Памятник Павлу I работы И.Витали – одно из лучших творений скульптора. Был установлен на плацу при Николае I в 1851 году. В открытии памятника участвовал и будущий император Александр III, в возрасте 6 лет.
Единственный сохранившийся памятник русского землебитного зодчества XVIII века. Возведён в 1797-1799 годах для приора Мальтийского ордена архитектором Н.А.Львовым. Сейчас во дворце проходят разнообразные выставки и концертные мероприятия.
Сооружен по проекту А. Ринальди в 70-х годах XVIII века недалеко от Карпина пруда. Бьющий из земли родник с ключевой водой был взят в гранитную раму.
Возведен в 1770-х годах, предположительно, по проекту А. Ринальди. Служил не только украшением, но и дополнительным выходом из дворца через подземный ход.
Один из самых значимых архитектурных шедевров Винченцо Бренны. Использовалась как пристань для судов гатчинской флотилии. С террасы открывается великолепная панорама на Белое озеро и парковые сооружения.
Иорданский колодец, где до сих пор бьет ключом чистая родниковая вода, находится на берегу Белого озера и обрамлен гранитным парапетом. Отсюда открываются великолепные виды на остров Любви и Павильон Венеры, Карпин мост и Адмиралтейские ворота.
Представляло собой обширную деревянную постройку на массивных каменных столбах. До революции здание использовалось по назначению, там хранились парусные и гребные суда, предназначавшиеся для прогулок по Белому озеру. В 1993 году павильон уничтожен пожаром.
Старинная парковая затея, представляющая собой архипелаг искусственно созданных островков и протоков, через которые перекинуты изящные железные мостики.
Павильон посвящён древнеримской богине любви – Венере. Прообразом его стало подобное сооружение, находившееся во Франции, в поместье принца Конде в Шантийи.
Возведён по проекту архитектора малого двора Франсуа Виолье в середине 1780-х годов. Снаружи он представляет собой скромную поленницу березовых дров, но внутри посетителя ожидает сюрприз – роскошный интерьер с росписью, золоченой лепниной и обилием зеркал.
Представляет собой круглый храм — ротонду, возведён в 1790-х годах на Длинном острове. Визуально составляет единую композицию с колонной Орла.
Одно из интереснейших парковых сооружений. Создавался по замыслу архитектора Н. А. Львова в конце ХVIII века и служил для проведения театрализованных представлений. Постройка осталась незавершенной.
Находится на насыпном холме недалеко от Сильвийских ворот и является своеобразным памятником рода Орловых. Колонну венчает геральдический орел.
Получил свое название, поскольку призван был скрывать, маскировать от зрителей «штабель дров» - Берёзовый дом. Построен под руководством архитектора В. Бренны в 1796 году.
Одно из старейших парковых сооружений. Выполнен по проекту Антонио Ринальди в честь блестящей победы российского флота над турецким в Чесменском сражении.
Представляла собой павильон и бассейн для купания. В 1980-е годы проводились работы по воссозданию ванны, но завершены не были.
Создана в 1794-1795 годах в придворцовой части парка (сейчас в руинированном состоянии). Использовалась для выращивания экзотических плодов и фруктов.
Обширный комплекс сооружений на территории Дворцового парка, появившихся ещё во времена графа Г. Орлова. Постепенно расширяясь, площадь оранжерей к концу ХIХ века достигала 9,8 гектара.
Построен по проекту А. Д. Захарова, предназначался для содержания фазанов, индеек, павлинов, гусей и даже канареек... В настоящее время уникальное сооружение находится в руинированном состоянии.
Построена на берегу речки Колпанки в конце ХVIII века в соответствии с тенденциями того времени. На Ферме гости с удовольствием могли отведать «лучшее молоко и лучшие сливки».
Предназначался для прогулок и трапез императорской семьи. Обилие итальянской скульптуры ХVIII века и крытые аллеи–берсо придают этому памятнику неповторимое очарование.
Созданы в 1794-1795 гг. по образцу садов Голландии с их яркими цветочными партерами, отсюда и название. Чёткая планировка и симметричность делали их как бы продолжением дворцовых покоев на свежем воздухе.
Были устроены под руководством мастера Ф. Гельмгольца. На дорожках были высажены деревья, необычные для северного климата: вяз, тис, бук и другие, которые позже заменили липами и дубами. Особый колорит саду придавала Цветочная горка.
Располагается вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделён от Голландских садов рвом. Здесь росли по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные и штамбовые, стоящие отдельно на газонах.
Величественные и монументальные, они напоминают триумфальные арки Древнего Рима. Располагаются недалеко от Адмиралтейства и служат главным входом в Дворцовый парк.
Находятся недалеко от Березового домика. Построены Джованни Висконти по проекту Винченцо Бренны в 1795-1798 годах. Композиционное решение ворот не имеет аналогов в парках пригородов Санкт-Петербурга.
Ведут в парк «Зверинец». В их художественном решении особенно ощущается гармоничная связь архитектуры и пейзажа.
Ворота вели в Зверинец, внешним обликом напоминали Зверинские. Не сохранились.
Разделяют парки Сильвия и Зверинец. Расположены близ одного из парковых сооружений Каскада.
Находились на границе парка «Сильвии», представляли собой пилоны с фонарями. Решётки ворот были украшены гербом Российской империи. До наших дней сохранились только пилоны.
Сооружены в 1792 – 1793 годах, ведут в парк «Сильвия». Наиболее выразительной деталью в классической архитектуре ворот является замковый камень, оформленный в виде маски «бородатого гиганта».
Построен в 1801 году под руководством архитектора Андреяна Захарова. Соединяет две части Длинного острова. Свои изяществом и причудливым изгибом напоминает венецианские горбатые мостики.
Мост с тремя арочными пролетами был возведён в 90-х годах XVIII века. С моста открывается прекрасный вид на Белое озеро и парк.
Переброшен через искусственный каскад между Карпиным прудом и Белым озером. Мост стилистически весьма эффектно дополняет строгий облик Гатчинского дворца. Был разрушен в годы войны, и вновь воссоздан в 80-годы ХХ века.
Каменный одноарочный мост был сооружён через ложбину между Чёрным и Белым озёрами в 1792-1794 годах. С двух сторон моста располагаются караульные помещения – кордегардии. Отсюда открывается прекрасная живописная панорама на Приоратский и Дворцовый парки.
Построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 годы. Второе название получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Разрушенный в годы войны, Трёхарочный мост восстановлен в конце прошлого века.