Шукурова А. Э.
Гау Э. Комната Ротари. 1880 г. акв.
Комната Ротари.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
В личных комнатах Павла Петровича подбор портретов так же весьма показателен: несколько изображений Генриха IV Наваррского, Карла XII Шведского, Петра I, Петра III и, что красноречиво само по себе, ни одного изображения матери.
Гау Э. Нижняя Тронная Павла I. 1877 г. акв.
Нижняя Тронная Павла I.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
На Лестнице императрицы Александры Федоровны можно было полюбоваться не только великолепными портретами в рост европейских монархов, но и увидеть весьма интересные портреты, полученные в качестве дипломатических подарков: первого адмирала США Дэвида Глазго Фарагута и короля Гавайских (Сандвичевых) островов Лот Камехамса. Медвежья же лестница (или Лестница Их Величеств) была украшена тремя грандиозными конными портретами: два из них, кисти В. Эриксена, представляли графов Григория Орлова и его брата, Алексея Орлова-Чесменского, на Карусели 1766 года, третий, работы знаменитого О. Верне, запечатлел Николая I с семьей в средневековых костюмах на Царскосельской карусели 1842 года.
Овальный кабинет Павла I. Фрагмент.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
Гау Э. Китайская галерея. 1876 г.
акв.
Это, во-первых, «Собрание гравированных русских портретов», изданное великим князем Николаем Михайловичем. И, во-вторых, весьма показательно, что именно портреты Гатчинского дворца составили основу, пожалуй, самого масштабного выставочного «проекта» дореволюционной России — знаменитой Таврической портретной выставки 1905 года, организованной С. Дягилевым.
Китайская галерея.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
Гау Э. Готическая галерея.
1877 г. акв.
Великолепные условия освещения могут быть созданы в этих залах устройством верхнего света»[3].
Готическая галерея.
Фотограф Величко М. А. До 1941 г.
Зал 1840-х гг. Фотограф Величко М. А.
До 1941 г. | Верне О. Царскосельская карусель.
Вестибюль Мраморной лестницы, Арсенальное каре. Фотограф Величко М. А. До 1941 г. | Желтый зал. Эриксен В. Граф Г. Орлов на
Карусели 1766 г. Фотограф Величко М. А. До 1941 г. |
Зал Женского портрета. Фотограф Величко М. А.
До 1941 г. | Зал карельской березы. Фотограф Величко М. А.
До 1941 г. |
[1] Луначарский А. В. Почему мы охраняем дворцы Романовых. Путевые заметки// Луначарский А. В. Собрание сочинений. Об искусстве. Т. II. М: «Советский художник». 1967. С. 177.
[2] Бенуа А. Н. Дворцы-музеи //«Александр Бенуа размышляет…». Сборник статей и писем / Подготовка издания, вступительная статья и комментарии И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: «Советский художник», 1968. С. 28.
[3] Зубов В. П. Докладная записка гр. В. П. Зубова о деятельности Комиссии по приемке и охране Гатчинского Дворцового имущества и Дирекции Гатчинского музея-дворца за время от 27 мая 1917 г. по 2/15 мая 1918 г. // Зубов В. П. Страдные годы России / Составление, подготовка текста, вступ. ст. и комментарии Т. Д. Исмагуловой. М., 2004. С. 165.
[4] Бенуа А. Н. Дневник. 1918-1924. М. : «Захаров». 2010. С. 705.