Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих
Программа «Музей - детям»

Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 5 лет (каждый годичный курс состоит из 15 занятий).

В основе  – поэтапное ознакомление с Гатчинскими дворцами-музеями, парками, архитектурой города. Программа предполагает неоднократное обращение к одному и тому же музейному предмету, прочтение его в различных контекстах. В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста.

Программа является основополагающей частью комплекса разрабатываемых многоуровневых программ, ориентированных на творческое взаимодействие музея и социума, позволит привлечь детско-юношескую аудиторию к уникальным памятникам культуры и искусства Гатчины, Санкт Петербурга и его окрестностей. 

  На занятии 027.jpg


Гатчина - графская - императорская резиденция, уникальный город - музей с интересной, своеобразной историей.

Архитектура, памятники, скульптурное убранство, мосты, расположение улиц и домов, дворцы и парки вобрали в себя опыт и достижения многих поколений, с ними связаны имена людей, без которых немыслимо прошлое России - и знакомство с этим богатством вскользь, мимоходом не позволит по достоинству оценить окружающую красоту.

Музей можно рассматривать в качестве образовательной среды и пространства, аккумулирующих эстетический опыт человечества. Гатчинский дворец имеет возможность приобщить наших гатчинских детей к этому богатству.

Цели:

  • В условиях музейной среды развивать интерес детей к музеям, истории России и искусству.

  • Активизируя художественно-творческие способности детей, их интерес к постижению языка и истории изобразительного искусства, формировать умение выражать собственное отношение и давать оценку увиденному.

  • Приобщать детей к искусству во всем многообразии его содержательных характеристик. Духовное обогащение личности, приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям.


Основываясь на выдвигаемых целях, выделяются четыре блока задач:

1.    Знакомство с историей Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, с историей семьи Романовых, нравами, бытом, интересами людей XVIII-XIX веков.

2.    Знакомство с основами истории мирового искусства и музееведения.

3.    Развитие художественных, творческих способностей детей.

4.    Воспитание эстетической восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к эстетическим аспектам жизни и искусства. Создание у школьников необходимой основы культуры зрительского восприятия (духовное освоение и оценка художественных произведений). Воспитание понимания подлинных и мнимых ценностей.

Направления работы:

·         изучение теоретических вопросов истории России, истории искусства, художественной культуры, музееведения;

·         приобщение к самостоятельной художественной деятельности;

·         творческое, художественное развитие;

·         эстетическое воспитание.

В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста, например, совершенно очевидно, что для старших школьников интересен репродуктивный способ освоения знаний (работа с первоисточниками в фондах музея, где необходим поиск и анализ документов, формирование собственного мнения по данному вопросу).

Программа включает такие формы работы, как:

·         занятия на постоянной экспозиции музея-заповедника. Занятия предполагают знакомство с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые представляют значительный по времени период в истории мирового искусства;

·         занятия на тематических выставках, в том числе и временных выставках. Они затрагивают большой круг вопросов, не освещенных на постоянной экспозиции, поэтому дают возможность детально ознакомиться, например, с вопросами появления восточного фарфора, формированием уникальной коллекцией оружия и пр.;

·         занятия в методических кабинетах. Не все темы, представленные в программе, могут быть раскрыты в залах, поэтому они предполагают использование аудио-визуальных средств обучения. Возможно также использование практических занятий по лепке и рисованию.

·         прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку, городу, знакомство с другими музеями;

·         введение игровых моментов;

·         домашние практические задания по активизации эмоциональной памяти ребят, позволяющие оценить степень усвоения материала,

·         организация выставок детских работ, круглых столов, конференций.


Продолжительность занятия: 60 минут, но по необходимости (в зависимости от возраста детской аудитории, темы занятия) занятие может быть продлено.
Количество занятий в течение учебного года определяется индивидуально с каждым учителем.

Большое количество занятий состоит из 2-х частей - теоретической и практической, проходящих на экспозиции и в методическом кабинете.

Стоимость 1 занятия: 100 руб.
Для уточнения деталей звоните: +7 (81371) 905 96




Темы занятий по программе «Музей - детям»

(для школьников 1 — 5 классов)

в 2021 — 2022 учебном году

Первый год.

1. «Мы пришли в музей»

- для чего существует музей;

- что можно увидеть в музее;

- какие музеи бывают;

- кто встречает нас в музее;

- как вести себя в музее;

- посещаем Вводную экспозицию, Парадную лестницу, парадные залы: Аванзал, Белый зал, Мраморную столовую;

- введение понятий: «музей», «Музы», «парадные залы», «коллекция», «подлинник», «копия», «смотритель», «экскурсант и экскурсовод».

2. «Парадная жизнь императорской резиденции»

- где, в каких залах могла жить, работать и развлекать себя и гостей семья императора Павла I;

- торжественные обеды и балы;

- посещаем Парадную лестницу, Белый зал, Верхнюю Тронную Павла I, Тронную императрицы Марии Федоровны, Греческую галерею;

- введение понятий: «резиденция», «торжественный обед», «бал», «прием», «аудиенция», «парадный выход», «церемониймейстер».

3. «Рождества крылатый дух озаряет небеса»

- традиции празднования Рождества в Европе и России в XVIII-XIX веках;

- празднование Рождества в императорской семье;

- рождественское дерево и его история;

- рождественские украшения и подарки в России;

- почему мы сейчас иначе празднуем Рождество;

- посещаем Белый зал, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, Овальный будуар, выставку «Семья императора Александра III» , Арсенальный зал, Мраморную лестницу;

- введение понятий: «Рождество», «Сочельник», «картонаж».

4. «Что такое «картина»?»

- где можно увидеть картину;

- кто создает картины;

- что изображается на картине;

- картина и рама;

- краски и кисти;

- композиция картины;

- посещаем Аванзал, Белый зал, Тронную императрицы Марии Федоровны;

- введение понятий: «картина», «художник», «композиция», «рама», «подрамник», «холст», «масло», «минеральные и растительные краски», «основные и дополнительные цвета» .

5. «Легкой кисти взмах. Жанры живописи»

- что такое жанр живописи;

- основные жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, баталия, бытовой жанр и др.;

- бытовой жанр как предшественник фотографии;

- посещаем Тронную императрицы Марии Федоровны, Греческую галерею, Арсенальный зал;

«Что такое «скульптура»?».

- о чем рассказывает скульптура;

- какая бывает скульптура;

- кто создает скульптуру;

- какие материалы использует скульптор;

- посещаем Мраморную столовую, Белый зал, Греческую галерею;

- введение понятий: «скульптура», «скульптор», «круглая скульптура», «рельеф», «памятник», «бюст», «статичная и динамичная скульптура».

6. «Предметы роскошной необходимости — коллекция ДПИ в залах музея»

- что мы называем домом;

- каким должен быть дом;

- какие предметы окружают нас дома;

- красота и функциональное назначение различных «домашних» предметов;

- посещаем Парадные и выставочные залы;

- введение понятий: «декоративно-прикладное искусство», «ткачество», «художественное стекло», «художественная резьба».

7. «Музей под открытым небом»

- чем музей под открытым небом (парк) отличается от дворца-музея;

- почему мы называем наш парк «музеем»;

- что является экспонатами в данном музее;

- правила посещения парка;

- посещаем придворцовую часть парка;

- введение понятий: «парк», «паркостроитель», «сад», «хранитель парка», «садовник».

Второй год.

1. «В любимой царской резиденции»

- что такое «резиденция»;

- чем резиденция отличается от дома, дворца;

- Гатчинский дворец — любимый дом;

- работа и отдых императоров и их семей;

- посещаем Парадные и выставочные залы;

- введение понятий: «резиденция», «императорский дом».

2. «Рыцарь на Российском престоле»

- кто такие рыцари;

- где живут рыцари;

- основные рыцарские ордена;

- Мальтийский орден в Росии и в Гатчине;

- Павел Петрович — рыцарь Мальтийского ордена;

- посещаем галереи первого этажа, подземные помещения, Аванзал, Белый зал, Тронную императора Павла I;

- введение понятий: «рыцарь», «орден», «госпитальеры», «тамплиеры», «тевтонцы», «приор», «рыцарский орден».

3. «А раньше это было так? История предмета»

- жизнь «музейного предмета» и «экспоната»;

- история предмета (по выбору: люстры, комода, стола, камина и проч.);

- «паспорт» экспоната;

- музейный предмет и коллекция;

- посещаем парадные и выставочные залы;

- введение понятий: «экспонат», «паспорт экспоната», «подлинник», «копия».

4. «Детство в царском доме»

- ребенок 100 лет назад – как ему жилось;

- жизнь детей в императорской семье;

- воспитатели и учителя императорских детей;

- расписание и уроки у императорских детей;

- посещаем выставку «Личные комнаты семьи императора Александра III»;

- введение понятий: «великий князь», «великая княжна», «наследник престола», «несаревич», «наставник», «учитель», «педагог».

5. «Костюм на службе человеку, или человек на службе моде».

- что такое одежда и для чего она предназначена;

- почему мужчины и женщины одеваются по-разному;

- указы Петра I, связанные со светской жизнью и костюмом;

- как выглядел мужской и женский костюм XVIII – XIX веков, что в него входило;

- ткани для создания платья;

- посещаем Аванзал, Белый зал, Парадную опочивальню, третий этаж мраморной лестницы, Арсенальный зал, комнаты Детской гостиной;

- введение понятий: «костюм», «орденское платье», «придворное платье», «мундир», «фижмы», «панье», «кринолин», «корсет».

6. «О царство кухни, кто тебя не восхвалял...»

- что ели на Руси;

- европейская кухня в России в XVIII веке;

- парадные обеды, обеды в кругу семьи, чаепития;

- сервировка стола и застольный этикет конца XVIII – XIX веков;

- оформление стола: скатерти, салфетки, меню, украшения;

- посещаем Мраморную столовую, личные покои семьи императора Александра III, Арсенальный зал.

- введение понятий: «меню», «куверт».

7. «Коллекция оружия во дворце-музее»

- появление и назначение оружия;

- использование холодного оружия, рыцарские турниры;

- изобретение пороха, первое огнестрельное оружие;

- оружие для войны и охоты;

- посещаем Оружейную галерею;

- введение понятий: «оружие», «рыцарь», оружейный кабинет», «холодное и огнестрельное оружие», «порох», «пороховница»

8. «Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны»

- первые экскурсии в Гатчинском дворце;

- лето 1941 года;

- С.Н. Балаева и подвиг музейных сотрудников в годы Великой Отечественной войны;

- спасение музейных предметов;

- Гатчинский дворец в годы оккупации;

- освобождение Гатчины и пожар во дворце в январе 1944 года;

- посещаем вводную экспозицию, галерею первого этажа, Чесменскую галерею, Парадные залы;

- введение понятий: «хранитель», «эвакуация», «консервация», «реставрация», «реставратор», «оккупация».

Третий год.

Занятие на выбор:

1. «В шумящей зелени зеркала озер»

- «пейзажный» и «регулярный» парки;

- естественные и рукотворные водоемы;

- название парковых озер;

- растительный и животный мир водоемов в парке;

- прогулка к Карпину пруду, берегу Серебряного озера, берегу Белого озера;

- введение понятий: «паркостроитель», «ледниковое озеро», «рукотворный водоем».

2. «Павильоны Дворцового парка»

- назначение парковых построек (Адмиралтейство, Павильон Венеры, Березовый домик);

- архитектурные особенности и история создания парковых построек;

- посещаем павильон Венеры и Березовый домик;

- введение понятий: «павильон», «портал», «трельяж».

«На нас держится весь дом».

- домашняя прислуга;

- штатные и комнатные слуги;

- прислуга для каждого члена императорской семьи;

- какой должна быть прислуга XVIII – XIX века: образование и личные качества;

- посещение Парадных и выставочных залов, Арсенального зала;

- введение понятий: «прислуга», «горничная», «фрейлина», «истопник», «камердинер», «лакей», «камеристка», «кучер».

3. «Год Павла I в Гатчинском дворце» (путешествие по временной выставке)

- Павел Петрович и его время;

- Павел Петрович и его семья в Гатчинском дворце;

- Гатчина — модель государства;

- реформы Павла I;

- посещаем выставочные залы III этажа Главного корпуса;

4. «Растительный орнамент в интерьере»

- что такое орнамент и его история;

- история появления растительного орнамента;

- богиня Флора и жители ее царства, легенды о растениях;

- цветы в интерьерах дворца;

- значение цветов в жизни владельцев дворца;

- посещаем Аванзал, Белый зал, Парадную опочивальню, Овальный будуар, Туалетную.

