Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

«Урок в музее. Николай I. Пять штрихов к портрету» и о конкурсе «Портрет Николая I»

В 2021 году музей-заповедник «Гатчина» разработал программу «История одного человека», посвященную императору Павлу I, в формате музейного урока. Она прекрасно себя зарекомендовала в работе с очень непростой аудиторией – учениками 8, 9, 10, 11 классов, которую, как правило, обходят стороной создатели музейных образовательных программ. Руководством музея было принято решение развивать успешный проект и следующий урок в музее посвятить сыну Павла I – государю-императору Николаю I.

Личность Николая Павловича неразрывно связана с Гатчиной, именно при нем определился облик города: его структура, границы, основные доминанты. В раннем детстве он проводил здесь лето, наслаждаясь сельской жизнью и возможностью видеть своих венценосных родителей в домашней обстановке. Юношеские годы он также провел в Гатчинском дворце, изучая древние языки, математику, артиллерию, инженерную науку. Получив в свое владение Гатчину по завещанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны, император Николай I часто приезжал сюда во время летних маневров, навещая свою супругу и детей. Как профессиональный инженер, государь принял решение перестроить Гатчинский дворец, превратить его в комфортный для проживания дом, созданный по последнему слову техники. Благодаря императору Николаю I «рядовая» загородная императорская резиденция превратилась в «пригородный Эрмитаж» с уникальными интерьерами Готической и Китайской галерей, Арсенального зала, Мраморной лестницы; с обширными коллекциями живописи, восточного фарфора и других предметов декоративно-прикладного искусства. Однако для большинства наших современников Гатчинский дворец ассоциируется исключительно с личностью Павла Петровича, а об императоре Николае I умалчивают.

Для большинства наших современников личность Николая I остается почти неизвестной. Более «просвещенные» люди скорее негативно относятся к николаевской эпохе, характеризуя государя как солдафона, жандарма Европы, холодного бездушного тирана, который железной рукой подавлял все лучшее и прогрессивное. Можно ли так однозначно оценивать личность императора Николая I? Какова природа его поступков и действий? Справедливо ли описывать николаевскую эпоху, используя только черные краски? Принимая участие в уроке, во время погружения в николаевскую эпоху, изучая те или иные факты, участники программы будут не только рассматривать с разных сторон личность императора Николая I, но и постараются создать для себя образ государя.

За время музейного урока мы попытаемся изучить время Николая I, используя персонифицированный подход.При работе над содержанием урока было принято решение намеренно отказаться от рассмотрения ключевых событий николаевского царствования: восстания декабристов, создания свода законов М. М. Сперанским, Крымской войны и пр.; так как они достаточно подробно освещены в школьном курсе отечественной истории.

Главной задачей урока в музее «Николай I. Пять штрихов к портрету» является изучение личности императора, его увлечений, вкусов, пристрастий и их влияние на действия, решения и поступки государя. Для того чтобы создать адекватное представление о любом человеке важно увидеть его в той сфере, где наиболее полно отражаются его личностные черты, и где он больше всего является самим собой – в повседневном быту, в семье, в окружении близких людей.

Смысловые блоки

1. «Детство и юность». В данном разделе мы предлагаем участникам урока рассмотреть предметы, которые связаны с наиболее важными этапами становления личности великого князя – детством и юностью. В фокусе внимания группы будут копия «Портрета Павла I с семьей» работы Ф. Г. Кюгельхена, копия портрета воспитателя великого князя Николая Павловича М.И Ламздорфа работы И. Эггинка, первые игрушки, окружавшие будущего императора, расписание его занятий, карты путешествий и пр. В завершении изучения предметов мы постараемся ответить на вопросы: какая атмосфера царила в семье будущего императора, как складывались отношения с родителями, какое воспитание и образование он получил, и как это отразилось на его жизни в дальнейшем?

2. «Золотой век культуры». Этот смысловой блок посвящен русской культуре николаевской эпохи - времени расцвета отечественной литературы, архитектуры, живописи, музыки и, конечно, театра. Предлагаемый звуко- и видеоряд позволит учащимся убедиться в многообразии культурного наследия царствования Николая Павловича и том, что многие изучаемые в рамках школьной программы произведения были созданы в годы его правления.

3. «Любовь и семья». Очень редко в рамках школьной программы ведется разговор о семейных ценностях Николая I, его отношении к супруге и детям. Исследуя данный аспект, мы также изучим предметы и поговорим о традициях, которые появились при Николае Павловиче в семье государя и в обществе и существуют до сих пор. Например, украшение ёлки и обмен подарками на Рождество.

4. «Не благодаря, а вопреки». Что необходимо было преодолеть Николаю I для внедрения в научно-техническую, политическую сферу жизни, чтобы Российская империя получила должное развитие (например, строительство железных дорог, чиновничий аппарат, внедрение гражданского и придворного мундиров, промышленный переворот и внимание к техническим новинкам).

5. «Для себя» (самый маленький по количеству предметов стол). Основной задачей этого раздела является разрушение стереотипа о Николае I как о «сверхчеловеке». Мы предлагаем исследовать личные интересы монарха: увлечение рисованием, скоромные гастрономические пристрастия, любовь к детям и братьям нашим меньшим и т.д.

Объединение данных частей условно. Каждый смысловой блок урока «Николай I. Пять штрихов к портрету» - стол является отправной точкой для начала разговора на определенную тему, предметы на нем становятся активными рассказчиками, трансляторами информации о николаевской эпохе, субъектами исследования. Уникальность урока заключается во взаимодействии с подлинными предметами эпохи, которые размещаются в музейном пространстве. Каждому ученику предлагается примерить на себя роль художника, скульптора, архитектора, литератора, и в завершении программы создать свой вербальный портрет императора Николая I, используя выразительные средства своей «профессии».

При всей гибкости программы, выбор предметов и объектов показа тщательно выверен и аргументирован. Важность урока в музее обусловлена возможностью создания психологического портрета Николая I и оценкой влияния аспектов его личности на внутреннюю и внешнюю политику Российской империи в XIX веке.


Программа завершится проведением творческого конкурса «Портрет Николая I». К участию в конкурсе допускаются ученики девятых классов, посетившие урок в музее «Николай I. Пять штрихов к портрету» в 2024 году.

Номинации Конкурса

- рисунок (живопись, графика, коллаж)

- скульптура

- литература

- архитектура

- медиапроект

Прием конкурсных работ осуществляется с 12 по 13 декабря 2024 года с 10:00 до 16:00.

Работы участников конкурса, прошедшие на второй этап - защиту проектов, с указанием Ф.И.О. автора публикуются на официальной странице организаторов в социальной сети «VK» и на официальных сайтах организаторов.

Второй этап конкурса – защита проектов пройдет 18 декабря с 10:00 в Гатчинском дворце.

Каждый участник, занявший призовое место награждается дипломом и сертификатом на бесплатное посещение Гатчинского дворца во время проведения фестиваля «Новогодняя кутерьма в Гатчине» со 2 по 8 января 2025 года.

Объявлены победители конкурса!