Программа запустится в 2024 году
Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 5 лет (каждый годичный курс состоит из 15 занятий).
В основе – поэтапное ознакомление с Гатчинскими дворцами-музеями, парками, архитектурой города. Программа предполагает неоднократное обращение к одному и тому же музейному предмету, прочтение его в различных контекстах. В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста.
Программа является основополагающей частью комплекса разрабатываемых многоуровневых программ, ориентированных на творческое взаимодействие музея и социума, позволит привлечь детско-юношескую аудиторию к уникальным памятникам культуры и искусства Гатчины, Санкт Петербурга и его окрестностей.
Гатчина - графская - императорская резиденция, уникальный город - музей с интересной, своеобразной историей.
Архитектура, памятники, скульптурное убранство, мосты, расположение улиц и домов, дворцы и парки вобрали в себя опыт и достижения многих поколений, с ними связаны имена людей, без которых немыслимо прошлое России - и знакомство с этим богатством вскользь, мимоходом не позволит по достоинству оценить окружающую красоту.
Музей можно рассматривать в качестве образовательной среды и пространства, аккумулирующих эстетический опыт человечества. Гатчинский дворец имеет возможность приобщить наших гатчинских детей к этому богатству.
Цели:
-
В условиях музейной среды развивать интерес детей к музеям, истории России и искусству.
-
Активизируя художественно-творческие способности детей, их интерес к постижению языка и истории изобразительного искусства, формировать умение выражать собственное отношение и давать оценку увиденному.
-
Приобщать детей к искусству во всем многообразии его содержательных характеристик. Духовное обогащение личности, приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям.
Основываясь на выдвигаемых целях, выделяются четыре блока задач:
1. Знакомство с историей Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, с историей семьи Романовых, нравами, бытом, интересами людей XVIII-XIX веков.
2. Знакомство с основами истории мирового искусства и музееведения.
3. Развитие художественных, творческих способностей детей.
4. Воспитание эстетической восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к эстетическим аспектам жизни и искусства. Создание у школьников необходимой основы культуры зрительского восприятия (духовное освоение и оценка художественных произведений). Воспитание понимания подлинных и мнимых ценностей.
Направления работы:
· изучение теоретических вопросов истории России, истории искусства, художественной культуры, музееведения;
· приобщение к самостоятельной художественной деятельности;
· творческое, художественное развитие;
· эстетическое воспитание.
В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста, например, совершенно очевидно, что для старших школьников интересен репродуктивный способ освоения знаний (работа с первоисточниками в фондах музея, где необходим поиск и анализ документов, формирование собственного мнения по данному вопросу).
Программа включает такие формы работы, как:
· занятия на постоянной экспозиции музея-заповедника. Занятия предполагают знакомство с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые представляют значительный по времени период в истории мирового искусства;
· занятия на тематических выставках, в том числе и временных выставках. Они затрагивают большой круг вопросов, не освещенных на постоянной экспозиции, поэтому дают возможность детально ознакомиться, например, с вопросами появления восточного фарфора, формированием уникальной коллекцией оружия и пр.;
· занятия в методических кабинетах. Не все темы, представленные в программе, могут быть раскрыты в залах, поэтому они предполагают использование аудио-визуальных средств обучения. Возможно также использование практических занятий по лепке и рисованию.
· прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку, городу, знакомство с другими музеями;
· введение игровых моментов;
· домашние практические задания по активизации эмоциональной памяти ребят, позволяющие оценить степень усвоения материала,
· организация выставок детских работ, круглых столов, конференций.
Продолжительность занятия: 60 минут, но по необходимости (в зависимости от возраста детской аудитории, темы занятия) занятие может быть продлено.
Количество занятий в течение учебного года определяется индивидуально с каждым учителем.
Большое количество занятий состоит из 2-х частей - теоретической и практической, проходящих на экспозиции и в методическом кабинете.
Стоимость 1 занятия: 150 рублей для ребенка.
Для уточнения деталей звоните: +7 (81371) 905 96 или пиите на почту deti@gatchinapalace.ru
Темы занятий по программе «Музей - детям»
(для школьников 1 – 7 классов)
в 2023 - 2024 учебном году
Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции и пожеланий руководителей групп. Тема занятия раскрывается с учётом возрастных особенностей группы. Можно выбрать любые, интересные для группы темы.
Стоимость детского билета на занятие: 150 рублей.
Минимальное количество детей в группе: 15 человек.
2 взрослых, сопровождающих группу, проходят по бесплатному билету.
Телефон отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96 для записи на занятия по программам.
Первый год
1. «Мы пришли в музей».
2. «Первые владельцы, архитекторы дворца и парка».
3. «Парадная жизнь императорской резиденции».
4. «Рождества крылатый дух озаряет небеса».
5. «Что такое картина? Жанры живописи».
6. «Что такое скульптура? Скульптура в парадных залах дворца».
7. «Растительный орнамент в интерьерах дворца».
8. (1.) «Музей под открытым небом».
Второй год
1. «В любимой царской резиденции».
2. «Рыцарь на Российском престоле. Павел I».
3. «Николай I – «покажу, что был того достоин».
4. «О чём рассказывает вещь? Истории музейных предметов».
5. «Костюм на службе человеку или человек на службе моде».
6. «Театр уж полон; ложи блещут…» Дворцовый театр».
7. «Коллекция оружия во дворце - музее».
8. «Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны».
Третий год
1. «Коллекции венценосных покровителей искусств».
2. «Идеальный мир Олимпа».
3. «Охота – добрая потеха».
4. «Восточная коллекция Гатчинского дворца».
5. «Книга в императорской семье. Библиотека Гатчинского дворца - музея».
6. «Архив Гатчинского дворца - музея».
7. «По потайным переходам дворца».
8. «Н. А. Львов и его творение – Приоратский дворец» или «В шумящей зелени зеркала озёр».