10 шедевров из коллекции графики
1. Лансере Н.Е. Вид Дворцового парка в Гатчине. 1924 г. Бумага, карандаш, гуашь. 19,2х26 см.
Николай Евгеньевич Лансере (1879 – 1942 гг.) – известный петербургский архитектор, график, историк архитектуры, член художественного объединения "Мир искусства". Рисунок с видом гатчинского парка он подарил хранителю Гатчинского дворца Серафиме Николаевне Балаевой. В правом нижнем углу листа сохранилась надпись: «На добрую память славной Серафиме Николаевне от Н. Лансере 15/VI 1924».
2. Неизвестный архитектор. Проект театра в новом корпусе Гатчинского дворца из «Атласа оберамтов Гатчины и Новосквориц … ”. Конец 1790-х годов. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель; 94,5х62,2. (инв. № ГДМ-99-XI). «Атлас обер – амтов Гатчины и Новосквориц с принадлежащими к ним унтерамтами, отдельными слободами и деревнями…” в литературе иногда называется «2-м Кушелевским альбомом» (Инв. №.№ ГДМ – 51 – XI - ГДМ – 113 – XI).
Атлас был создан при императоре Павле I. Он содержит неосуществленные проекты развития дворцово-паркового ансамбля и города Гатчины. Чертежи поражают размахом задуманных преобразований. В 1790-е годы Павел I планировал построить в Гатчине много новых грандиозных зданий, устроить обширные регулярные сады и значительно расширить город. В альбоме содержатся проекты картинной галереи, нового корпуса дворца с большим театром, каскадов, каналов и павильонов. К сожалению, большинство из этих замыслов не было осуществлено.
3. Неизвестный автор. Генеральный план Гатчинского парка и части Зверинца. Вторая половина 1780-х – до 1793 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 50х63,5 см. (Инв. №ГДМ-14-XII).
План демонстрирует неосуществленную идею разместить новый ансамбль сооружений на центральной оси Гатчинского дворца, у которого предполагалось разобрать два боковых флигеля. Чертеж выполнен под влиянием планировки французского имения Шантийи. На оси Гатчинского дворца показан план одного из ранних проектов Михайловского замка.
4. Неизвестный автор. Аксонометрический план крепости Ингербург в Гатчине. Начало 1790-х годов. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 62х95см. (Инв.№ГДМ-1138-XII).
На чертеже представлен один из ранних проектов Ингербурга, самостоятельного поселения на въезде в Гатчину со стороны Петербурга. От этого проекта в дальнейшем отказались, и был утвержден другой план крепости (копия плана парижской мануфактуры Гобеленов). Ингербург строился с 1794 по 1801 гг. В процессе строительства этого комплекса отказались от устройства крепостного вала, рва, равелинов, гласиса. Были возведены казармы, частные дома, общественные постройки. Впоследствии ингербургские казармы снесли, и сейчас на их месте находятся корпуса, построенные И. К. Клодницким в 1878 - 1891 годах для размещения 23-ей артиллерийской бригады.
5. Премацци Л. Малиновая гостиная в Гатчинском дворце. 1872. Бумага, акварель. (Инв. № ГДМ-490-XI).
Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (1814 – 1891 гг.) - академик перспективной живописи, профессор Императорской академии художеств и один из организаторов Общества русских акварелистов. В 1870-е годы он создал два изображения интерьеров Гатчинского дворца.
6. Захаров А.Д. Проект фасадов монастыря Св. Харлампия. 1800 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 47,4 х 61,5. (Инв.№ ГДМ-393-XII).
Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг), известный петербургский зодчий, в 1799 – 1801 гг. занимал пост архитектора Гатчинского городового правления. В 1800 году Захаров разработал необычный проект монастыря Св. Харлампия, который предполагалось построить на окраине парка Сильвия. Сооружение на проекте напоминает средневековый западноевропейский монастырь с мощными контрфорсами и колокольней над домовой церковью. На колокольне и над дверным проемом помещен мальтийский крест. Вероятно, монастырь предназначался для кавалеров Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского. 9 ноября 1800 года император Павел I издал указ о возведении этого монастыря. Вскоре заложили фундамент и начали подвозить материал к строительной площадке, но со смертью Павла I все работы прекратились.
7. Сергеев Г.С. (?). Фасад и план Турецкой палатки. 1798. Из «Атласа Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями. Равно города и полей». Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 48 х 62,5 (инв. № ГДМ-33-XI).
8. Сергеев Г.С. Военный парад перед Гатчинским дворцом. 1798 г. Из «Атласа Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями. Равно города и полей». Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 48х62,5. (инв. № ГДМ-5-XI). «Атлас Гатчинскому дворцу …» (Инв. №.№ ГДМ – 1 – XI - ГДМ – 50 – XI) включает 49 листов с акварелями и проектами. Все они - ценнейший иконографический материл по истории развития дворцово-паркового ансамбля и города Гатчины. В литературе атлас иногда называется «1-м Кушелевским альбомом», так как на титульном листе - подпись «Адмирал Кушелев».
Граф Г.Г. Кушелев (1754 – 1833 гг.) – российский адмирал, учредитель и начальник Депо карт, один из ближайших сподвижников Павла I. Вероятно, он руководил созданием альбома чертежей и акварельных видов гатчинских построек.
9. Гау Э.П. Китайская галерея в Гатчинском дворце. 1876 г., бумага, акварель; 44,2х29 см. (инв. № ГДМ-409-ХI).
Эдуард Петрович Гау (1807-1887 ) - известный художник-акварелист, академик перспективной живописи. С 1862 по 1880 годы он создал 59 изображений интерьеров Гатчинского дворца. Акварели Э.П. Гау – замечательные произведения искусства и в то же время ценные исторические документы. Они сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации разрушенного в годы Великой Отечественной войны дворца.
10. Кваренги Д. Проект Георгиевского зала. Поперечный разрез с видом на тронное место. 1790 – е гг. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 64, 7х96,7.(Инв. № ГДМ-1202-XII).
Джакомо Кваренги (1744 – 1817 гг.) – выдающийся архитектор эпохи классицизма. В 1787 – 1795 гг. по его проекту был создан новый корпус с восточной стороны Зимнего дворца. В верхнем этаже здания располагались два парадных зала: Большой тронный (Георгиевский) и зал Аполлона. Торжественное открытие тронного зала состоялось в день св. Георгия 26 ноября 1795 г.
1. Лансере Н.Е. Вид Дворцового парка в Гатчине. 1924 г. Бумага, карандаш, гуашь. 19,2х26 см.
Николай Евгеньевич Лансере (1879 – 1942 гг.) – известный петербургский архитектор, график, историк архитектуры, член художественного объединения "Мир искусства". Рисунок с видом гатчинского парка он подарил хранителю Гатчинского дворца Серафиме Николаевне Балаевой. В правом нижнем углу листа сохранилась надпись: «На добрую память славной Серафиме Николаевне от Н. Лансере 15/VI 1924».
2. Неизвестный архитектор. Проект театра в новом корпусе Гатчинского дворца из «Атласа оберамтов Гатчины и Новосквориц … ”. Конец 1790-х годов. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель; 94,5х62,2. (инв. № ГДМ-99-XI). «Атлас обер – амтов Гатчины и Новосквориц с принадлежащими к ним унтерамтами, отдельными слободами и деревнями…” в литературе иногда называется «2-м Кушелевским альбомом» (Инв. №.№ ГДМ – 51 – XI - ГДМ – 113 – XI).
Атлас был создан при императоре Павле I. Он содержит неосуществленные проекты развития дворцово-паркового ансамбля и города Гатчины. Чертежи поражают размахом задуманных преобразований. В 1790-е годы Павел I планировал построить в Гатчине много новых грандиозных зданий, устроить обширные регулярные сады и значительно расширить город. В альбоме содержатся проекты картинной галереи, нового корпуса дворца с большим театром, каскадов, каналов и павильонов. К сожалению, большинство из этих замыслов не было осуществлено.
3. Неизвестный автор. Генеральный план Гатчинского парка и части Зверинца. Вторая половина 1780-х – до 1793 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 50х63,5 см. (Инв. №ГДМ-14-XII).
План демонстрирует неосуществленную идею разместить новый ансамбль сооружений на центральной оси Гатчинского дворца, у которого предполагалось разобрать два боковых флигеля. Чертеж выполнен под влиянием планировки французского имения Шантийи. На оси Гатчинского дворца показан план одного из ранних проектов Михайловского замка.
