
Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 5 лет (каждый годичный курс состоит из 15 занятий).
В основе – поэтапное ознакомление с Гатчинскими дворцами-музеями, парками, архитектурой города. Программа предполагает неоднократное обращение к одному и тому же музейному предмету, прочтение его в различных контекстах. В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста.
Программа является основополагающей частью комплекса разрабатываемых многоуровневых программ, ориентированных на творческое взаимодействие музея и социума, позволит привлечь детско-юношескую аудиторию к уникальным памятникам культуры и искусства Гатчины, Санкт Петербурга и его окрестностей.
Гатчина - графская - императорская резиденция, уникальный город - музей с интересной, своеобразной историей.
Архитектура, памятники, скульптурное убранство, мосты, расположение улиц и домов, дворцы и парки вобрали в себя опыт и достижения многих поколений, с ними связаны имена людей, без которых немыслимо прошлое России - и знакомство с этим богатством вскользь, мимоходом не позволит по достоинству оценить окружающую красоту.
Музей можно рассматривать в качестве образовательной среды и пространства, аккумулирующих эстетический опыт человечества. Гатчинский дворец имеет возможность приобщить наших гатчинских детей к этому богатству.
Цели:
-
В условиях музейной среды развивать интерес детей к музеям, истории России и искусству.
-
Активизируя художественно-творческие способности детей, их интерес к постижению языка и истории изобразительного искусства, формировать умение выражать собственное отношение и давать оценку увиденному.
-
Приобщать детей к искусству во всем многообразии его содержательных характеристик. Духовное обогащение личности, приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям.
Основываясь на выдвигаемых целях, выделяются четыре блока задач:
- Знакомство с историей Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, с историей семьи Романовых, нравами, бытом, интересами людей XVIII-XIX веков.
- Знакомство с основами истории мирового искусства и музееведения.
- Развитие художественных, творческих способностей детей.
- Воспитание эстетической восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к эстетическим аспектам жизни и искусства. Создание у школьников необходимой основы культуры зрительского восприятия (духовное освоение и оценка художественных произведений). Воспитание понимания подлинных и мнимых ценностей.
Направления работы:
- изучение теоретических вопросов истории России, истории искусства, художественной культуры, музееведения;
- приобщение к самостоятельной художественной деятельности;
- творческое, художественное развитие;
- эстетическое воспитание.
В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста, например, совершенно очевидно, что для старших школьников интересен репродуктивный способ освоения знаний (работа с первоисточниками в фондах музея, где необходим поиск и анализ документов, формирование собственного мнения по данному вопросу).
Программа включает такие формы работы, как:
- занятия на постоянной экспозиции музея-заповедника. Занятия предполагают знакомство с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые представляют значительный по времени период в истории мирового искусства;
- занятия на тематических выставках, в том числе и временных выставках. Они затрагивают большой круг вопросов, не освещенных на постоянной экспозиции, поэтому дают возможность детально ознакомиться, например, с вопросами появления восточного фарфора, формированием уникальной коллекцией оружия и пр.;
- занятия в методических кабинетах. Не все темы, представленные в программе, могут быть раскрыты в залах, поэтому они предполагают использование аудио-визуальных средств обучения. Возможно также использование практических занятий по лепке и рисованию.
- прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку, городу, знакомство с другими музеями;
- введение игровых моментов;
- домашние практические задания по активизации эмоциональной памяти ребят, позволяющие оценить степень усвоения материала,
- организация выставок детских работ, круглых столов, конференций.
Темы занятий по программе «Музей - детям»
(для школьников 1 – 7 классов)
в 2025 - 2026 учебном году
Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции и пожеланий руководителей групп. Тема занятия раскрывается с учётом возрастных особенностей группы.
Стоимость детского билета на занятие: 200 рублей (до 31 декабря 2025 года).
Минимальное количество детей в группе – 15 человек (по оплачиваемым билетам), максимальное – 30 человек (по оплачиваемым билетам).
2 взрослых, сопровождающих группу, проходят по бесплатным билетам.
Отмена, перенос занятий возможна по телефону отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96 или по электронной почте deti@gatchinapalace.ru
Первый год
- «Мы пришли в музей».
- «Первые владельцы, архитекторы дворца и парка»
- «Парадная жизнь императорской резиденции».
- «Рождества крылатый дух озаряет небеса».
- «Что такое картина? Жанры живописи».
- «Что такое скульптура? Скульптура в парадных залах дворца».
- «Растительный орнамент в интерьерах дворца».
- (1.) «Музей под открытым небом».
Второй год
- «В любимой царской резиденции».
- «Рыцарь на Российском престоле. Павел I».
- «Николай I – «покажу, что был того достоин».
- «О чем рассказывает вещь? Истории музейных предметов».
- «Костюм на службе человеку, или человек на службе моде».
- «Театр уж полон; ложи блещут…» с посещением Дворцового театра».
- «Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны».
- «Спасённые коллекции дворца – музея».
Третий год
- «Н.А. Львов и его творение – Приоратский дворец».
- «Идеальный мир Олимпа»
- «И я там был, мёд, пиво пил…» Премудрости сервировки».
- «Музыка в императорском дворце». Посещение временной выставки.
- «На нас держится весь дом. Незаменимые и верные на дворцовой службе».
- «Книга в императорской семье». Занятие в архиве и библиотеке музея.
- «Современные служители дворца – музея. Музейные профессии».
Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики.