ENG
После смерти Павла I Приорат стал запасным дворцом и служил для редких визитов Марии Федоровны и супруги Николая I - Александры Федоровны. Уже в это время он начал привлекать к себе внимание путешественников и художников. Побывавший в Гатчине в 1810 году немецкий путешественник Мюллер хоть и усомнился в том, что он похож на немецкие аббатства, назвал его одним из самых интересных учреждений Павла I , а десятилетием позже изображение Приората поместили на листы почтовой бумаги и о нем смогли узнать далеко за пределами Гатчины.

Изображение Приоратского дворца на почтовой бумаге

В Эрмитаже, в отделе графики, находятся цветные литографии на почтовой бумаге 19 века:

Изображение Приоратского дворца на почтовой бумаге

Ещё один лист почтовой бумаги с изображением Приоратского дворца хранится в отделе гравюр Государственного Русского музея с 1934 года. Этот лист экспонировался на выставке почтовой бумаги в 1992 году. Это раскрашенная литография неизвестного литографа.

Изображение Приоратского дворца на почтовой бумаге

О дворце мальтийских рыцарей вспомнил и неизвестный художник, когда поставил перед собой цель изобразить Павла I со знаками масонской ложи «Петра к истине». Портрет находится в Государственном Русском Музее.

Павел I На переднем плане – Павел I, у которого на шее – крест. На заднем плане – изображение Приоратского дворца. К данной масонской ложе Павел I не имел отношения, ведь ложа «Петра к истине» была образована 22 мая 1810 года , большинство её членов были врачи, аптекари, фельдшеры. Один из символов этой ложи – змея, кусающая хвост – излюбленный масонский символ вечности и мудрости – напоминает символ медицины – змею, обвивающую чашу. На башне Приоратского дворца также изображена змея, обвивающаяся вокруг шпиля. Может быть это послужило причиной того, что автор объединил символы масонства и Приоратского дворца. В этой работе Приоратский дворец служит фоном, а не главным действующим персонажем.

Мартынов (гуашь)

В Третьяковской галерее имеется работа художника Андрея Ефимовича Мартынова (1768-1826гг) нач. 19 века. Гуашь. На переднем плане мост с караулкой с проезжающими по нему всадниками, за ним озеро в раме деревьев, на заднем плане – дворец.

С середины 19 века Приоратский парк был открыт для гатчинской публики. Сам город превращается в дачное место, где любят отдыхать видные художники того времени. Естественно, Приоратский дворец привлекает к себе внимание и облик Приората того времени запечатлели Василий Жуковский, Андрей Мартынов и Тарас Шевченко, позднее Валериан Каменев, Николай Лансере и Мстислав Добужинский.

Жуковский (изображение Приоратского замка)

В Эрмитаже хранится рисунок из альбома В.Жуковского «Виды Гатчинского дворца». Жуковский в начале 19 века часто посещал литературно-музыкальные вечера императрицы Марии Фёдоровны в Гатчине. В Государственном Русском Музее имеется офорт «Приорат. Гравюра В.Жуковского». Поступил в музей в 1918 году в составе коллекции Е.Е.Рейтерна. Там же имеется раскрашенная литография - «Приорат в Гатчине». Известный в своё время любитель офортов – сенатор Е.Е.Рейтерн был младшим братом жены В.А.Жуковского, и в 1918 году вся коллекция Рейтерна поступила от него в Русский музей, положив начало созданию гравюрного отделения.

Шевченко (изображение Приоратского дворца)Т.Шевченко не раз бывал в Гатчине и её окрестностях.
Первый приезд в Гатчину относится к ноябрю 1838г., когда он работал над первым стихотворением «кобзаря». На неоднократные посещения Гатчины указывает и поступивший в 1956 году в рукописный отдел Государственной Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина рисунок пером Приоратского дворца 1839 года. Рисунок был найден в окрестностях Гатчины краеведом А.Н.Лбовским и сохранён в годы войны. После смерти Лбовского, его вдова передала рисунок в дар Публичной библиотеке. Бывая в Гатчине, Т.Г.Шевченко останавливался у своего двоюродного брата Конона Фёдоровича Лисенко, который жил в небольшой мызе между Суйдой и Кобрино.

Чернышев А.Ф. Вид Приората в Гатчине..jpg

С Тарасом Шевченко был близко знаком художник Чернышёв Алексей Филиппович (1824-1863) В отделе старого рисунка ГРМ хранится рисунок сер. 19 века художника Чернышёва с изображением Приоратского дворца. Художник род. В Оренбурге, в семье войскового писаря и жил там до 17 лет. В 1841 году поступает в Академию художеств. Много рисовал с натуры – пейзажи, крестьян, стал автором многих «семейных групп в интерьере». Чернышёв не только имел популярность домашнего рисовальщика в богатых дворянских семьях, но и был приближён к царскому двору. В Гатчине, в Царском Селе он исполнил множество групповых портретов с членов царской семьи и придворного окружения – альбомы с подобными рисунками и отдельными листами хранятся в Русском Музее.

В сер. 19 века начался перелом в книготорговле: великолепно иллюстрированные книги расходились всё реже. А спрос на дешёвые издания стремительно рос. С 50х годов книги, журналы, газеты стали общедоступными.

В это время получила развитие гравюра на стали, которая соперничала с гравюрой на меди. Резцовая гравюра на стали отличается изысканным и точным рисунком, наличием перекрещивающихся линий, имитирующих штрих карандаша художника, игрой света и тени, выразительно передаёт пластику изображаемого.

Флойд

В Эрмитаже хранятся два изображения Приоратского дворца, разные по оттиску.
На переднем плане – озеро с лодками, справа и слева группы деревьев, по откосам к Приорату проложены лестницы, по которым идут гуляющие, за дворцом – густая стена деревьев (Автор – Флойд , 2я пол 19 века). Поступили в Эрмитаж в 1945 году в составе коллекции гр. Гнусиной. Ещё две подобные гравюры находятся в Государственном Русском музее.

Дмитриев (План: "Фасад Приоратского дворца")

План. Фасад Приоратского дворца 1887г. арх. Дмитриев
В фондах ГМЗ «Гатчина хранится много чертежей Приоратского дворца и парка 19 века. В это время велись работы по благоустройству Приоратского парка и ремонту дворца – здание приспособили для постоянного в нём проживания.