Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Акварели и рисунки

Коллекция акварелей и рисунков Государственного музея-заповедника «Гатчина» в настоящее время насчитывает 501 предмет. До Великой Отечественной войны это собрание было значительно больше и включало около полутора тысяч произведений: портретов, пейзажей, изображений военных форм, жанровых, батальных и охотничьих сцен.

Многие из этих графических листов были созданы такими известными художниками, как О. Верне, Ж.-Ф. Виолье, М. Н. Воробьев, Э. П. Гау, М. Зичи, И. Мейер, И. Я. Меттенляйтер,  В. Д. Поленов, Л. Премацци, В. С. Садовников, А. И. Шарлемань, К. А. Ухтомский. 1095 рисунков и акварелей довоенной коллекции Гатчинского дворца в настоящее время находится в других музеях. Только 300 произведений из исторического собрания хранятся в Гатчинском дворце. В 1980-е и 1990-е годы гатчинская коллекция акварелей и рисунков значительно пополнилась за счет работ современных художников. В этот же период в Гатчинский дворец поступило несколько портретов и пейзажей, созданных в XVIII, XIX веках и первой половине XX века. Среди авторов этих работ можно упомянуть К. Е. Маковского, А. Я. Головина, Н. Е. Лансере.  
Скрыть полное описание
Читать далее

  • Вид Дворцового парка в Гатчине
  • Вид форта Сокоа
  • Полтава
  • Ворота в Александро-Невскую лавру
  • Вид на Гатчинский дворец
  • Малиновая гостиная в Гатчинском дворце
  • Китайская галерея в Гатчинском дворце
  • Проект театра в новом корпусе Гатчинского дворца
  • Фасад и план Турецкой палатки
  • Вид на дворец со стороны Длинного острова
Лансере Н. Е. Вид Дворцового парка в Гатчине. 1924 г.
Бумага, карандаш, гуашь. 19,2х26 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-310-XI.


Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) — известный петербургский архитектор, график, историк архитектуры, член художественного объединения «Мир искусства». Рисунок с видом гатчинского парка он подарил хранителю Гатчинского дворца Серафиме Николаевне Балаевой. В правом нижнем углу листа сохранилась надпись: «На добрую память славной Серафиме Николаевне от Н. Лансере 15/VI 1924». На переднем плане рисунка справа изображены склонившиеся к воде длинные ветви парковых деревьев. За ними видна Большая терраса-пристань. Она была возведена по проекту В. Бренны в 1792-1795 годах. Монолитная стена террасы, облицованная блоками пудостского камня, завершается балюстрадой, украшенной вазами и статуями. Мраморные фигуры — «Живопись», «Скульптура», «Архитектура» и «Математика», установленные на балюстраде, были выполнены скульптором Бернарди Торрето. К воде с обеих сторон подпорной стены спускаются лестницы. За террасой видны пышные зеленые кроны парковых деревьев. Слева — акватория Белого озера.
Жибер Э. И. Вид форта Сокоа. 1889 г.
Бумага, карандаш. 23,5х35 см. Из Альбома чертежей и рисунков архитектора Э. И. Жибера.
ГМЗ «Гатчина», ВХ-465.


Рисунок выполнен Эрнестом Ивановичем Жибером, известным архитектором и общественным деятелем второй половины XIX века. Изображение форта Сокоа относится к группе рисунков, посвященных французскому курорту Биаррицу, где Э. И. Жибер, вероятно, проводил лето 1889 года, и окрестностям этого города. Недалеко от Биаррица у берега Бискайского залива Атлантического океана находится форт Сокоа (Le Fort de Socoa), изображенный архитектором на одном из листов путевого альбома. На переднем плане рисунка — берег залива и фрагмент набережной с парапетом. От набережной к расположенному в заливе скалистому острову ведет дорога, устроенная по верху волнолома. На острове видны сооружения форта Сокоа, обнесенные крепостными стенами. Форт Сокоа начали возводить в 1627 году для защиты побережья от испанских войск. Работы еще не были окончены, когда испанцы захватили строящуюся крепость. После возвращения Сокоа французам фортификационные работы проводились под руководством С. Вобана, посетившего крепость в 1680 году. При Вобане форт приобрел тот облик, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени. Романтический образ старинной крепости представлен Жибером на фоне тревожного, затянутого тучами неба.
Шарлемань А. Е. Полтава. 1883 г.
Бумага, акварель, белила. В свету — 31,4х50 см.; в оригинальном паспарту — 47,2х65 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-177-ХI.


