Language
Русский English Français
Версия для слабовидящих
Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны

Известно, что когда Гатчинский дворец принадлежал графу Орлову, на  месте Тронной находилась Китайская комната, декорированная, по весьма распространенной традиции, в модном «восточном вкусе». Надо полагать, что Антонио Ринальди, с таким блеском воплотивший китайскую тему в Ораниенбуме, и в Гатчине преуспел в мастерстве отделки, создав нечто особенное. К этому обязывало и местоположение: помещение находилось рядом с Белым залом, и поэтому в его интерьере должна была присутствовать красочность и парадность.

Впоследствии стены затянули малиновым штофом и  на них разместили «картины разного сорта ... из числа орловских и привезенных Бренном». Так зал превратился в Картинную.

В  этой коллекции преобладали произведения, изображающие пейзажи, сцены сельской жизни; здесь также были представлены холсты на тему исторических и евангельских сюжетов. В 1797 году (год коронации императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны) в простенке между окон, на возвышении в одну ступень, появилось тронное место с балдахином, богато украшенным золотым шитьем. Тогда же была предпринята перевеска картин. Среди полотен находились произведения «малых голландцев», мастеров итальянской, немецкой, фламандской школ.
С этого времени «Картинную» стали именовать Тронной. Здесь устраивала официальные аудиенции и принимала чужестранных послов, «строгая к этикету императрица».

Сегодня на  стенах зала экспонируется пятьдесят девять картин, занимающих исторические места. Среди них особый интерес представляют: портреты ювелира Динглингера и его супруги работы А. Пэна (слева и справа от камина), «Суд царя Соломона» кисти Д. Романелли, красочная «Диана на охоте» Ван Баллена и Брейгеля Бархатного, выполненная на дереве, пейзажи Г. Пуссена, «Вид виллы Конти во Фраскати» Я. Ф. Хакккерта.

Единственный предмет мебели (не  считая тронного кресла) — резной золоченый столик-консоль, на котором стоят порфировые вазы с крышками «из тех, что совершенны в своей солидной простоте».

На  месте утраченного в годы войны плафона, находится полотно «Свадьба Ариадны и Бахуса», воссозданное в 1980-х бригадой художников под руководством Я.А. Казакова по сохранившемуся эскизу мастера ХVIII века С. Торелли.

Посмотреть на интерактивном плане