Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Металл

Гатчинский дворец обладал обширным и разнообразным собранием художественной бронзы – преимущественно осветительных приборов и часов, что было обусловлено особенностями его исторического развития.

После музеефикации осветительным приборам Центрального корпуса постарались придать изначальный вид, характерный для XVIII в. В то же время, значительное число бронзовых предметов Гатчинского дворца было в 1930-х гг. продано за границу, среди них безвозвратно утраченными оказались некоторые уникальные экспонаты – например, люстра из Малиновой гостиной, в производстве которой участвовала супруга Павла I, императрица Мария Федоровна. Во время Великой Отечественной войны предметы фонда металла были эвакуированы лишь частично, а те, что остались, были разграблены фашистами или погибли в пожаре 1944 г.
Скрыть полное описание
Читать далее

  • Люстра на шесть рожков
  • Стенник на два рожка
  • Стенник на пять рожков
  • Канделябр на две свечи
  • Часы каминные
  • Часы каминные с фигурами собак
  • Часы каминные «Мальчик, играющий в кегли»
  • Часы каминные «Чтица»
  • Парные прессы для бумаг «Гений истории» и «Гений географии»
  • Курильницы в форме лошадей
Люстра на шесть рожков. Франция, около 1780 г. Золоченая и патинированная бронза. Скорее всего, изначально эта люстра предназначалась для интерьера строившегося тогда Михайловского замка в Санкт-Петербурге, однако там ее не использовали, а сразу отправили в Гатчинский дворец. Здесь вплоть до Великой Отечественной войны она находилась в помещении Нижней Тронной Павла I (интерьер и планировка не восстановлены). По мнению специалистов, автором этой люстры был лучший французский бронзовщик XVIII в. Пьер Гутьер. Очень похожая люстра висит в Золотом кабинете Марии Антуанетты в Версале.
Стенник на два рожка. Франция, 1770е гг. Золоченая бронза. До Великой Отечественной войны два таких стенника находились в Нижней Тронной Павла I (ныне интерьер и планировка не восстановлены).
Стенник на пять рожков. Золоченая бронза. Франция, 1770-е гг. Шестнадцать таких стенников освещают Белый зал. Скорее всего, изначально они имели по три рожка для свечей, но в середине XIX в., когда стенники отдавали на фабрику Шопена, чтобы перезолотить гальваническим способом, к ним доделали еще по два рожка.
Канделябр на две свечи. Франция, 1770-80-е гг. Золоченая бронза, черный и белый мрамор. Сейчас, как и до Великой Отечественной войны два таких канделябра находятся на каминной полке в Мраморной столовой.
Часы каминные. Франция, Париж, часовщик Жан-Луи Рувьер, 1780-е гг. Золоченая бронза, белый и черный мрамор. Сейчас, как и до Великой Отечественной войны, находятся на каминной полке в Мраморной Столовой.
Часы каминные с фигурами собак. Корпус - Франция, Париж, механизм – Бельгия, Льеж, часовщик и торговец Луи-Жан Лагесс, 1780-е гг. Золоченая бронза, белый мрамор. Вероятно, поступили в Гатчинский дворец в конце XVIII в. Находятся на каминной полке Верхней Тронной Павла I.
Часы каминные «Мальчик, играющий в кегли». Франция, Париж, вторая половина 20-х гг. XIX в. Золоченая и патинированная бронза. Впервые среди других часов Гатчинского дворца упоминаются в ведомости за 1855 г. Находятся в Спальне великой княжны Ксении Александровны в Арсенальном каре.
Часы каминные «Чтица». Франция, Париж, около 1760 г., по модели Лорана Гиара, часовой механизм Фердинанда Берту. Золоченая бронза. Сейчас, как и до Великой Отечественной войны, находятся на каминной полке Белого зала.
Парные прессы для бумаг «Гений истории» и «Гений географии». Золоченая бронза. Франция, около 1760 г. Сейчас, как и до Великой Отечественной войны, находятся в Башенном кабинете Павла I.
Курильницы в форме лошадей. Китай, конец XIX – начало ХХ в. Медь, перегородчатая эмаль.

Фигуры лошадей полые, с отверстиями на спинах, прикрытыми съемными крышками-седлами. Вся поверхность фигур украшена стилизованными изображениями драконов с «пылающими» жемчужинами, фениксов, цветов, облаков. Поступили в ГМЗ «Гатчина» из ГМЗ «Ораниенбаум» в 2007 г.