Адольф Иосифович Шарлемань (1826-1901) — баталический, исторический и жанровый живописец, академик, профессор Императорской академии художеств. Шарлемань создал несколько полотен, запечатлевших важные моменты военной истории России. Акварель «Полтава» посвящена крупнейшему сражению Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Сражение состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава. Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России. На акварели А. И. Шарлеманя изображен один из кульминационных моментов сражения. Во время рукопашной схватки правое крыло шведской пехоты атаковало левый фланг русской армии, и под натиском шведов первая линия русских войск стала отступать. Заметив это, Петр I во главе 2-го батальона Новгородского полка бросился в опасное место. Прибытие царя восстановило порядок на левом фланге. В центре листа — уверенная фигура Петра, увлекающая за собой стремительные ряды пехотинцев. В левой части листа изображены беспорядочно отступающие с поля боя солдаты первой линии русских войск. Динамичная композиция, насыщенное цветовое решение, мастерское изображение движущихся в разном направлении фигур военных характерны для многих акварельных работ художника.
Садовников В. С. Ворота в Александро-Невскую лавру. 1840 г.
Бумага, акварель, белила. 22,5х18 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-266-XI.


Василий Семенович Садовников (1800-1879) — известный художник, автор многочисленных изображений Петербурга и его окрестностей. До Великой Отечественной войны в Гатчинском дворце находилось 20 работ художника, в настоящее время — только одна акварель, остальные находятся в других музеях. Расцвет творчества Садовникова приходится на середину 1830-х — конец 1840-х годов. Как раз к этому периоду относится лист с видом Александро-Невской лавры из гатчинского собрания. Акварель отличает тщательная проработка деталей и гармоничное цветовое решение. В проеме ворот видна ограда Лазаревского кладбища, а вдали — выразительный силуэт Благовещенской церкви. Документальная точность в изображении построек и особенностей ландшафта сочетается у художника с интересом к передаче повседневной жизни монастыря. На листе видны многочисленные прописанные с ювелирным мастерством фигуры священнослужителей и прихожан.
Попов А. А. Вид на Гатчинский дворец. 1859 г.
Бумага, акварель, карандаш. 17,7х28,4 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-172-ХI.


На акварели художника Андрея Андреевича Попова виден Гатчинский дворец, перестроенный по проекту Р. И. Кузьмина незадолго до создания этого листа. Выполненная почти в миниатюрной технике, акварель точно передает облик здания середины XIX века. По поручению императора Николая I Р. И. Кузьмин полностью разобрал боковые каре и возвел на старых фундаментах новые корпуса. Перестраивая каре дворца, Кузьмин стремился достичь их архитектурного единства с центральной частью здания. Архитектор уравнял высоту боковых корпусов с высотой полуциркульных крыльев и ввел в композицию здания два ребристых купола (над угловыми башнями каре, примыкающими к полуциркулям). Кузьмин декорировал фасады Арсенального и Кухонного каре поэтажным ордером, следуя в этом А. Ринальди, украсившему центральный корпус здания поэтажными пилястрами. Наружные фасады каре облицевали парицкой плитой, цоколи — гранитом. Над центральным корпусом были повышены на один ярус Сигнальная и Часовая башни. На акварели Попова дворец и площадь, перестроенная в это же время, предстают цельным и монолитным ансамблем.
Премацци Л. Малиновая гостиная в Гатчинском дворце. 1872 г.
Бумага, акварель, белила. 36х44 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-490-XI.


Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (1814-1891) — академик перспективной живописи, профессор Императорской академии художеств и один из организаторов Общества русских акварелистов. В 1870-е годы он создал два изображения интерьеров Гатчинского дворца. Представленная на акварели Малиновая гостиная появилась в Гатчинском дворце в 1790-е годы и сохраняла свой первоначальный облик без существенных изменений до начала Великой Отечественной войны. Интерьер был оформлен по проекту В. Бренны. Гостиная получила свое название по цвету обивки размещенной в ней мебели и по цвету фонов трех гобеленов, украшавших этот интерьер. Гобелены из известной серии «Дон Кихот» были вытканы в конце 1770-х годов на Королевской мануфактуре гобеленов во Франции. Замечательные золоченые резные и лепные орнаменты на стенах и потолке гостиной придают особую торжественность и парадность этому интерьеру.
Гау Э. П. Китайская галерея в Гатчинском дворце. 1876 г.
Бумага, акварель, белила. 44,2х29 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-409-ХI.


