Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Чертежи

Государственный музей-заповедник «Гатчина» располагает значительной коллекцией чертежей (1234 единицы). В годы Великой отечественной войны коллекция, эвакуированная в Сарапул, не пострадала. С 1946 по конец 1980-х годов шло постепенное возвращение чертежей в Гатчинский дворец. В настоящее время только семь предметов находятся в других музеях. Собрание чертежей Гатчинского дворца имеет большую художественную и историческую ценность.

Некоторые листы выполнены такими известными архитекторами, как С. ван Звитен, Ф. Б. Растрелли, В. Бренна, Н. А. Львов, Дж. Кваренги, Ф. И. Демерцов, А. Д. Захаров, Р. И. Кузьмин, А.И. Штакеншнейдер, Н. В. Дмитриев. Большую часть коллекции составляют чертежи, связанные с историей Гатчины. Однако в собрании представлены также графические материалы, отражающие архитектурную историю других царских резиденций и дворянских усадеб. Это проекты и обмеры парковых планировок и сооружений в Дальних Дубках, Итальянском и Летнем садах, Ропше, Ораниенбауме, Павловске, Екатерингофе, Риге, Красном Селе, Надеждинском парке А. Б. Куракина, Никольском-Черенчицах Н. А. Львова. Ряд чертежей связан с проектированием Зимних дворцов в Петербурге.
Скрыть полное описание
Читать далее

  • План, разрез Амфитеатра.
  • План, разрез, фасад Павильона Венеры.
  • Белый зал Гатчинского дворца.
  • Фасад Арсенального каре...
  • Проект семи банкетных столов.
  • Проект зданий гофмаршальский части в Гатчине.
  • Генеральный план Гатчинского парка и части Зверинца.
  • Проект Георгиевского зала.
  • Аксонометрический план крепости Ингербург...
  • Проект фасадов монастыря Св. Харлампия.
Байков А.М. План, разрез Амфитеатра. Обмер. 1848 г. Бумага, перо, кисть, тушь, карандаш, акварель. 42х31 см. (Инв. № ГДМ-85-XII).

Алексей Михайлович Байков (1790 – 1854 гг.) с 1813 года и до своей смерти занимал должность архитектора Гатчинского городового правления. В 1848 году он разработал проект реставрации Амфитеатра, построенного еще при Павле I в 1797 году. Амфитеатр представлял собой арену, обнесенную высоким земляным валом, прорезанным проездами. Возможно, он предназначался для придворных «каруселей», костюмированных спортивных состязаний. К 1840-м годам  Амфитеатр обветшал, каменные подпорные стены в проходах просели, развалились, ярусы с местами для зрителей, идущие по кругу поля, частично заросли. Восстановление этого необычного сооружения обошлось городовому правлению в 2000 рублей.
Дмитриев Н.В. План, разрез, фасад Павильона Венеры. 1887 г. Бумага, тушь, акварель. 32х107см. (Инв. № ГДМ-99-XII). Фрагмент обмерного чертежа.  

Николай Всеволодович Дмитриев (1856-1918 гг.), известный петербургский зодчий, с 1885 по 1903 годы занимал должность архитектора Гатчинского дворцового управления и  города Гатчины. Он руководил всеми ремонтными и реставрационными работами в гатчинских парках. Павильон Венеры, представленный на обмерном чертеже, был возведен на острове Любви в 1792-1793 годах. При разработке плана острова и проекта павильона были использованы чертежи Острова Любви и Павильона Венеры французского дворцово-паркового ансамбля Шантийи.
Кузьмин Р.И. Белый зал Гатчинского дворца. Обмер. Разрезы. 1854 (?) г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 43х64,3 см. (Инв. № ГДМ-182-XII).

Фрагмент чертежа. В марте 1853 года, после перестройки боковых корпусов Гатчинского дворца, Николай I распорядился приступить к работе по «исправлению главного корпуса дворца с полуциркулями». В феврале 1854 года архитектор Роман Иванович Кузьмин представил управляющему Гатчинским дворцовым правлением составленные им по распоряжению Николая I обмерные чертежи парадных залов Центрального корпуса. К ремонту приступили только в 1855 году. Фактически все работы были закончены в 1858 году. Белый зал – самое большое помещение Центрального корпуса Гатчинского дворца. Он сохранил отделку второй половины XVIII века, созданную по проекту А. Ринальди. При ремонте 1850-х годов  стены зала заново оштукатурили и окрасили, расчистили лепные украшения и наличники искусственного мрамора, а также починили камин.
Кузьмин Р.И. Фасад Арсенального каре со стороны Екатеринвердерского проспекта. 1847 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 44,4х64,2 см. (Инв. № ГДМ-234-XII).

Роман Иванович Кузьмин (1811 – 1867 гг.), талантливый русский зодчий, был автором проекта последней перестройки Гатчинского дворца. Николай I поручил Р.И. Кузьмину перестроить боковые каре дворца и создать в них апартаменты, предназначавшиеся для императора, императрицы, членов императорской семьи и их свиты, а также многочисленные служебные помещения. Старые корпуса были разобраны, на их месте Кузьмин создал новые каре. Высота боковых корпусов была увеличена архитектором, пропорции здания стали монументальнее. Все работы во дворце, включая ремонт Центрального корпуса, продолжались с 1845 по 1858 годы. На чертеже изображен главный фасад Арсенального каре со стороны Екатеринвердерского (ныне Красноармейского) проспекта. В центре фасада - арка, ведущая во внутренний двор, где при Николае I находился главный вход во дворец.
Растрелли Ф. Б. Проект семи банкетных столов. Сер. XVIII в. Бумага,  перо, кисть, тушь, акварель. 78,5 х 36,5 см. (Инв. № ГДМ-405-XII).

Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771 гг.) - выдающийся архитектор эпохи барокко. Он не только проектировал и возводил дворцы, соборы и парковые павильоны, но также занимался оформлением торжеств при императорском дворе. Большое внимание в середине XVIII века уделялось расположению, форме и украшению банкетных столов. В Гатчинском дворце сохранилось 12 чертежей с проектами банкетных столов разнообразных форм и размеров. На представленном чертеже показано расположение семи столов в одном зале. В левой части листа – стол самой императрицы. Центральная часть этого стола находится на возвышении перед троном, к ней ведут четыре ступени лестницы. По всему периметру столов точками обозначены «куверты», то есть приборы, предназначенные для каждого из гостей. По количеству кувертов можно определить число приглашенных к трапезе. На листе справа – подпись архитектора: «De Rastrelli».
Неизвестный автор. Проект зданий гофмаршальский части в Гатчине (Екатеринвердер). Вторая половина 1790-х гг. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 98х56,5 см. (Инв. № ГДМ-419-XII).

Чертеж представляет собой проект грандиозного комплекса зданий для служб гофмаршальской части возле Гатчинского дворца. В 1798 году архитектор В. Бренна предложил  возвести вдоль дороги на Кипень одиннадцать примыкающих друг к другу и объединенных внутри единым коридором трехэтажных домов для размещения «поварни, мундшенской, кофишенской, тафельдекарской, кондитерской, французской поварни …» и других служебных помещений гофмаршальского ведомства. Облик зданий, фасады которых представлены на чертеже, был характерен для Гатчины павловского времени. Своим архаичным видом они напоминали французские постройки конца  XVII – первой половины XVIII веков. Комплекс должен был примыкать к построенной еще в 1796 году Екатеринвердерской башне, которую предполагалось  соединить с башней кухонного каре Гатчинского дворца воротами в форме триумфальной арки. Прообразом ворот послужил въезд в манеж во французском имении Шантийи, построенный по проекту архитектора Жана Обера в 1719-1749 годах. Так же, как и другие проекты Екатеринвердера, этот замысел не получил осуществления.
Неизвестный автор. Генеральный план Гатчинского парка и части Зверинца. Вторая половина 1780-х – до 1793 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель.  50х63,5 см. (Инв. № ГДМ-14-XII).

План демонстрирует неосуществленную идею разместить новый ансамбль сооружений на центральной оси Гатчинского дворца, у которого предполагалось разобрать два боковых флигеля. Чертеж выполнен под влиянием планировки французского имения Шантийи. На оси Гатчинского дворца показан план одного из ранних проектов Михайловского замка.
Кваренги Д. Проект Георгиевского зала. Поперечный разрез с видом на тронное место. 1790 – е гг. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 64, 7х96,7.(Инв. № ГДМ-1202-XII).

Джакомо Кваренги (1744 – 1817 гг.) – выдающийся архитектор эпохи классицизма. В 1787 – 1795 годах по его проекту был создан новый корпус с восточной стороны Зимнего дворца. В верхнем этаже здания располагались два парадных зала: Большой тронный (Георгиевский) и зал Аполлона. Поперечный разрез Георгиевского зала представлен на гатчинском чертеже. Другой вариант этого проекта хранится в Государственном Эрмитаже (Ор-13628). Торжественное открытие Большого тронного зала состоялось в день св. Георгия  26 ноября 1795 года. В 1837 году Георгиевский зал был уничтожен пожаром. Восстановительные работы осуществлялись по проекту В.П. Стасова.
Неизвестный автор. Аксонометрический план крепости Ингербург в Гатчине. Начало 1790-х годов. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 62х95см. (Инв.№ГДМ-1138-XII).

На чертеже представлен один из ранних проектов Ингербурга, самостоятельного поселения на въезде в Гатчину со стороны Петербурга.  От этого проекта в дальнейшем отказались, и был утвержден другой план  крепости (копия плана парижской Королевской мануфактуры гобеленов). Ингербург строился с 1794 по 1801 год. В процессе строительства этого комплекса отказались от устройства крепостного вала, рва, равелинов, гласиса. Были возведены только казармы, частные дома и общественные постройки. Впоследствии ингербургские казармы снесли, и сейчас на их месте находятся корпуса, построенные И. К. Клодницким в 1878 - 1891 годах для размещения 23-ей артиллерийской бригады.
Захаров А.Д. Проект фасадов монастыря Св. Харлампия. 1800 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 47,4 х 61,5 см. (Инв. № ГДМ-393-XII).

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), известный петербургский зодчий, в 1799 – 1801 годах занимал пост архитектора Гатчинского городового правления. В 1800 году Захаров разработал необычный проект монастыря Св. Харлампия, который предполагалось построить на окраине парка Сильвия. Сооружение на проекте напоминает средневековый западноевропейский монастырь с мощными контрфорсами и колокольней над домовой церковью. На колокольне и над дверным проемом помещен мальтийский крест. Вероятно, монастырь предназначался для кавалеров Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского.  9 ноября 1800 года император Павел I издал указ о возведении этого монастыря.  Вскоре заложили фундамент и начали подвозить материал к строительной площадке, но со смертью Павла I все работы прекратились.