Шукурова А. Э.
Гатчинский дворец был задуман графом Григорием Орловым как загородный охотничий замок. Волею судьбы этому дворцу суждено было стать владением великого князя, наследника престола Павла Петровича, потом майоратным владением дома Романовых и дважды, при Павле I и Александре III, официальной резиденцией царствующего императора. И каждый из владельцев дворца наполнял его произведениями искусства. С самого начала формирования художественных коллекций Гатчинского дворца важное место в собрании живописи занимали портреты.
Гау Э. Комната Ротари. 1880 г. акв.
При Павле I, как в бытность великим князем, так и императором, коллекции дворца сильно пополнились. Кроме сохранившегося Орловского собрания, поступило значительное количество картин из Эрмитажа, подарков императрицы, личных приобретений самого Павла Петровича и его супруги.
Комната Ротари.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
В личных комнатах Павла Петровича подбор портретов так же весьма показателен: несколько изображений Генриха IV Наваррского, Карла XII Шведского, Петра I, Петра III и, что красноречиво само по себе, ни одного изображения матери.
Гау Э. Нижняя Тронная Павла I. 1877 г. акв.
Судить о количестве и структуре этого огромного собрания мы можем, во-первых, по дворцовым описям, во-вторых, к счастью, сохранились акварели Э. Гау, на которых остались запечатленными Китайская и Готическая галереи.
Нижняя Тронная Павла I.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
К сожалению, у нас не осталось никаких иконографических материалов по Портретной галерее бельэтажа Арсенального каре. А между тем, она была самой обширной, как по количеству — 156 портретов, так и по разнообразию представленных «исторических персон»: наряду с изображениями наиболее знатных русских вельмож, начиная с эпохи Петра I, стены галереи были увешаны портретами представителями правящих домов Европы, прежде всего Великобритании, Франции, Австрии, Швеции.
На Лестнице императрицы Александры Федоровны можно было полюбоваться не только великолепными портретами в рост европейских монархов, но и увидеть весьма интересные портреты, полученные в качестве дипломатических подарков: первого адмирала США Дэвида Глазго Фарагута и короля Гавайских (Сандвичевых) островов Лот Камехамса. Медвежья же лестница (или Лестница Их Величеств) была украшена тремя грандиозными конными портретами: два из них, кисти В. Эриксена, представляли графов Григория Орлова и его брата, Алексея Орлова-Чесменского, на Карусели 1766 года, третий, работы знаменитого О. Верне, запечатлел Николая I с семьей в средневековых костюмах на Царскосельской карусели 1842 года.
Овальный кабинет Павла I. Фрагмент.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
Нужно еще раз подчеркнуть — собрание портретов в Гатчине начало формироваться целенаправленно, в первую очередь, по инициативе самого Николая I. На протяжении середины – второй половины XIX века по Высочайшему распоряжению картины доставлялись из Мраморного, Таврического, Английского и других дворцов. В Гатчине оказалась значительная часть портретов из знаменитой коллекции Чесменского дворца.
Гау Э. Китайская галерея. 1876 г.
акв.
Это, во-первых, «Собрание гравированных русских портретов», изданное великим князем Николаем Михайловичем. И, во-вторых, весьма показательно, что именно портреты Гатчинского дворца составили основу, пожалуй, самого масштабного выставочного «проекта» дореволюционной России — знаменитой Таврической портретной выставки 1905 года, организованной С. Дягилевым.
Китайская галерея.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
Несомненным достоинством представлялось и то обстоятельство, что в Гатчине имелись очень удобные площади Кухонного каре. Во-первых, Кухонное каре всегда было чисто служебным, и никакой архитектурной и исторической ценности его помещения не представляли. Во-вторых, анфиладный принцип расположения комнат делал эту часть здания весьма привлекательной в выставочном отношении.
Гау Э. Готическая галерея.
1877 г. акв.
Великолепные условия освещения могут быть созданы в этих залах устройством верхнего света»[3].
Готическая галерея.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
![]() | ![]() | ![]() |
| Зал 1840-х гг. Фотограф Величко М. А.
До 1941 г. | Верне О. Царскосельская карусель.
Вестибюль Мраморной лестницы, Арсенальное каре. Фотограф Величко М. А. До 1941 г. | Желтый зал. Эриксен В. Граф Г. Орлов на
Карусели 1766 г. Фотограф Величко М. А. До 1941 г. |
![]() | ![]() |
| Зал Женского портрета. Фотограф Величко М. А.
До 1941 г. | Зал карельской березы. Фотограф Величко М. А.
До 1941 г. |
[1] Луначарский А. В. Почему мы охраняем дворцы Романовых. Путевые заметки// Луначарский А. В. Собрание сочинений. Об искусстве. Т. II. М: «Советский художник». 1967. С. 177.
[2] Бенуа А. Н. Дворцы-музеи //«Александр Бенуа размышляет…». Сборник статей и писем / Подготовка издания, вступительная статья и комментарии И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: «Советский художник», 1968. С. 28.
[3] Зубов В. П. Докладная записка гр. В. П. Зубова о деятельности Комиссии по приемке и охране Гатчинского Дворцового имущества и Дирекции Гатчинского музея-дворца за время от 27 мая 1917 г. по 2/15 мая 1918 г. // Зубов В. П. Страдные годы России / Составление, подготовка текста, вступ. ст. и комментарии Т. Д. Исмагуловой. М., 2004. С. 165.
[4] Бенуа А. Н. Дневник. 1918-1924. М. : «Захаров». 2010. С. 705.





