Скульптура
Гатчинская коллекция скульптуры до войны была разнообразна по своему составу и обладала целым рядом первоклассных произведений. Временные рамки коллекции вмещали как произведения античности I-III вв., так и скульптуру нового времени — XVII - нач. XX вв.
Собрание было представлено разнообразными стилистическими направлениями: от барокко до модерна, а также обширной географией — Италия, Франция, Германия, Ирландия, Китай, Россия. В коллекцию входили вещи из поделочных камней: мрамора, гранита, порфира, яшмы, нефрита, агальматолита, серпентина и др.
Во время войны часть коллекции погибла, но основная часть уцелела. Однако часть уцелевшего собрания до сих пор хранится в других музеях, в частности в ГМЗ «Павловск».
- Портрет герцогини С.-Д. Вюртембергской
- Портрет Генриха IV
- Портрет императора Каракаллы
- Портрет великой княгини Марии Федоровны
- Портрет Екатерины II
- Рельеф «Женский портрет»
- Портрет Вел. кн. Павла Петровича
- Портрет испанского короля Филиппа III
- Портрет герцога Ф.-Е. Вюртембергского
- Портрет герцога Сюлли
Й.-Х.фон Даннекер. Портрет герцогини С.-Д. Вюртембергской Германия. XVIII в. Бюст. Мрамор. Выс.-83 см. ГДМ-48-VIII.
Это посмертное изображение матери Марии Федоровны. Готовый мрамор был выслан в Россию весною 1800 года. В Гатчинский дворец скульптурные портреты герцога и герцогини Вюртембергских попадают по завещанию Марии Федоровны в начале 30-х годов XIX в. Их размещают в Зеленом кабинете императрицы в Арсенальном каре. После перестройки Арсенального каре при Николае I, бюсты были перенесены в Башенный кабинет Марии Федоровны в Главном корпусе.
Это посмертное изображение матери Марии Федоровны. Готовый мрамор был выслан в Россию весною 1800 года. В Гатчинский дворец скульптурные портреты герцога и герцогини Вюртембергских попадают по завещанию Марии Федоровны в начале 30-х годов XIX в. Их размещают в Зеленом кабинете императрицы в Арсенальном каре. После перестройки Арсенального каре при Николае I, бюсты были перенесены в Башенный кабинет Марии Федоровны в Главном корпусе.
Ф.Мартен. Портрет Генриха IV, 1774 г Франция. Бюст. Мрамор. 70х55х25. ГДМ-42-VIII.
Скульптурный портрет французского короля Генриха IV (1553-1610, король с 1589), является парным с мрамором, изображающим его герцога Сюлли, министра короля. Происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца, находился в личных комнатах Павла I (Комната дежурного офицера).
Скульптурный портрет французского короля Генриха IV (1553-1610, король с 1589), является парным с мрамором, изображающим его герцога Сюлли, министра короля. Происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца, находился в личных комнатах Павла I (Комната дежурного офицера).
Портрет императора Каракаллы (211-217). Римская работа, первой четверти III в. н.э. 59х31х18. ГДМ-190-VIII.
При Павле I бюст находился в Белом зале. Во время войны 1812 года вдова императора, Мария Федоровна, составила список наиболее ценных вещей Гатчинского дворца, в который вошел и портрет «Каракаллы» с пометкой «очень беречь».
При Павле I бюст находился в Белом зале. Во время войны 1812 года вдова императора, Мария Федоровна, составила список наиболее ценных вещей Гатчинского дворца, в который вошел и портрет «Каракаллы» с пометкой «очень беречь».
Хевет, Хеветсон Христофор /1739-1798/. Портрет великой княгини Марии Федоровны, 1784г. Ирландия. Бюст. Мрамор. 63х37,5х26,5. ГДМ-46-VIII. Старый № г-31836, ЦХ-292-VIII).
Скульптурный портрет великой княгини (будущей императрицы) Марии Федоровны был заказан в мастерской ирландского скульптора, жившего и работавшего в Риме, Христофора Хеветсона (ок. 1739-98), во время путешествия великокняжеской четы по странам Европы в 1781-1782 годах. Мрамор находился во дворце, при Павле I. Он вошел в список ценных вещей, составляемый Марией Федоровной во время войны 1812 года. В середине XIX в., портрет находился в «Опочивальной Императрицы Марии Федоровны».
Скульптурный портрет великой княгини (будущей императрицы) Марии Федоровны был заказан в мастерской ирландского скульптора, жившего и работавшего в Риме, Христофора Хеветсона (ок. 1739-98), во время путешествия великокняжеской четы по странам Европы в 1781-1782 годах. Мрамор находился во дворце, при Павле I. Он вошел в список ценных вещей, составляемый Марией Федоровной во время войны 1812 года. В середине XIX в., портрет находился в «Опочивальной Императрицы Марии Федоровны».
М.-А. Колло(1748-1821), Портрет Екатерины II. 1769 г., Франция. Барельеф. Мрамор, лазурит, диам. 53х63. ГДМ-37-VIII.
Барельеф украшал Туалетную Марии Федоровны с середины XIX в. Во дворце появился, видимо, еще при Г.Г.Орлове. Барельеф, работы М.-А.Колло, упомянут в списке ценных вещей, составляемом императрицей во время войны 1812 года, с пометкой «очень беречь».
Барельеф украшал Туалетную Марии Федоровны с середины XIX в. Во дворце появился, видимо, еще при Г.Г.Орлове. Барельеф, работы М.-А.Колло, упомянут в списке ценных вещей, составляемом императрицей во время войны 1812 года, с пометкой «очень беречь».
Вел. Кн. Мария Федоровна. Рельеф «Женский портрет». 1794 г. Россия. Барельеф. Воск, стекло, дерево.19,5х15 см. ГДМ-203/1-VIII.
Работа Марии Федоровны, супруги великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). Барельефный портрет, изображающий женскую головку (возможно автопортрет) был преподнесен великому князю Павлу Петровичу ко дню именин. На лицевой его стороне надпись: «Мария, 28 июня 1794 года в Павловске». До Великой отечественной войны экспонировался в комнатах за Греческой галереей. Во время войны был увезен за границу и вернулся в Гатчинский дворец в 1997 году.
Работа Марии Федоровны, супруги великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). Барельефный портрет, изображающий женскую головку (возможно автопортрет) был преподнесен великому князю Павлу Петровичу ко дню именин. На лицевой его стороне надпись: «Мария, 28 июня 1794 года в Павловске». До Великой отечественной войны экспонировался в комнатах за Греческой галереей. Во время войны был увезен за границу и вернулся в Гатчинский дворец в 1997 году.
М.-А. Колло(1748-1821. Портрет Вел. кн. Павла Петровича. 1774 г., Франция. Барельеф. Мрамор; овал 49х57. ГДМ-17-VIII
Портрет великого князя Павла Петровича (1774 г.) был выполнен в пару с барельефным изображением его первой жены, великой княгини Натальи Алексеевны, (урожденной принцессы Вильгельмины Гессен-Дармштадтской, 1755-1776). Наталья Алексеевна умерла в родах. После ее смерти Павел узнал об измене жены. Портреты, напоминавшие о годах счастья, были убраны в кладовые Эрмитажа. В мае 1852 году, по распоряжению Николая I, скульптурный портрет великого князя Павла Петровича был перенесен в Гатчинский дворец и размещен в Овальном кабинете Павла I.
Портрет великого князя Павла Петровича (1774 г.) был выполнен в пару с барельефным изображением его первой жены, великой княгини Натальи Алексеевны, (урожденной принцессы Вильгельмины Гессен-Дармштадтской, 1755-1776). Наталья Алексеевна умерла в родах. После ее смерти Павел узнал об измене жены. Портреты, напоминавшие о годах счастья, были убраны в кладовые Эрмитажа. В мае 1852 году, по распоряжению Николая I, скульптурный портрет великого князя Павла Петровича был перенесен в Гатчинский дворец и размещен в Овальном кабинете Павла I.
Портрет испанского короля Филиппа III(1578-1621). Пьетро Такка (круг). Перв. пол. XVII в. Мрамор. 71х57х15,5. ГДМ-49-VIII, Старые №: г-32279, ЦХ-314-VIII.
Бюст выполнен с прижизненного портрета, написанного придворным портретистом П.-А.Видалом за год до смерти испанского монарха. До великой Отечественной войны мрамор находился в Греческой галерее Гатчинского дворца.
Бюст выполнен с прижизненного портрета, написанного придворным портретистом П.-А.Видалом за год до смерти испанского монарха. До великой Отечественной войны мрамор находился в Греческой галерее Гатчинского дворца.
Й.-Х.фон Даннекер, Портрет герцога Ф.-Е. Вюртембергского , 1797 г. Германия. XVIII в. Бюст. Мрамор. Выс.-77 см. ГДМ-47-VIII.
Портрет отца Марии Федоровны - Фридриха-Евгения Вюртембергского был выполнен в гипсе незадолго до смерти герцога. После его кончины Мария Федоровна заказала скульптору выполнить для нее портрет в мраморе. За бюст Даннекер получил в марте 1798 года сверх платы (размер которой ему было предоставлено определить самому), бриллиантовый перстень ценою 80 луидоров и приглашение приехать в Петербург.
Портрет отца Марии Федоровны - Фридриха-Евгения Вюртембергского был выполнен в гипсе незадолго до смерти герцога. После его кончины Мария Федоровна заказала скульптору выполнить для нее портрет в мраморе. За бюст Даннекер получил в марте 1798 года сверх платы (размер которой ему было предоставлено определить самому), бриллиантовый перстень ценою 80 луидоров и приглашение приехать в Петербург.
Ф.Мартен. Портрет герцога Сюлли. 1774 г. Франция. Бюст. Мрамор. 70х58х27,8. ГДМ-43-VIII.
Скульптурный портрет герцога Сюлли (1560-1641), выполнен в тандем с мрамором, изображающим Генриха IV. Происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца, находился в личных комнатах Павла I (Комната дежурного офицера).
Скульптурный портрет герцога Сюлли (1560-1641), выполнен в тандем с мрамором, изображающим Генриха IV. Происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца, находился в личных комнатах Павла I (Комната дежурного офицера).