Эдуард Петрович Гау (1807-1887) — известный художник-акварелист, академик перспективной живописи. С 1862 по 1880 годы он создал 59 изображений интерьеров Гатчинского дворца. Акварели Э. П. Гау — замечательные произведения искусства и в то же время ценные исторические документы. Они сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации сильно пострадавшего в годы Великой Отечественной войны дворца. Изображенная на акварели Китайская галерея появилась в Гатчинском дворце в 1850-е годы, во время перестройки здания по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Г-образная в плане галерея, изящно оформленная в неоготическом стиле, охватывала по периметру две стороны Арсенального каре и выходила окнами во внутренний двор. Вытянутое в длину помещение было разделено на секции пучками тонких готических колонн с опирающимися на них ажурными готическими арками. В окна вставили цветные стекла. В Китайской галерее экспонировалась коллекция произведений китайских и японских мастеров, включавшая около 4000 экспонатов. Р. И. Кузьмин сам участвовал в отборе дальневосточных предметов, которые должны были украсить этот интерьер.
Неизвестный архитектор. Проект театра в новом корпусе Гатчинского дворца из «Атласа обер–амтов Гатчины и Новосквориц…». Конец 1790-х годов.
Бумага, перо, кисть, тушь, акварель; 94,5х62,2 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-99-XI.


«Атлас обер-амтов Гатчины и Новосквориц с принадлежащими к ним унтерамтами, отдельными слободами и деревнями…» в литературе иногда называется «2-м Кушелевским альбом». Атлас был создан при императоре Павле I. Он содержит неосуществленные проекты развития дворцово-паркового ансамбля и города Гатчины. Чертежи поражают размахом задуманных императором преобразований. В 1790-е годы Павел I планировал построить в Гатчине много грандиозных зданий, устроить новые регулярные сады и значительно расширить город. В альбоме содержатся проекты картинной галереи, нового корпуса дворца с большим театром, каскадов, каналов и павильонов. К сожалению, большинство из этих замыслов не было осуществлено. На листе с проектом театра представлен фасад и разрезы грандиозного здания, украшенного многочисленными лепными деталями и статуями. Это здание должно было входить в новый корпус Гатчинского дворца, который предполагалось устроить на месте Липового сада.
Сергеев Г. С. (?). Фасад и план Турецкой палатки. 1798 г.
Из «Атласа Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями. Равно города и полей».
Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 48 х 62,5 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-33-XI.


На листе представлены фасад Турецкой палатки и план участка, на котором она располагалась. Турецкая палатка была возведена в 1790-е годы вблизи Кухонного каре Гатчинского дворца. Она была сделана из дерева в виде восточного шатра. Перед Турецкой палаткой находился регулярно распланированный участок парка с качелями. В этом районе при Павле I устраивали праздники, создавали иллюминации. Вечером на площадке перед палаткой иногда зажигали полторы тысячи разноцветных фонариков. Турецкая палатка просуществовала в своем первоначальном облике до 1854 года, когда этот павильон разобрали и возвели на его месте деревянную трельяжную беседку, повторившую план и очертания палатки. До настоящего времени постройка не сохранилась.
Сергеев Г. С. Вид на дворец со стороны Длинного острова. 1798 г.
Из «Атласа Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями. Равно города и полей».
Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 48х62,5 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-7-XI.


«Атлас Гатчинскому дворцу …» включает 49 листов с акварелями и проектами. В литературе атлас иногда называется «1-м Кушелевским альбомом», так как на титульном листе — подпись «Адмирал Кушелев». Граф Г. Г. Кушелев (1754-1833), один из ближайших сподвижников Павла I, был учредителем и руководителем Собственного Его Величества депо карт. В обязанность сотрудников депо входило собирание, приведение к единообразию и издание разнообразных карт и атласов Российской империи и других государств. Вероятно, Кушелев руководил созданием гатчинского атласа. В начале Атласа размещено 7 листов с видами гатчинского Дворцового парка, выполненными сотрудником Депо карт художником-топографом Гавриилом Сергеевичем Сергеевым в 1798 году. Яркие красочные изображения Гатчинского парка, созданные художником, отличает точность и внимание к деталям. На акварели «Вид на дворец со стороны Длинного острова» слева на переднем плане изображен Павильон Орла, называвшийся в конце XVIII века Темплем. На противоположном берегу Белого озера виден Чесменский обелиск, одно из самых ранних парковых сооружений.