Ведёт из вестибюля, стены которого облицованы пудостским камнем, в парадные залы и на третий этаж Центрального корпуса. После перестройки дворца в середине ХIХ века на верхней площадке были размещены живописные полотна русских художников с изображениями Гатчины.
2
Аванзал
Аванзал
Открывает анфиладу парадных помещений. Предназначался для приёма гостей, ожидавших Высочайшего выхода. Здесь происходил развод военного караула для охраны дворца.
3
Мраморная столовая
Мраморная столовая
Торжественный и эффектный зал, предназначавшийся для парадных обедов. В архитектурной отделке интерьера использованы шестнадцать каннелированных колонн коринфского ордера, изготовленных в Италии из каррарского мрамора.
4
Верхняя тронная императора Павла I
Верхняя тронная Павла I
Один из самых нарядных и торжественных залов, богато украшенный лепниной и позолотой. Главным украшением являются ковры, созданные во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов и подаренные королем Людовиком ХVI великокняжеской чете в 1782 году.
5
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная
Названа так благодаря использованию в интерьере трех малиновых гобеленов из серии «История Дон Кихота», подаренных Людовиком ХVI великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне в 1782 году.
6
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня
Одно из самых нарядных помещений. Гармония, присущая всем деталям декора, изысканное цветовое решение стен и потолка, французский шелк – все это делает интерьер едва ли не самым совершенным творением Винченцо Бренны.
7
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны
Использовался как малая гостиная. На стенах зала обращает на себя внимание полихромная роспись, изображающая вазы с фруктами и гирлянды из роз. Растительный орнамент прослеживается в рисунке паркета, лепке, украшающей плафон, падугу и фриз.
8
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны
Небольшое помещение, служившее для императрицы кабинетом. Из его окон открывается прекрасный вид на парк, Белое озеро с Чесменским обелиском и полуциркульную галерею дворца.
9
Туалетная императрицы Марии Федоровны
Туалетная императрицы Марии Федоровны
В декоративном убранстве Туалетной сразу чувствуется искусная рука Антонио Ринальди. Архитектор создал богатую отделку, которая, без сомнения, могла понравиться женщине: разнообразные гирлянды, венки и букеты цветов, тирсы, неповторяющиеся изображения птиц.
10
Проходная
Проходная
11
Зеленая угловая
Зеленая угловая
Изначально была просто передней, при переходе из открытой галереи-лоджии в Центральный корпус. При Павле I в галереях-«полуциркулях» появились новые парадные залы, и Угловая, сохранив свой интерьер, превратилась в проходную. Здесь сохранился первоначальный декор А. Ринальди.
12
Тронная императрицы Марии Федоровны
Тронная императрицы Марии Федоровны
Особое звучание интерьеру Тронной придает коллекция западноевропейских живописных полотен, в которой преобладают произведения, изображающие сельские сцены и пейзажи. Здесь также представлены холсты на темы исторических и евангельских сюжетов.
13
Белый зал
Белый зал
Самый большой из парадных залов центрального корпуса. Служил для проведения балов, концертов, здесь придворные ожидали аудиенций императора и императрицы.
14
Балкон
Балкон
15
Проходная Ринальди
Проходная Ринальди
Память о великом итальянском зодчем - первом архитекторе дворца. Скульптурный портрет мастера выполнен Ф. И. Шубиным.
16
Чесменская галерея
Чесменская галерея
Интерьер, созданный архитектором Винченцо Бренна, утрачен во время пожара 1944 года. О былой роскоши одного из самых торжественных залов свидетельствуют остатки позолоты и лепнины на стенах. В настоящее время здесь размещена выставка «Несбывшиеся надежды…» (Гатчинский дворец-музей в 1944-1951 годы).
Греческая галерея связывает помещения бельэтажа главного корпуса дворца с Арсенальным каре и была задумана Павлом I как дворцовое собрание античности. Помещение представляло собой оригинальный дворцовый музей, посвященный искусству Древней Греции и Рима. В 1944 г. Греческая галерея, как и многие другие помещения Гатчинского дворца, была уничтожена пожаром. Реставрационные работы продолжались пять лет, с 2011 по 2015 гг. Открытие Греческой галереи состоялось в день 250-летия Гатчинского дворца, 30 мая 2016 г.
Выставка "Коллекция оружия из собрания Гатчинского дворца"
Выставка «Коллекция оружия из собрания Гатчинского дворца»
Знаменитое собрание насчитывает свыше тысячи уникальных изделий известных европейских и русских мастеров ХVI-ХIХ веков, работавших в Дрездене, Зуле, Вене, Праге, Флоренции, Москве, Туле, Санкт-Петербурге. На выставке представлены лучшие образцы. Родоначальник коллекции – первый владелец Гатчины – граф Г.Г. Орлов.
21
Комнаты за Греческой галереей
Комнаты за Греческой галереей
Эта анфилада комнат в Восточном полуциркуле исторически служила жилыми апартаментами. Сейчас там можно увидеть типовые помещения живших во дворце придворных. И мужские, и женские апартаменты наполнены предметами мебели и декоративного прикладного искусства середины XIX века из фондов Гатчинского дворца.
22
Комната Ротари
Комната Ротари
Эта небольшая комната прилегает к Греческой галерее. Сравнительно небольшой зал назван так, потому что здесь на стенах размещалась коллекция картин итальянского художника второй половины XVIII века Пьетро Антонио Ротари.