Холмогорской породы. Напившись молока в комнатах для приходящих вошли в те комнаты, где хранится прекрасная посуда Китайского фарфора и разные принадлежности сельского и домашнего хозяйства. Стены комнат убраны картинами, изображающими сельские виды, быт поселян, разные съестные припасы: рыбы и раки в лотках, дичь и овощи на столах; сливы, яблоки, разрезанные арбузы и прочее. Мебель вышита шелками и такими узорами, которые тоже напоминают хозяйственные занятия: там видны Индейские петухи с красными носами, и гуси, и утки, и куры…»[35]
[1] Институты «Ленобпроект »344/92-ИС, Гипротеатр Арх №32051, 1992 г СПб
[2] Павел Петрович с Марией Федоровной совершили путешествие под титулом графа и графини Северных.
[3] Лансере Н.Е. По поводу «Павильона Венеры» / Гатчина при Павле Петровиче... С. 334-335
Макаров В. К. Гатчинский парк. Пг., 1921. С. 18.
Курбатов В. Я. Гатчина. Л., 1925. С. 58-59.
Красовский М. Гатчина. Пояснительные записки к обмерам / ГНИМА Р V-2915/1-24. С.
Соколов Б. М. Наше наследие № 58, 2001, С.7-28.
[4] В. В. Федорова «Остров Любви — остров Воспоминаний» Михайловская Пушкиниада. Материалы конференций и семиранов, выпуск 35. Пушкинские Горы-Москва — 2004 С. 221-247
В. В. Федорова «Французская Сильвия в Гатчинском парке» Материалы XII Царскосельской научной конференции, «Плантомания. Российский вариант». СПб 2006
В. В. Федорова «Великий магистр Павел I и великий приор Луи-Жозеф Конде», материалы научной конференции «Рыцари Мальтийского креста» СПб 2006
[5] Конюшни тоже были достопримечательностью замка. В них могла свободно проехать карета, запряженная четверкой лошадей. Аналогичное здание конюшен было построено в Гатчине.
[6] Луи-Жозефе Конде — 1736-1818.
[7] Oberkirch H.-L. Memoires. Paris, 1853. с 300./ Перевод Ю. И. Ибрагимова
[8] Lorm E-P de Garden Pavilion and th 18th Century French Court.Wood Bridge, 1996 P. 231/ Перевод Ю. И. Ибрагимова
[9] Построена в 1663 году.
[10] Один из эпизодов этой охоты был запечатлен художником Лепаном (1738-1785) на картине «Охота на оленя в Шантильи»Лепан. Картина была прислана в подарок Павлу Петровичу в 1785 году. До 1941 г находилась в Гатчинском дворце в личных комнатах Павла. В настоящее время принадлежит ГМЗ» Павловск».
[11] Lauterbach «Der franzoesische Garten am Ende des Ancien Regime: "Schoene Ordnung" und "geschmackvolles Ebenmass". Worms, 1987. S. 177-179; /Перевод Ю. И. Ибрагимова.
[12] Lorm E-P de Указ. соч. С. 238.
[13] Macon G.Les arts dans la maison de Conde.Paris, 1910. P. 114-15/ Перевод Ю. И. Ибрагимова
[14] Lauterbach Указ. соч. С. 177-179.
[15] Lorm E-P de Указ. соч. С. 81
[16] Альбом находился в России до 1922 года и затем был продан через Музейный фонд Институту Франции. В настоящее время хранится в библиотеке Музея Конде. Не имея возможности изучить первоисточник, мы воспользовались подробным анализом сборника, который дан в статье И. Лаутенбах «Парк Шантийи в 1784 году.Альбом графов Северных в Музее Конде».
[17] «Гатчина при Григории Орлове», Дворец и парк в документах, письмах и воспоминаниях 1712–1801, СПб, 2006, С. 48.
[18] Планы обнаружены С. Б. Горбатенко в Военном архиве Стокгольма// «Императорские резиденции в окрестностях Санкт-Петербурга //Петербургские чтения 96, Материалы энциклопедической библиотеки С-Петербург, 2003, СПб, 1996.
[19] По указу Екатерины II американские олени были переведены в Гатчину из Ораниембаума в 1771 году .
[20] С. Б. Горбатенко «Императорские резиденции в окрестностях Санкт-Петербурга //Петербургские чтения. 96, Материалы энциклопедической библиотеки, С-Петерберг, 2003, СПб 1996 С. 257.
[21] с 62 Дворец и парк. В соответствии с западными образцами зверинец тоже должен был находиться поблизости от охотничьих угодий.
[22] Парк с таким названием сохранился по сей день и находится в подчинении МО «Город Гатчина».
[23] А.Н.Спащанский «Григорий Орлов и Гатчина» История фаворита императрицы и его загородного имения.СПб 2010 г, С 171.
Сейчас здание сохранилось как часть корпуса бывшего Сиротского института (школы-интернат) в черте города Гатчины.
[24] Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях. 1712-1801 СПб, 2006 С. 166.
[25] Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях. 1712-1801 СПб, 2006 С.ь166.
[26] Джеймс Гекет ( 1738?-1833) приехал в Россию из Ирландии во времена Екатерины II, большую часть жизни масте трудился над созданием гатчинских садов и парков.
[27] Б. Капенгаузен. Указ. соч. С. 166.
[28] АРГИА. ф. 491, оп. 1, дело 145, с. 147, 1797 г.
[29] РГИА, фонд 491, опись 1 дело 30 , С. 11.
[30] «Столетие города Гатчины. 1796-1896 Т. 1 / Под ред. Правителя Канцелярии С. Рождественского. СПб, 1896 С. 55.
[31] ГДМ-39-XI Всего Кушелевских альбомов — три, два находятся в ГМЗ «Гатчина», один — в ГНИМА им. А. В. Щусева.
[32] ГДМ-57-ХII.
[33] ГДМ-56-ХII.
[34] РГИА, ф. 491, оп. 1, д. 885, 1808, с. 133-134.
[35] Описание Гатчины. 1852 г. Дворец и парк Гатчины в документах. Письмах и воспоминаниях. 1801-1881 СПб, 2007. С. 238.