Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Программа для детского сада «Почемучка»

Программа предназначена для подготовительной и старшей групп детского сада и рассчитана на 2 года (годичный курс состоит из 7 – 9 занятий, посещать которые целесообразнее 1 раз в 2-3 недели).

Программу можно рассматривать как начальный этап комплекса музейно-педагогических программ, ориентированных на взаимодействие музея и учебно-воспитательных учреждений.


Почемучка

В основе программы – знакомство с историей и архитектурой музея, коллекциями, парками. При работе учитываются возрастные особенности детей разных групп детского сада, создаются условия для полноценного восприятия произведений искусства. В занятия органично вписаны игровые моменты, разнообразные виды деятельности (инсценировка, рисование, лепка, моделирование и т.д.).

Программа включает такие формы работы, как занятия на постоянной экспозиции музея, знакомство с подлинниками произведений искусства, занятия на тематических и временных выставках, занятия в методическом кабинете, посещение библиотеки музея, прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку. В зависимости от погоды занятия в парке лучше проводить ранней осенью в начале сентября или поздней весной в конце мая.


Продолжительность занятия: 30-40 минут (включая переходы по галереям, лестницам).

Стоимость 1 занятия: 150 рублей для ребенка. Группа от 15 человек. Двое взрослых сопровождающих группу идут по бесплатному билету.
Для уточнения деталей звоните в отдел музейной педагогики +7 (81371) 905 96 или пишите на почту deti@gatchinapalace.ru

Основная цель программы: пробудить интерес к истории своей страны, города, дворца и парка, познакомить с лучшими творениями художников, архитекторов, скульпторов, работавших в Гатчине.

Задачи:
1. Воспитать интерес к истории родной земли, к искусству, к изучению жизни людей в прошлом.
2. Развить память и мышление через постановку проблемных ситуаций, решение творческих заданий.
3. Развить творческие способности через выполнение различных заданий (нарисовать, сочинить, рассказать).
4. Научить воспринимать и понимать прекрасное, формировать эмоциональную сферу личности, воображение.
5. Начать знакомить с историей создания дворца-замка, придворной жизнью, с историей семей, посещавших дворец и владевших им.
6. Знакомить с особенностями музейной среды; бытованием, хранением, реставрацией, экспонированием музейных предметов.
7. Знакомить с основными сторонами музейной деятельности (собирание, хранение, экспонирование) и с видами искусства.
8. Научить правилам поведения в музее, учить ориентироваться в музее, сосредоточенно рассматривать предметы.
9. Учить фиксировать внимание на конкретных предметах, событиях, историях, делать сравнение и анализ предложенных ситуаций, развивать способности к ценностному переживанию и сопереживанию, пополнять чувственно-эмоциональный опыт.
10. Пополнять словарный запас, учить использовать новые слова в своей речи.
Работа по программе ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями или родителями, помогающими закрепить и актуализировать полученную на занятиях в музее информацию.
Выполнение заданий позволяет приобщать детей к художественной деятельности, что в немалой степени способствует художественному развитию ребенка и его эстетическому воспитанию.
Общение с прекрасным, предметным миром искусства, знакомство с конкретными историческими событиями, в немалой степени, способствуют социализации детей.



Темы занятий по программе «Почемучка»

 (для дошкольников)

в 2023 — 2024 году учебном году

 

 

 ПЕРВЫЙ ГОД 

 «Где живут музы?»

- для чего существует музей;

- что хранит музей, как «живут» предметы в музее;

- как вести себя в музее;

- кто и что встречает нас в музее;

- кто такие «Музы», какое отношение они имеют к музею, Музы - музей;

- посещаем Аванзал, Белый зал, Верхнюю Тронную Павла I;

- введение понятий: «музей», «Музы», «экскурсовод», «экскурсант», «экспонат», «подлинник», «музейный предмет», «смотритель».


«Как во дворце принимали гостей?»

- название и назначение парадных залов;

- правила поведения «при дворе»;

- посещаем Аванзал, Мраморную столовую, Верхнюю Тронную Павла I, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, Малую анфиладу комнат императрицы Марии Федоровны;

- введение понятий: «хозяин», «гость», «императорская резиденция», «приемы», «обеды», «бал», «аудиенция», «правила поведения».


