Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Программа «Музей - детям»

Абонемент Музей-детям.jpg

Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 5 лет (каждый годичный курс состоит из 15 занятий).

В основе  – поэтапное ознакомление с Гатчинскими дворцами-музеями, парками, архитектурой города. Программа предполагает неоднократное обращение к одному и тому же музейному предмету, прочтение его в различных контекстах. В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста.

Программа является основополагающей частью комплекса разрабатываемых многоуровневых программ, ориентированных на творческое взаимодействие музея и социума, позволит привлечь детско-юношескую аудиторию к уникальным памятникам культуры и искусства Гатчины, Санкт Петербурга и его окрестностей. 


Гатчина - графская - императорская резиденция, уникальный город - музей с интересной, своеобразной историей.

Архитектура, памятники, скульптурное убранство, мосты, расположение улиц и домов, дворцы и парки вобрали в себя опыт и достижения многих поколений, с ними связаны имена людей, без которых немыслимо прошлое России - и знакомство с этим богатством вскользь, мимоходом не позволит по достоинству оценить окружающую красоту.

Музей можно рассматривать в качестве образовательной среды и пространства, аккумулирующих эстетический опыт человечества. Гатчинский дворец имеет возможность приобщить наших гатчинских детей к этому богатству.

Цели:

  • В условиях музейной среды развивать интерес детей к музеям, истории России и искусству.

  • Активизируя художественно-творческие способности детей, их интерес к постижению языка и истории изобразительного искусства, формировать умение выражать собственное отношение и давать оценку увиденному.

  • Приобщать детей к искусству во всем многообразии его содержательных характеристик. Духовное обогащение личности, приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям.


Основываясь на выдвигаемых целях, выделяются четыре блока задач:

  1. Знакомство с историей Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, с историей семьи Романовых, нравами, бытом, интересами людей XVIII-XIX веков.
  2. Знакомство с основами истории мирового искусства и музееведения.
  3. Развитие художественных, творческих способностей детей.
  4. Воспитание эстетической восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к эстетическим аспектам жизни и искусства. Создание у школьников необходимой основы культуры зрительского восприятия (духовное освоение и оценка художественных произведений). Воспитание понимания подлинных и мнимых ценностей.

Направления работы:

  • изучение теоретических вопросов истории России, истории искусства, художественной культуры, музееведения;
  • приобщение к самостоятельной художественной деятельности;
  • творческое, художественное развитие;
  • эстетическое воспитание.

В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста, например, совершенно очевидно, что для старших школьников интересен репродуктивный способ освоения знаний (работа с первоисточниками в фондах музея, где необходим поиск и анализ документов, формирование собственного мнения по данному вопросу).

Программа включает такие формы работы, как:

  • занятия на постоянной экспозиции музея-заповедника. Занятия предполагают знакомство с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые представляют значительный по времени период в истории мирового искусства;
  • занятия на тематических выставках, в том числе и временных выставках. Они затрагивают большой круг вопросов, не освещенных на постоянной экспозиции, поэтому дают возможность детально ознакомиться, например, с вопросами появления восточного фарфора, формированием уникальной коллекцией оружия и пр.;
  • занятия в методических кабинетах. Не все темы, представленные в программе, могут быть раскрыты в залах, поэтому они предполагают использование аудио-визуальных средств обучения. Возможно также использование практических занятий по лепке и рисованию.
  • прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку, городу, знакомство с другими музеями;
  • введение игровых моментов;
  • домашние практические задания по активизации эмоциональной памяти ребят, позволяющие оценить степень усвоения материала,
  • организация выставок детских работ, круглых столов, конференций.


Темы занятий по программе «Музей - детям»
(для школьников 1 – 7 классов)
в 2025 - 2026 учебном году

Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции и пожеланий руководителей групп. Тема занятия раскрывается с учётом возрастных особенностей группы.

Стоимость детского билета на занятие: 200 рублей (до 31 декабря 2025 года).

Минимальное количество детей в группе – 15 человек (по оплачиваемым билетам), максимальное – 30 человек (по оплачиваемым билетам).

2 взрослых, сопровождающих группу, проходят по бесплатным билетам.

Отмена, перенос занятий возможна по телефону отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96 или по электронной почте deti@gatchinapalace.ru

Первый год

  1. «Мы пришли в музей».
  2. «Первые владельцы, архитекторы дворца и парка»
  3. «Парадная жизнь императорской резиденции».
  4. «Рождества крылатый дух озаряет небеса».
  5. «Что такое картина? Жанры живописи».
  6. «Что такое скульптура? Скульптура в парадных залах дворца».
  7. «Растительный орнамент в интерьерах дворца».
  8. (1.) «Музей под открытым небом».

Второй год

  1. «В любимой царской резиденции».
  2. «Рыцарь на Российском престоле. Павел I».
  3. «Николай I – «покажу, что был того достоин».
  4. «О чем рассказывает вещь? Истории музейных предметов».
  5. «Костюм на службе человеку, или человек на службе моде».
  6. «Театр уж полон; ложи блещут…» с посещением Дворцового театра».
  7. «Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны».
  8. «Спасённые коллекции дворца – музея».

Третий год

  1. «Н.А. Львов и его творение – Приоратский дворец».
  2. «Идеальный мир Олимпа»
  3. «И я там был, мёд, пиво пил…» Премудрости сервировки».
  4. «Музыка в императорском дворце». Посещение временной выставки.
  5. «На нас держится весь дом. Незаменимые и верные на дворцовой службе».
  6. «Книга в императорской семье». Занятие в архиве и библиотеке музея.
  7. «Современные служители дворца – музея. Музейные профессии».

Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики.