Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 5 лет (каждый годичный курс состоит из 15 занятий).
В основе – поэтапное ознакомление с Гатчинскими дворцами-музеями, парками, архитектурой города. Программа предполагает неоднократное обращение к одному и тому же музейному предмету, прочтение его в различных контекстах. В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста.
Программа является основополагающей частью комплекса разрабатываемых многоуровневых программ, ориентированных на творческое взаимодействие музея и социума, позволит привлечь детско-юношескую аудиторию к уникальным памятникам культуры и искусства Гатчины, Санкт Петербурга и его окрестностей.
Гатчина - графская - императорская резиденция, уникальный город - музей с интересной, своеобразной историей.
Архитектура, памятники, скульптурное убранство, мосты, расположение улиц и домов, дворцы и парки вобрали в себя опыт и достижения многих поколений, с ними связаны имена людей, без которых немыслимо прошлое России - и знакомство с этим богатством вскользь, мимоходом не позволит по достоинству оценить окружающую красоту.
Музей можно рассматривать в качестве образовательной среды и пространства, аккумулирующих эстетический опыт человечества. Гатчинский дворец имеет возможность приобщить наших гатчинских детей к этому богатству.
Цели:
-
В условиях музейной среды развивать интерес детей к музеям, истории России и искусству.
-
Активизируя художественно-творческие способности детей, их интерес к постижению языка и истории изобразительного искусства, формировать умение выражать собственное отношение и давать оценку увиденному.
-
Приобщать детей к искусству во всем многообразии его содержательных характеристик. Духовное обогащение личности, приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям.
Основываясь на выдвигаемых целях, выделяются четыре блока задач:
1. Знакомство с историей Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, с историей семьи Романовых, нравами, бытом, интересами людей XVIII-XIX веков.
2. Знакомство с основами истории мирового искусства и музееведения.
3. Развитие художественных, творческих способностей детей.
4. Воспитание эстетической восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к эстетическим аспектам жизни и искусства. Создание у школьников необходимой основы культуры зрительского восприятия (духовное освоение и оценка художественных произведений). Воспитание понимания подлинных и мнимых ценностей.
Направления работы:
· изучение теоретических вопросов истории России, истории искусства, художественной культуры, музееведения;
· приобщение к самостоятельной художественной деятельности;
· творческое, художественное развитие;
· эстетическое воспитание.
В ходе работы учитываются психолого-педагогические особенности школьников разного возраста, например, совершенно очевидно, что для старших школьников интересен репродуктивный способ освоения знаний (работа с первоисточниками в фондах музея, где необходим поиск и анализ документов, формирование собственного мнения по данному вопросу).
Программа включает такие формы работы, как:
· занятия на постоянной экспозиции музея-заповедника. Занятия предполагают знакомство с подлинниками живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые представляют значительный по времени период в истории мирового искусства;
· занятия на тематических выставках, в том числе и временных выставках. Они затрагивают большой круг вопросов, не освещенных на постоянной экспозиции, поэтому дают возможность детально ознакомиться, например, с вопросами появления восточного фарфора, формированием уникальной коллекцией оружия и пр.;
· занятия в методических кабинетах. Не все темы, представленные в программе, могут быть раскрыты в залах, поэтому они предполагают использование аудио-визуальных средств обучения. Возможно также использование практических занятий по лепке и рисованию.
· прогулки вокруг Гатчинского дворца, по Дворцовому парку, городу, знакомство с другими музеями;
· введение игровых моментов;
· домашние практические задания по активизации эмоциональной памяти ребят, позволяющие оценить степень усвоения материала,
· организация выставок детских работ, круглых столов, конференций.
Продолжительность занятия: 60 минут, но по необходимости (в зависимости от возраста детской аудитории, темы занятия) занятие может быть продлено.
Количество занятий в течение учебного года определяется индивидуально с каждым учителем.
Большое количество занятий состоит из 2-х частей - теоретической и практической, проходящих на экспозиции и в методическом кабинете.
Стоимость 1 занятия: 100 руб.
Для уточнения деталей звоните: +7 (81371) 905 96 или пиите на почту deti@gatchinapalace.ru
Темы занятий по программе «Музей - детям»
(для школьников 1 — 5 классов)
в 2021 — 2022 учебном году
Первый год.
1. «Мы пришли в музей»
- для чего существует музей;
- что можно увидеть в музее;
- какие музеи бывают;
- кто встречает нас в музее;
- как вести себя в музее;
- посещаем Вводную экспозицию, Парадную лестницу, парадные залы: Аванзал, Белый зал, Мраморную столовую;
- введение понятий: «музей», «Музы», «парадные залы», «коллекция», «подлинник», «копия», «смотритель», «экскурсант и экскурсовод».
2. «Парадная жизнь императорской резиденции»
- где, в каких залах могла жить, работать и развлекать себя и гостей семья императора Павла I;
- торжественные обеды и балы;
- посещаем Парадную лестницу, Белый зал, Верхнюю Тронную Павла I, Тронную императрицы Марии Федоровны, Греческую галерею;
- введение понятий: «резиденция», «торжественный обед», «бал», «прием», «аудиенция», «парадный выход», «церемониймейстер».
3. «Рождества крылатый дух озаряет небеса»
- традиции празднования Рождества в Европе и России в XVIII-XIX веках;
- празднование Рождества в императорской семье;
- рождественское дерево и его история;
- рождественские украшения и подарки в России;
- почему мы сейчас иначе празднуем Рождество;
- посещаем Белый зал, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, Овальный будуар, выставку «Семья императора Александра III» , Арсенальный зал, Мраморную лестницу;
- введение понятий: «Рождество», «Сочельник», «картонаж».
4. «Что такое «картина»?»
- где можно увидеть картину;
- кто создает картины;
- что изображается на картине;
- картина и рама;
- краски и кисти;
- композиция картины;
- посещаем Аванзал, Белый зал, Тронную императрицы Марии Федоровны;
- введение понятий: «картина», «художник», «композиция», «рама», «подрамник», «холст», «масло», «минеральные и растительные краски», «основные и дополнительные цвета» .
5. «Легкой кисти взмах. Жанры живописи»
- что такое жанр живописи;
- основные жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, баталия, бытовой жанр и др.;
- бытовой жанр как предшественник фотографии;
- посещаем Тронную императрицы Марии Федоровны, Греческую галерею, Арсенальный зал;
«Что такое «скульптура»?».
- о чем рассказывает скульптура;
- какая бывает скульптура;
- кто создает скульптуру;
- какие материалы использует скульптор;
- посещаем Мраморную столовую, Белый зал, Греческую галерею;
- введение понятий: «скульптура», «скульптор», «круглая скульптура», «рельеф», «памятник», «бюст», «статичная и динамичная скульптура».
6. «Предметы роскошной необходимости — коллекция ДПИ в залах музея»
- что мы называем домом;
- каким должен быть дом;
- какие предметы окружают нас дома;
- красота и функциональное назначение различных «домашних» предметов;
- посещаем Парадные и выставочные залы;
- введение понятий: «декоративно-прикладное искусство», «ткачество», «художественное стекло», «художественная резьба».
7. «Музей под открытым небом»
- чем музей под открытым небом (парк) отличается от дворца-музея;
- почему мы называем наш парк «музеем»;
- что является экспонатами в данном музее;
- правила посещения парка;
- посещаем придворцовую часть парка;
- введение понятий: «парк», «паркостроитель», «сад», «хранитель парка», «садовник».
Второй год.
1. «В любимой царской резиденции»
- что такое «резиденция»;
- чем резиденция отличается от дома, дворца;
- Гатчинский дворец — любимый дом;
- работа и отдых императоров и их семей;
- посещаем Парадные и выставочные залы;
- введение понятий: «резиденция», «императорский дом».
2. «Рыцарь на Российском престоле»
- кто такие рыцари;
- где живут рыцари;
- основные рыцарские ордена;
- Мальтийский орден в Росии и в Гатчине;
- Павел Петрович — рыцарь Мальтийского ордена;
- посещаем галереи первого этажа, подземные помещения, Аванзал, Белый зал, Тронную императора Павла I;
- введение понятий: «рыцарь», «орден», «госпитальеры», «тамплиеры», «тевтонцы», «приор», «рыцарский орден».
3. «А раньше это было так? История предмета»
- жизнь «музейного предмета» и «экспоната»;
- история предмета (по выбору: люстры, комода, стола, камина и проч.);
- «паспорт» экспоната;
- музейный предмет и коллекция;
- посещаем парадные и выставочные залы;
- введение понятий: «экспонат», «паспорт экспоната», «подлинник», «копия».
4. «Детство в царском доме»
- ребенок 100 лет назад – как ему жилось;
- жизнь детей в императорской семье;
- воспитатели и учителя императорских детей;
- расписание и уроки у императорских детей;
- посещаем выставку «Личные комнаты семьи императора Александра III»;
- введение понятий: «великий князь», «великая княжна», «наследник престола», «несаревич», «наставник», «учитель», «педагог».
5. «Костюм на службе человеку, или человек на службе моде».
- что такое одежда и для чего она предназначена;
- почему мужчины и женщины одеваются по-разному;
- указы Петра I, связанные со светской жизнью и костюмом;
- как выглядел мужской и женский костюм XVIII – XIX веков, что в него входило;
- ткани для создания платья;
- посещаем Аванзал, Белый зал, Парадную опочивальню, третий этаж мраморной лестницы, Арсенальный зал, комнаты Детской гостиной;
- введение понятий: «костюм», «орденское платье», «придворное платье», «мундир», «фижмы», «панье», «кринолин», «корсет».
6. «О царство кухни, кто тебя не восхвалял...»
- что ели на Руси;
- европейская кухня в России в XVIII веке;
- парадные обеды, обеды в кругу семьи, чаепития;
- сервировка стола и застольный этикет конца XVIII – XIX веков;
- оформление стола: скатерти, салфетки, меню, украшения;
- посещаем Мраморную столовую, личные покои семьи императора Александра III, Арсенальный зал.
- введение понятий: «меню», «куверт».
7. «Коллекция оружия во дворце-музее»
- появление и назначение оружия;
- использование холодного оружия, рыцарские турниры;
- изобретение пороха, первое огнестрельное оружие;
- оружие для войны и охоты;
- посещаем Оружейную галерею;
- введение понятий: «оружие», «рыцарь», оружейный кабинет», «холодное и огнестрельное оружие», «порох», «пороховница»
8. «Гатчинский дворец в годы Великой Отечественной войны»
- первые экскурсии в Гатчинском дворце;
- лето 1941 года;
- С.Н. Балаева и подвиг музейных сотрудников в годы Великой Отечественной войны;
- спасение музейных предметов;
- Гатчинский дворец в годы оккупации;
- освобождение Гатчины и пожар во дворце в январе 1944 года;
- посещаем вводную экспозицию, галерею первого этажа, Чесменскую галерею, Парадные залы;
- введение понятий: «хранитель», «эвакуация», «консервация», «реставрация», «реставратор», «оккупация».
Третий год.
Занятие на выбор:
1. «В шумящей зелени зеркала озер»
- «пейзажный» и «регулярный» парки;
- естественные и рукотворные водоемы;
- название парковых озер;
- растительный и животный мир водоемов в парке;
- прогулка к Карпину пруду, берегу Серебряного озера, берегу Белого озера;
- введение понятий: «паркостроитель», «ледниковое озеро», «рукотворный водоем».
2. «Павильоны Дворцового парка»
- назначение парковых построек (Адмиралтейство, Павильон Венеры, Березовый домик);
- архитектурные особенности и история создания парковых построек;
- посещаем павильон Венеры и Березовый домик;
- введение понятий: «павильон», «портал», «трельяж».
«На нас держится весь дом».
- домашняя прислуга;
- штатные и комнатные слуги;
- прислуга для каждого члена императорской семьи;
- какой должна быть прислуга XVIII – XIX века: образование и личные качества;
- посещение Парадных и выставочных залов, Арсенального зала;
- введение понятий: «прислуга», «горничная», «фрейлина», «истопник», «камердинер», «лакей», «камеристка», «кучер».
3. «Год Павла I в Гатчинском дворце» (путешествие по временной выставке)
- Павел Петрович и его время;
- Павел Петрович и его семья в Гатчинском дворце;
- Гатчина — модель государства;
- реформы Павла I;
- посещаем выставочные залы III этажа Главного корпуса;
4. «Растительный орнамент в интерьере»
- что такое орнамент и его история;
- история появления растительного орнамента;
- богиня Флора и жители ее царства, легенды о растениях;
- цветы в интерьерах дворца;
- значение цветов в жизни владельцев дворца;
- посещаем Аванзал, Белый зал, Парадную опочивальню, Овальный будуар, Туалетную.
- введение понятий: «орнамент», «Флора», «интерьер».
5. «Архив и библиотека музея»
- что такое «книга»;
- когда и как возникла книга;
- как создают книгу;
- какие книги читали императоры;
- современная библиотека в музее;
- что такое архив;
- как и какие документы попадают в архив;
- как документы хранятся в архиве;
- посещаем библиотеку и архив Гатчинского дворца;
- введение понятий: «библиотека», «архив», «книга», «документы».
6. «За кулисами парадной жизни»
- личные комнаты в Гатчинском дворце;
- как устроены личные покои императорской семьи конца XIX века;
- кого допускали в личные покои;
- личные занятия;
- посещаем выставочные залы Арсенального каре;
- введение понятий: «личные и парадные залы».
7. «Фонд живописи и фонд скульптуры»
- что такое фонд;
- что хранится в фонде;
- как в фонде найти нужный предмет;
- кто работает в фонде;
- посещаем фонды Скульптуры и Живописи;
- введение понятий: «хранитель фонда», «фонд», «хранилище».
8. «Если буду Императором хоть на один час, то покажу, что был того достоин!»
- третий сын императора Павла I;
- обучение и воспитание великого князя Николая Павловича;
- перестройка дворца под руководством Р.И. Кузьмина;
- семья императора Николая I в Гатчинском дворце;
- посещаем Арсенальный зал, личные покои императора Николая I в Арсенальном каре;
- введение понятий: «перестройка», «бризы», «карсельская лпампа», «лифт».
Занятие на выбор :
«В мире дворцовых легенд»
- что такое легенда;
- как появляются легенды;
- легенды о событиях, явлениях, предметах в Гатчинском дворце;
- посещаем Парадную лестницу, Аванзал, Мраморную столовую, Тронную Павла I, Малиновую гостиную, Парадную опочивальню, Малую Анфиладу, Тронную императрицы Марии Федоровны,
- введение понятий: «легенда», «миф».
«Н.А. Львов и его творение — Приоратский дворец».
- Приорат — один из интереснейших памятников русского зодчества;
- назначение дворца-замка;
- Приоратский парк и Черное озеро в сравнении с Дворцовым парком;
- Н.А. Львов и его технология землебитного строительства;
- посещаем Приоратский дворец и парк;
-введение понятий: «Приорат», «приор», «рыцарский орден», «землебит».
Программа подготовлена сотрудниками отдела музейной педагогики
Внимание! Последовательность тем занятий может меняться в зависимости от изменений на экспозиции и пожеланий руководителей групп.
Стоимость детского билета на занятие: 150 рублей.
Минимальное количество детей в группе 15 человек.
1 взрослый, сопровождающий группу, проходит по бесплатному билету.
Телефон отдела музейной педагогики: 8 (813 71) 905-96