- введение понятий: «орнамент», «Флора», «интерьер».

5. «Архив и библиотека музея»

- что такое «книга»;

- когда и как возникла книга;

- как создают книгу;

- какие книги читали императоры;

- современная библиотека в музее;

- что такое архив;

- как и какие документы попадают в архив;

- как документы хранятся в архиве;

- посещаем библиотеку и архив Гатчинского дворца;

- введение понятий: «библиотека», «архив», «книга», «документы».

6. «За кулисами парадной жизни»

- личные комнаты в Гатчинском дворце;

- как устроены личные покои императорской семьи конца XIX века;

- кого допускали в личные покои;

- личные занятия;

- посещаем выставочные залы Арсенального каре;

- введение понятий: «личные и парадные залы».

7. «Фонд живописи и фонд скульптуры»

- что такое фонд;

- что хранится в фонде;

- как в фонде найти нужный предмет;

- кто работает в фонде;

- посещаем фонды Скульптуры и Живописи;

- введение понятий: «хранитель фонда», «фонд», «хранилище».

8. «Если буду Императором хоть на один час, то покажу, что был того достоин!»

- третий сын императора Павла I;

- обучение и воспитание великого князя Николая Павловича;

- перестройка дворца под руководством Р.И. Кузьмина;

- семья императора Николая I в Гатчинском дворце;

- посещаем Арсенальный зал, личные покои императора Николая I в Арсенальном каре;

- введение понятий: «перестройка», «бризы», «карсельская лпампа», «лифт».

Занятие на выбор :

«В мире дворцовых легенд»

- что такое легенда;

- как появляются легенды;

- легенды о событиях, явлениях, предметах в Гатчинском дворце;

- посещаем Парадную лестницу, Аванзал, Мраморную столовую, Тронную Павла I, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, Малую Анфиладу, Тронную императрицы Марии Федоровны,

- введение понятий: «легенда», «миф».

«Н.А. Львов и его творение — Приоратский дворец».

- Приорат — один из интереснейших памятников русского зодчества;

- назначение дворца-замка;

- Приоратский парк и Черное озеро в сравнении с Дворцовым парком;

- Н.А. Львов и его технология землебитного строительства;

- посещаем Приоратский дворец и парк;

-введение понятий: «Приорат», «приор», «рыцарский орден», «землебит».

Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики

Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции и пожеланий руководителей групп.

Стоимость детского билета на занятие: 100 рублей.

Минимальное количество детей в группе 15 человек.

1 взрослый, сопровождающий группу, проходит по бесплатному билету.

Телефон отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96.



ФОТОГАЛЕРЕЯ

  • «Бриллиантник». Автор неизвестен. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Сердцеедка». Вика П. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Зевсоцвет» Автор неизвестен. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Охотница Диана». Никитина София. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Огненный цветок». Салпина Александра. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Северные искорки». Автор неизвестен. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Разноцветик». Ксения Осетрова. Гимназия имени К.Д.Ушинского 2 класс.
  • «Осень в Дворцовом парке». Автор неизвестен. 5 школа. 3е класс.
  • «Осень в Дворцовом парке». Кириллова Катя. 5 школа. 3е класс.
  • «Гусарский мундир». Автор неизвестен. Гимназия К.Д.Ушинского, 2 «б» класс.
  • «На службе у Петра Великого». Автор: Касноруцкий Иван. Гимназия К.Д.Ушинского, 2 «б» класс.
  • «Дамский костюм». Автор: Осетрова Ксения. Гимназия К.Д.Ушинского, 2 «б» класс.
  • «Волшебный цветок». Автор: Малыгина Даша. Школа № 5. 2 «е» класс.
  • «Радужная ромашка. Автор: Петрович Кирилл. Школа № 5. 2 «е» класс.
  • «Цветок «Стрела». Автор: Пивовар Евгений. Школа №5. 2 «е» класс.