ENG
Первые изображения Приоратского дворца принадлежат его автору – Н.А.Львову.

В музее – заповеднике «Гатчина» хранятся чертежи Н.А.Львова с изображением Приоратского дворца. Это планы 1го, 2го этажей, фасад Приоратского дворца и Приорат в разрезе. Копия чертежа «Фасад Приората со стороны Чёрного озера» имеется в «Атласе города Гатчины».

Чертеж Н.А. Львова (фасад) 
Наклонности к изобразительному искусству проявились у Львова рано – ещё в школе Преображенского полка. Рисование было для него делом обычным, затем вошло в привычку зарисовывать всё, что приковывало к себе внимание. До нас дошло много его рисунков, беглых зарисовок в его путевых альбомах и черновые тетради. Львов составляет альбом с чертежами Приората, к которому прилагалось, составленное им, краткое описание дворца. Оригиналы этих рисунков, входивших в атлас «Земляное игуменство», до нас не дошли и известны нам лишь по воспроизведениям в журнале «Строитель». В 1895 г архитектор Н.В.Дмитриев опубликовал чертежи Приората, а также предварявшую их записку Львова – краткое описание самого здания: «Долина, на которой расположено строение земляного Игуменства, лежит между двух гор в конце Черного озера в Гатчине, окружена с трех сторон лесом, а с четвертой – водою. С полуденной стороны проезд к воротам по правому берегу сухим путем, а с северной стороны к пристани и водою. Ограда и две приворотные будки для жилища привратных служителей сделаны особым образом от прочего строения. На правую руку из ворот – земляная битая кухня, более половины своей высоты в горе построена».

Рисунок Н.А. ЛьвоваНа одном из листов изображён Приорат со стороны озера. Здание окружено деревьями, под навесом в каменном цоколе изображена пристань, а на озере – паром с людьми.

На другом рисунке «Вид Приората сбоку» - Львов показывает нам дворец со стороны суши и изображает двор, службы и подъездные ворота. Вдали, на заднем плане, виднеются местные постройки. Львов вводит на рисунках здание в определённое пейзажное окружение, благодаря чему оно получает большую выразительность Многочисленные архитектурные чертежи Львова характеризуют его как хорошего рисовальщика, особенно те его архитектурные проекты, в которых предполагаемые сооружения связываются с природным окружением. Эти рисунки показывают, как зодчий, проектируя здание, мыслил его неразрывным с окружающей природной средой.

Чертеж Н.А. Львова (1798г.)

"Гатчина стала много красивее... действительно прекрасным стало Черное озеро, в конце которого Император приказал построить нечто вроде Приората во вкусе старых замков, встречающихся в Швейцарии. Он служит фоном картины", - так записала 23 августа 1799 года в письме к фрейлине Нелидовой императрица Мария Федоровна, побывавшая в новопостроенном Приоратском дворце. Так в Гатчине появилась еще одна достопримечательность, ставшая неотъемлемой частью ландшафта и одним из символов города.

В конце 18 века в Гатчине жил и работал один из основоположников русской пейзажной живописи, академик Семён Фёдорович Щедрин. Сюжетами его произведений стали пейзажи окрестностей С-Петербурга. В 1798г он создал панно «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (находится в Третьяковской галерее). На переднем плане - мост с караулкой с проезжающими по нему всадниками, за ним озеро в раме деревьев, на заднем плане – Приоратский дворец. В числе других гатчинских панно, оно было признано лучшим из тех, что было написано в русской пейзажной живописи в области монументально-декоративного пейзажа.

Совместно со Щедриным работали известные гравёры того времени: А.Е.Мартынов И.Д.Телегин. Так в государственном музее истории С-Петербурга хранится офорт И.Д.Телегина с картины С.Ф.Щедрина «Вид Коннетабля от каменного моста в Гатчине», выполненный ок 1800г.


Телегин