Программа для детского сада «Почемучка»
Программа предназначена для подготовительной и старшей групп детского сада и рассчитана на 2 года (годичный курс состоит из 7 – 9 занятий, посещать которые целесообразнее 1 раз в 2-3 недели).
Программу можно рассматривать как начальный этап комплекса музейно-педагогических программ, ориентированных на взаимодействие музея и учебно-воспитательных учреждений.
В основе программы – знакомство с историей и архитектурой музея, коллекциями, парками. При работе учитываются возрастные особенности детей разных групп детского сада, создаются условия для полноценного восприятия произведений искусства. В занятия органично вписаны игровые моменты, разнообразные виды деятельности (инсценировка, рисование, лепка, моделирование и т.д.).
Программа включает такие формы работы, как занятия на постоянной экспозиции музея, знакомство с подлинниками произведений искусства, занятия на тематических и временных выставках, занятия в методическом кабинете, посещение библиотеки музея, прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку. В зависимости от погоды занятия в парке лучше проводить ранней осенью в начале сентября или поздней весной в конце мая.
Продолжительность занятия: 30-40 минут (включая переходы по галереям, лестницам).
Стоимость 1 занятия: 100 рублей. Двое сопровождающих идут бесплатно.
Для уточнения деталей звоните в отдел музейной педагогики +7 (81371) 905 96 или пишите на почту deti@gatchinapalace.ru
Основная цель программы: пробудить интерес к истории своей страны, города, дворца и парка, познакомить с лучшими творениями художников, архитекторов, скульпторов, работавших в Гатчине.
Задачи:
1. Воспитать интерес к истории родной земли, к искусству, к изучению жизни людей в прошлом.
2. Развить память и мышление через постановку проблемных ситуаций, решение творческих заданий.
3. Развить творческие способности через выполнение различных заданий (нарисовать, сочинить, рассказать).
4. Научить воспринимать и понимать прекрасное, формировать эмоциональную сферу личности, воображение.
5. Начать знакомить с историей создания дворца-замка, придворной жизнью, с историей семей, посещавших дворец и владевших им.
6. Знакомить с особенностями музейной среды; бытованием, хранением, реставрацией, экспонированием музейных предметов.
7. Знакомить с основными сторонами музейной деятельности (собирание, хранение, экспонирование) и с видами искусства.
8. Научить правилам поведения в музее, учить ориентироваться в музее, сосредоточенно рассматривать предметы.
9. Учить фиксировать внимание на конкретных предметах, событиях, историях, делать сравнение и анализ предложенных ситуаций, развивать способности к ценностному переживанию и сопереживанию, пополнять чувственно-эмоциональный опыт.
10. Пополнять словарный запас, учить использовать новые слова в своей речи.
Работа по программе ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями или родителями, помогающими закрепить и актуализировать полученную на занятиях в музее информацию.
Выполнение заданий позволяет приобщать детей к художественной деятельности, что в немалой степени способствует художественному развитию ребенка и его эстетическому воспитанию.
Общение с прекрасным, предметным миром искусства, знакомство с конкретными историческими событиями, в немалой степени, способствуют социализации детей.
Темы для занятий по программе «Почемучка»
(для дошкольников)
в 2021 — 2022 году учебном году
Первый год
1. «Где живут музы?».
- для чего существует музей;
- что можно увидеть в музее;
- как вести себя в музее;
- кто и что встречает нас в музее;
- кто такие «Музы», какое отношение они имеют к музею, Музы - музей;
- посещаем Макетную, Аванзал, Белый зал, Тронную Павла I;
- введение понятий: «музей», «Музы», «экскурсовод», «экскурсант», «экспонат», «подлинник», «музейный предмет», «смотритель».
2. «Как во дворце принимали гостей?».
- название и назначение парадных залов;
- в каких залах принимали гостей;
- правила «при дворе»;
- посещаем Аванзал, Мраморную столовую, Тронную Павла I, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, Малую анфиладу комнат императрицы Марии Федоровны;
- введение понятий: «хозяин», «гость», «императорская резиденция», «приемы», «обеды», «бал», «аудиенция», «правила поведения».
3. «Хозяева дворца».
- кем был построен Гатчинский дворец – А. Ринальди, В. Бренна, Р.И. Кузьмин;
- кто такой граф Григорий Орлов;
- великий князь и император Павел Петрович;
- семья Романовых в Гатчинском дворце;
- посещаем Макетную, Парадную лестницу, Аванзал, Белый зал, Тронную Марии Федоровны, Греческую галерею, Ротонду под Гербом, Мраморную лестницу.
- введение понятий: «архитектор»,»зодчий», «строитель», «дворец», «граф», «великий князь».
4. «Зимние праздники во дворце».
- история празднования Рождества и Нового года;
- история Рождественского дерева;
- традиции изготовления елочных украшений;
- какие подарки дарили друг другу на Рождество в императорской семье;
- посещаем Белый зал, Малиновую гостиную, Овальный будуар, экспозицию «Личные комнаты семьи Александра III», Арсенальный зал.
- введение понятий: «Рождество», «рождественское дерево», «картонаж».
5. «1,2,3 фигура на месте замри. Что такое скульптура?».