4. Неизвестный автор. Аксонометрический план крепости Ингербург в Гатчине. Начало 1790-х годов. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 62х95см. (Инв.№ГДМ-1138-XII).
На чертеже представлен один из ранних проектов Ингербурга, самостоятельного поселения на въезде в Гатчину со стороны Петербурга. От этого проекта в дальнейшем отказались, и был утвержден другой план крепости (копия плана парижской мануфактуры Гобеленов). Ингербург строился с 1794 по 1801 гг. В процессе строительства этого комплекса отказались от устройства крепостного вала, рва, равелинов, гласиса. Были возведены казармы, частные дома, общественные постройки. Впоследствии ингербургские казармы снесли, и сейчас на их месте находятся корпуса, построенные И. К. Клодницким в 1878 - 1891 годах для размещения 23-ей артиллерийской бригады.
5. Премацци Л. Малиновая гостиная в Гатчинском дворце. 1872. Бумага, акварель. (Инв. № ГДМ-490-XI).
Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (1814 – 1891 гг.) - академик перспективной живописи, профессор Императорской академии художеств и один из организаторов Общества русских акварелистов. В 1870-е годы он создал два изображения интерьеров Гатчинского дворца.
6. Захаров А.Д. Проект фасадов монастыря Св. Харлампия. 1800 г. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 47,4 х 61,5. (Инв.№ ГДМ-393-XII).
Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг), известный петербургский зодчий, в 1799 – 1801 гг. занимал пост архитектора Гатчинского городового правления. В 1800 году Захаров разработал необычный проект монастыря Св. Харлампия, который предполагалось построить на окраине парка Сильвия. Сооружение на проекте напоминает средневековый западноевропейский монастырь с мощными контрфорсами и колокольней над домовой церковью. На колокольне и над дверным проемом помещен мальтийский крест. Вероятно, монастырь предназначался для кавалеров Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского. 9 ноября 1800 года император Павел I издал указ о возведении этого монастыря. Вскоре заложили фундамент и начали подвозить материал к строительной площадке, но со смертью Павла I все работы прекратились.
7. Сергеев Г.С. (?). Фасад и план Турецкой палатки. 1798. Из «Атласа Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями. Равно города и полей». Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 48 х 62,5 (инв. № ГДМ-33-XI).
8. Сергеев Г.С. Военный парад перед Гатчинским дворцом. 1798 г. Из «Атласа Гатчинскому дворцу с садами, зверинцами и всеми в них имеющимися строениями. Равно города и полей». Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, гуашь; 48х62,5. (инв. № ГДМ-5-XI). «Атлас Гатчинскому дворцу …» (Инв. №.№ ГДМ – 1 – XI - ГДМ – 50 – XI) включает 49 листов с акварелями и проектами. Все они - ценнейший иконографический материл по истории развития дворцово-паркового ансамбля и города Гатчины. В литературе атлас иногда называется «1-м Кушелевским альбомом», так как на титульном листе - подпись «Адмирал Кушелев».
Граф Г.Г. Кушелев (1754 – 1833 гг.) – российский адмирал, учредитель и начальник Депо карт, один из ближайших сподвижников Павла I. Вероятно, он руководил созданием альбома чертежей и акварельных видов гатчинских построек.
9. Гау Э.П. Китайская галерея в Гатчинском дворце. 1876 г., бумага, акварель; 44,2х29 см. (инв. № ГДМ-409-ХI).
Эдуард Петрович Гау (1807-1887 ) - известный художник-акварелист, академик перспективной живописи. С 1862 по 1880 годы он создал 59 изображений интерьеров Гатчинского дворца. Акварели Э.П. Гау – замечательные произведения искусства и в то же время ценные исторические документы. Они сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации разрушенного в годы Великой Отечественной войны дворца.
10. Кваренги Д. Проект Георгиевского зала. Поперечный разрез с видом на тронное место. 1790 – е гг. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. 64, 7х96,7.(Инв. № ГДМ-1202-XII).
Джакомо Кваренги (1744 – 1817 гг.) – выдающийся архитектор эпохи классицизма. В 1787 – 1795 гг. по его проекту был создан новый корпус с восточной стороны Зимнего дворца. В верхнем этаже здания располагались два парадных зала: Большой тронный (Георгиевский) и зал Аполлона. Торжественное открытие тронного зала состоялось в день св. Георгия 26 ноября 1795 г.