«Хозяева дворца»

- кем был построен Гатчинский дворец – А. Ринальди, В. Бренна, Р.И. Кузьмин;

- кто такой граф Григорий Орлов;

- великий князь и император Павел Петрович;

- семья Романовых в Гатчинском дворце;

- посещаем Аванзал, Белый зал, Тронную Марии  Федоровны, Греческую галерею, Ротонду под Гербом, Мраморную лестницу.

- введение понятий: «архитектор», «зодчий»,  «строитель», «дворец», «граф», «великий князь».


«Зимние праздники во дворце»

- история празднования Рождества и Нового года;

- история Рождественского дерева;

- традиции изготовления елочных украшений;

- какие подарки дарили друг другу на Рождество в императорской семье;

- посещаем Белый зал, Малиновую гостиную, Овальный будуар, Арсенальный зал.

- введение понятий: «Рождество», «рождественское дерево», «картонаж».


«1,2,3 фигура на месте замри. Что такое скульптура?»

- о чём рассказывает скульптура;

- какая бывает скульптура;

- кто и как создает скульптуру;

- материалы для создания скульптуры;

- посещаем Мраморную столовую, Белый зал, Греческую галерею.

- введение понятий: «скульптор», «скульптура», «круглая скульптура», «рельеф», «статичная и динамичная скульптура», «памятник», «бюст».


«Путешествие в страну Красок»

- как появляются краски, для чего они служат, цветовой круг;

- кто создает картины;

- о чем рассказывает картина;

- основные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт;

- бытовой жанр как отдельный вид живописи;

- посещаем Аванзал, Парадную опочивальню, Тронную императрицы Марии Федоровны, Арсенальный зал;

- введение понятий: «картина», «художник», «рама», «подрамник», «холст», «краски», «кисть», «масло», «минеральные и растительные краски», «цветовой круг», «жанр», «пейзаж», «портрет», «натюрморт», «бытовая картина», «миниатюра».


«Как защищался дворец»

- трудные годы испытаний 1941-1945;

- эвакуация музейных предметов;

- подвиг музейных сотрудников;

- С.Н. Балаева и ее работа в музее;

- посещаем Макетную, галерею первого этажа, Парадную лестницу, Чесменскую галерею, Аванзал, Мраморную столовую, Белый зал, Мраморную лестницу;

- введение понятий: «эвакуация», «консервация», «реставрация», «памятная доска».


 «По тенистым аллеям парка»

- чем парк отличается от сада, леса, огорода;

- почему мы называем Дворцовый парк «музеем»;

- главные особенности Дворцового парка;

- озера и пруды парка;

- Голландские и Собственный сады — история их создания;

- посещаем Нижний голландский сад, Собственный сад, берег Карпина пруда и Карпин мост;

- введение понятий: «музей под открытым небом», «голландия», «сад», «парк», «паркостроитель», «садовник», «мост», «пруд», «озеро».

 

 ВТОРОЙ ГОД 

Занятие – квест «Растения нашего парка»

- жители Дворцового парка (растения и животные парка);

- легенды о некоторых растениях, животных;

- парковая скульптура, история ее появления в парке, легенды о Сатире, Амазонке, Афине, Марсе;

- посещаем Липовый сад, Верхний Голландский сад, Собственный сад.

- введение понятий: «легенда», «миф», «Сатир», «Амазонка», «Афина», «Марс», «царское дерево».


«Рыцарь и его замок»

- чему учат будущих рыцарей;

- вооружение рыцаря;

- каким должен быть дом рыцаря;

- Часовая и Сигнальная башни, их назначение в Гатчинском дворце;

- Павел Петрович — рыцарь на императорском престоле;

- посещаем галереи второго этажа, подземные помещения;

- введение понятий: «рыцарь», «замок», «ров», «башни», «подземный ход», «балкон», «рыцарский орден».


«Николай I – последний рыцарь - император» - посещение Личных комнат Николая I.

«Восточная сказка в Гатчинском дворце» – посещение временной выставки.

«История Нитки. Одежда человека»

- из чего можно сделать Нитку;

- что может сделать Нитка;

- вышивки и ковры;

- костюм человека;

- костюм военного и прекрасной дамы;

- посещаем Аванзал, Белый зал, Тронную Павла I, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, третий этаж Мраморной лестницы;

- введение понятий: «шкура», «руно», «шелк», «гобелен», «вышивка», «платье», «корсет», «фижма», «кринолин», «лосины», «мундир».


«Если бы предметы могли говорить...»

- в каком доме будет удобно и приятно жить человеку;

- какие предметы окружают нас дома;

- история дворцового предмета (по выбору: история шкафа, стула, зеркала, часов, камина, кровати и т.д.);

- посещаем Парадные и выставочные залы;

- введение понятий: «экспонат», «декоративно-прикладное искусство», «подлинник».


«Весенний бал». Запись на программу начинается с 25 марта 2024 г. по тел.: 8 (813 71) 905 96.

 

Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики

    

Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции.

Стоимость детского билета на занятие: 150 рублей.

Минимальное количество детей в группе 15 человек, максимальное – 30 человек.

2 взрослых, сопровождающих группу, проходят по бесплатному билету.

Телефон отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905 96

 deti@gatchinapalace.ru

 



ФОТОГАЛЕРЕЯ

  • «Костюм». Автор: Катя. Д/С № 5.
  • Наташа. «Флора». Д/С № 10.
  • Неизвестный автор. «Флора». Д/С № 10.
  • Пивоваров Степан. «Чесменский бой». Д/С № 10.
  • Разина Арина. «Урания» Д/С № 10.
  • Динар «Гатчинский дворец». Д/С № 26. Группа «Рябинка»
  • Лиза П. «Муза цветов». Д/С № 26. Группа «Рябинка»
  • Маша Ц. «Муза». Д/С № 26. Группа «Рябинка»
  • Стася. «Муза». Д/С № 26. Группа «Рябинка»
  • Даша «Цветы» Д/С № 61. п. Новый Свет.
  • Лера. «Цветы» Д/С № 61. п. Новый Свет.
  • Настя «Цветы» Д/С № 61. п. Новый Свет.
  • Неизвестный автор. «Цветы» Д/С № 61. п. Новый Свет.
  • Родион «Цветы» Д/С № 61. п. Новый Свет.
  • Надточий Влада. «Муза» Д/С № 10.
  • «Костюм». Автор: Кира. Д/С № 5.
  • «Костюм». Автор: Соня. Д/С № 5.
  • «Камин». Автор: Москвин Антон. Д/С № 10.
  • «Ваза». Автор: Гаманок Мария. Д/с № 10.
  • «Мраморная ваза». Автор: Разина Арина. Д/С № 10.
  • «Костюм». Автор: Юля. Д/С № 5.
  • «Костюм». Автор: Ксюша. Д/С № 5.
  • «Ваза из розового мрамора». Автор: Волкова Настя. Д/С № 10.
  • «Дом моей мечты». Автор: Алина. Д/С № 26. Группа «Колокольчик».
  • «Дом моей мечты». Автор: Даша. Д/С № 26. Группа «Колокольчик».
  • «Дом моей мечты». Автор: Егор Р. Д/С № 26. Группа «Колокольчик».
  • «Дом моей мечты». Автор: Захар. Д/С № 26. Группа «Колокольчик».
  • «Дом моей мечты». Автор: Егор Н. Д/С № 26. Группа «Колокольчик».
  • «Муза». Автор: Екатерина. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «По тропинкам парка». Автор: Владислава Надточий. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Анастасия Волкова. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Мария Гаманюк. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Михаил Ильин. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Николай Щеглов. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Варвара Мочалова. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Кира Панасюк. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Арина Разина. Детский сад № 10.
  • «По тропинкам парка». Автор: Арсений Федоров. Детский сад № 10.
  • «Муза». Автор: Дарья А. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Дарья В. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Дарья К. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Карина. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «По тропинкам парка». Автор: Антон Москвин. Детский сад № 10.
  • «Муза». Автор: Кристина. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Валерия Т. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Анастасия. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Татьяна. Детский сад № 61. п. Новый Свет
  • «Муза». Автор: Алиса. Детский сад «Планета Детства»
  • «Муза». Автор: Дарья. Детский сад «Планета Детства»
  • Гаманюк Маша. «Муза». Д/С № 10.
  • Кулиниченко Саша. «Муза» Д/С № 10.
  • Миша. «Муза». Д/С № 10.
  • Ланкович Иван. «Муза» Д/С № 10.
  • Москвин Антон. «Урания». Д/С № 10.
  • Мочалова Варвара. «Эвтерпа». Д/С № 10.