- о чём рассказывает скульптура;
- какая бывает скульптура;
- кто и как создает скульптуру;
- материалы для создания скульптуры;
- посещаем Мраморную столовую, Белый зал, Греческую галерею.
- введение понятий: «скульптор», «скульптура», «круглая скульптура», «рельеф», «статичная и динамичная скульптура», «памятник», «бюст».
6. «Путешествие в страну Красок».
- как появляются краски, для чего они служат, цветовой круг;
- как краски «живут» на картине;
- кто создает картины;
- материалы для создания картины;
- посещаем Аванзал, Парадную опочивальню, Тронную императрицы Марии Федоровны;
- введение понятий: «картина», «художник», «рама», «подрамник», «холст», «краски», «кисть», «масло», «минеральные и растительные краски», «цветовой круг».
7. «О чем рассказывает картина».
- что такое жанр;
- перспектива в живописи;
- основные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт;
- бытовой жанр как отдельный вид живописи;
- сходства и различия жанров живописи;
- посещаем Парадные залы, Арсенальный зал;
- введение понятий: «жанр», «пейзаж», «портрет», «натюрморт», «бытовая картина», «миниатюра».
8. «Как защищался дворец».
- трудные годы испытаний 1941-1945;
- эвакуация музейных предметов;
- подвиг музейных сотрудников;
- С.Н. Балаева и ее работа в музее;
- посещаем Макетную, галерею первого этажа, Парадную лестницу, Чесменскую галерею, Аванзал, Мраморную столовую, Белый зал, Мраморную лестницу;
- введение понятий: «эвакуация», «консервация», «реставрация», «памятная доска».
9. «По тенистым аллеям парка».
- чем парк отличается от сада, леса, огорода;
- почему мы называем Дворцовый парк «музеем»;
- главные особенности Дворцового парка;
- озера и пруды парка;
- Голландские и Собственный сады — история их создания;
- посещаем Нижний голландский сад, Собственный сад, берег Карпина пруда и Карпин мост;
- введение понятий: «музей под открытым небом», «голландия», «сад», «парк», «паркостроитель», «садовник», «мост», «пруд», «озеро».
Второй год
1. «Легенды старого парка».
- жители Дворцового парка (растения и животные парка);
- легенды о некоторых растениях, животных;
- парковая скульптура,история ее появления в парке, легенды о Пане, Амазонке, Афине, Марсе;
- посещаем Липовый сад, Верхний Голландский сад, Собственный сад.
- введение понятий: «легенда», «миф», «Пан», «Амазонка», «Афина», «Марс», «царское дерево».
2. «Рыцарь и его замок».
- кто такой рыцарь;
- где живут рыцари;
- каким должен быть дом рыцаря;
- Часовая и Сигнальная башни, их назначение;
- Павел Петрович — рыцарь на императорском престоле;
- посещаем галереи первого этажа, Макетную, подземные помещения;
- введение понятий: «рыцарь», «замок», «ров», «башни», «подземный ход», «башня», «рыцарский орден».
3. «Здесь правил Павел» (путешествие по временной выставке).
- воспитание и обучение Павла Петровича;
- один день при дворе императора Павла I;
- посещаем выставочные залы;
- введение понятий: «воспитатель», «учитель», «великий князь», «император».
4. «Не скоро ели предки наши».
- еда – добыча, еда - искусство;
- из чего ели наши далекие предки;
- меню императорского дома;
- обеды парадные и семейные;
- чаепития;
- посещаем Мраморную столовую, Столовую в личных комнатах семьи императора Александра III, Арсенальный зал;
- введение понятий: «стол», «меню», «куверт», «фарфор», «скатерть», «застольный этикет».
5. «История Нитки. Одежда человека».
- из чего можно сделать Нитку;
- что может сделать Нитка;
- вышивки и ковры;
- костюм человека;
- костюм военного и прекрасной дамы;
- посещаем Аванзал, Белый зал, Тронную Павла I, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, третий этаж Мраморной лестницы, комнаты Детской гостиной;
- введение понятий: «шкура», «руно», «шелк», «гобелен», «вышивка», «платье», «корсет», «фижма», «кринолин», «лосины», «мундир».
6. «Если бы предметы могли говорить...».
- в каком доме будет удобно и приятно жить человеку;
- какие предметы окружают нас дома;
- история предмета (по выбору: история шкафа, стула, зеркала, часов, камина, кровати и т.д.);
- посещаем Парадные и выставочные залы;
- введение понятий: «экспонат», «декоративно-прикладное искусство», «подлинник».
7. «Здесь царь писал свои указы» (путешествие по выставке «Семья императора Александра III в Гатчинском дворце»).
- отличие парадных залов и личных комнат;
- удобство личных комнат;
- расписание императора Александра III и его семьи;
- развлечения императорских детей;
- посещаем выставку «Личные покои семьи императора Александра III»;
- введение понятий: «личные покои», «сувениры», «документы», «министры», «доклады».
8. «Весенний бал»
Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики
Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции.
Стоимость детского билета на занятие: 150 рублей.
Минимальное количество детей в группе 15 человек.
2 взрослых, сопровождающих группу, проходят по бесплатному билету.
Телефон отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96