Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Знакомьтесь - этикет


«Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
М. Сервантес

Сегодня очень модно говорить о выборе лучших способов взаимодействия с окружающей действительностью без потери собственного ровного и доброжелательного настроя, а главное – не нарушая личного комфорта. На этом фоне проблема формирования культуры поведения ребенка является одной из самых актуальных как для учителей, так и для родителей. Однако, не будем забывать о многих поколениях людей, сделавших в данном направлении настоящие открытия – элементарные правила поведения, которые вместе с нашей речью, манерами, стилем одежды, умением держаться в обществе расскажут об уровне нашей культуры и нравственном воспитании. Изучение и следование правилам этикета является одной из важнейших сфер жизнедеятельности любого человека, особенно для самоопределяющегося юного поколения, вступающего в сложные межличностные взаимоотношения.Это еще и надёжный способ выразить окружающим свое уважение и симпатию.

Рисунок6.jpg

Комбинированная программа «Знакомьтесь - этикет» состоит из отдельных самостоятельных смысловых блоков,где затрагиваются нескольких важных аспектов общей темы, они могут рассматриваться не столько в качестве ее структурных компонентов,сколько в виде различных ракурсов восприятия.Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.С другой стороны,она поможет родителям и педагогам в решении важнейшей проблемы – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях.

Особенность программы

Все вопросы программы рассматриваются на экспозиции музея, применительно к конкретным эпохам, вспоминая владельцев Гатчинского дворца, сравнивая исторический и современный аспекты. Программа будет интересна всем посетителям от 11 лет.

Каждое занятие длится 60 минут, проводится на постоянной и временных экспозициях Гатчинского двора – музея.

Цель программы

Способствовать освоению норм поведения и общения, знакомство с правилами этикета, детально изучая исторический опыт и сравнивая с современными реалиями, способствовать формированию умений выглядеть и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • познакомить с особенностями нескольких видов этикета – придворным, общегражданским – светским (поведенческим), столовым;
  • знакомить с жизнью владельцев и гостей дворца в разные исторические периоды;
  • способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
  • способствовать определению собственных личностных позиций ребенка;
  • развивать коммуникативные способности ребенка, способности толерантного отношения к окружающему миру;
  • формировать навыки бесконфликтного общения и осознанное отношение к нормам поведения, формировать умение регулировать свое поведение.

Основные смысловые доминанты программы, вопросы, которые в той или иной степени затрагиваются на всех занятиях.
I. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай» (историко – этический аспект – предполагает знакомство аудитории с историей этикета в разных фрагментах занятий).
II. «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» (уместность выбранного костюма, дресс-код по случаю…)
III. «В чужом глазу соринку видим…» (прикладной аспект - предполагает обращение к этике межличностного общения и практики использования этикета в культуре повседневности).
IV. «Мил тот гость, что не бросит на скатерть кость» (правила поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами – что и как едят, сервировка - умение накрыть столь для разных случаев и для разных гостей).

Темы занятий

I. «Позвольте представиться».Правила представления и знакомства. Что такое «личное пространство», самопрезентация длинною в жизнь, когда уместны рукопожатия, кто первый и кого представляет, как приветствовать другого человека. Зрительный контакт. Личная визитная карточка.Исторический аспект: целование руки государя и падение пред ним на колени во времена Павла I, аудиенции, «тон утончённой вежливости» времен Николая Iи Александра III. Посещаем: Аванзал, Тронный зал императора Павла I, Тронный зал императрицы Марии Федоровны, Арсенальный зал.

II. «Уверенность и умеренность в общественных местах!» Вектор, направление, «кто – кому?» и другие проявления наших действий на улице, в транспорте, в музее, в театре, в кафе, на лестнице, в лифте. Правила телефонного этикета. Исторический аспект: «точность – вежливость королей», вредные привычки XIX века. Посещаем: парадные лестницы, Парадную опочивальню, комнаты семьи Александра III.

III. «Тайны посланий». Надёжные проводники информации: от языка мушек, веера, цветов до неэтикета. Язык телодвижений, наши жесты. Посещаем: Овальный будуар, Туалетную, Греческую галерею, Арсенальный зал.

IV. «Уместный костюм». Одежда как показатель человека соответствующего круга. Соответствие времени и обстановке. Деловой многофункциональный гардероб и одежда для вечерних выходов. Мужской и женский парфюм. Посещаем комнаты семьи Александра III.

V. «Премудрости сервировки». Столовые приборы - что и как называется, где находится на столе, как этими предметами пользоваться. Сервируем стол для своих гостей. Язык салфеток. Посещаем: Мраморную столовую, Арсенальный зал.

VI. «Есть нужно уметь». Что и как едят. Правила поведения за столом. Какие правила «дворянского воспитания» актуальны в наше время. Званый обед, приём «по случаю», от трактира до ресторана. Суаре, журфикс, «файф-о-клок ти». Занятие в методическом кабинете.

VII. «Речевой этикет». Искусство «лёгкой беседы», «светская беседа» (беседа не о личном, а об интересном) - азы культуры общения. Золотое правило англичан «расспросить обо всём и ничего не рассказать о себе» в разговоре с мало знакомыми людьми, умение задать тему разговора, сформулировать вопрос. Неприятные вопросы. Голос, тембр, улыбка. Правильная речь. Посещаем: Мраморную лестницу, Дворцовый театр.

VIII. «Деловая встреча». Деловые мероприятия и приёмы. Презентация, конференция, круглый стол. Принимаем участие в деловой встрече.

Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики.

Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции и пожеланий руководителей групп.
Стоимость детского билета на занятие: 100 рублей.
Минимальное количество детей в группе 15 человек.
1 взрослый, сопровождающий группу, проходит по бесплатному билету.

Телефон отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96