Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Гравюры и литографии

Фонд «гравюр и литографий» Государственного музея-заповедника «Гатчина» составляет 633 предмета. В  собрании представлены раскрашенные литографии и гравюры с изображением фигур в мундирах различных полков, находившиеся в личных комнатах Павла I, Николая I и Александра II, несколько видов гатчинских парков, портреты известных государственных деятелей России, императоров и членов их семей. Ряд работ выполнен такими выдающимися граверами, как Е. П. Чемесов, Н.И.Уткин, И.-С. Клаубер, У. Джеймс, Х.-А. Вортман.

Среди значительных поступлений последних лет следует отметить приобретенную в 2012 году серию гравированных портретов великих магистров Мальтийского ордена, выполненных известным французским гравером Лораном Карсом в 1720-е годы. Это иллюстрации к книге аббата Верто, посвященной истории Мальтийского ордена “Histoire des Chevaliers Hospitaliers de St. Jean de Jerusalem, appelles depuis les Chevaliers de Rhodes et aujourd'hui les Chevaliers de Malte» (первое издание книги вышло в 1726 году).
Скрыть полное описание
Читать далее

  • Портрет Жана Паризо де ля Валетт
  • Портрет Дьедонне де Гозон
  • Вид трехарочного моста в Гатчине
  • Открытие памятника Павлу I в Гатчине
  • Лист из Альбома
  • Портрет А. А. Безбородко
  • Портрет графа Ю. П. Литта
  • Портрет графа Ф. В. Ростопчина
  • Карта «Герцогства Ливония и Курляндия...»
  • Орденское одеяние кавалерственной дамы
Карс Лоран (Cars Lourent). Портрет великого магистра Мальтийского ордена Жана Паризо де ля Валетт. 1720-е гг.
Бумага, резец, офорт. 20,4х14,5 см. Инв. № ГДМ-621-IV.


В овальной раме портрета надпись: “Frere Jean la Valette quarante-huitieme Grand Maitre Maitre anne. 1557”.

Портрет великого магистра Мальтийского ордена Жана Паризо де ля Валетта входит в серию гравюр, выполненных известным французским гравером Лораном Карсом (1699-1771) в качестве иллюстраций к книге аббата Верто, посвященной истории Мальтийского ордена “Histoire des Chevaliers Hospitaliers de St. Jean de Jerusalem, appelles depuis les Chevaliers de Rhodes et aujourd'hui les Chevaliers de Malte» (первое издание книги вышло в 1726 году).

Жан Паризо де ля Валетт (1494—1568) — один из самых выдающихся деятелей Мальтийского ордена. Еще при жизни о нем были сложены легенды, а барды и менестрели воспевали его в своих балладах. Преданность ля Валетта Ордену, личная отвага и справедливость создали ему непререкаемый авторитет. В разное время он был адмиралом орденского флота и губернатором Триполи. В 1557 году в возрасте 63 лет ля Валетт был избран великим магистром, и ему было уже за 70, когда он возглавил оборону Мальты во время Великой осады 1565 года. Мужество и энергия, проявленные ля Валеттом в сражениях периода Великой осады служили примером для молодых рыцарей. В честь ля Валетта названа столица Мальты — город Валетта.

Гравюра поступила в ГМЗ «Гатчина» в 2012 году.
Карс Лоран (Cars Lourent). Портрет великого магистра Мальтийского ордена Дьедонне де Гозон. 1720-е гг.
Бумага, резец, офорт. 19,6х14,4 см. Инв. № ГДМ-599-IV.


В овальной раме портрета надпись: “Frere Dieu de Gozon Vingt — Sixieme Grand Maitre an. 1346 ”.

Портрет Великого магистра Мальтийского ордена Дьедонне де Гозон входит в серию гравюр, выполненных известным французским гравером Лораном Карсом (1699-1771) в качестве иллюстраций к книге аббата Верто, посвященной истории Мальтийского ордена “Histoire des Chevaliers Hospitaliers de St. Jean de Jerusalem, appelles depuis les Chevaliers de Rhodes et aujourd'hui les Chevaliers de Malte» (первое издание книги вышло в 1726 году).

Фра Дьедонне де Гозон был великим магистром Мальтийского ордена с 1346 по 1353 год. Согласно преданию, еще до того, как его избрали великим магистром, Фра Дьедонне де Гозон проявил отчаянную храбрость, убив дракона, который опустошал окрестности города Родос. Де Гозон выследил дракона, отсек ему мечом голову и повесил ее на городских воротах.

После избрания Великим магистром Фра Дьедонне де Гозон проводил политику активного противостояния мусульманским силам в Леванте. За время своего правления де Гозон дважды созывал Генеральный капитул, построил в городе Родосе новые городские стены и морской порт.

Гравюра поступила в ГМЗ «Гатчина» в 2012 году.
Назиков К., Назикова Е. Вид трехарочного моста в Гатчине. 1920-е гг.
Бумага, офорт, акватинта. 41х58,7 см. Инв. № ГДМ-461-VI


Внизу справа карандашом: «Е. Назикова». Внизу слева карандашом: «K. Nazikoff». Ниже карандашом: «Мост в Гатчинском Приоратском парке».

На гравюре изображен мост, замыкающий перспективу Карпина пруда в Дворцовом парке. Мост каменный трехарочный с львиными масками на замковых камнях арок. По верху моста расположены пилоны со звеньями металлической решетки между ними. На переднем плане слева перед мостом виден фрагмент Карпина пруда, за мостом — пышные кроны деревьев Приоратского парка. Мост был построен по проекту А. Д. Захарова в 1799-1801 годах. Своды моста были созданы из кирпича, наружная облицовка — из черницкого камня. На четырех низких постаментах из пудостского камня, расположенных по сторонам моста, Захаров предполагал установить скульптурные группы, изображающие «Изобилие рек». Однако этот замысел не был осуществлен. В 1944 году мост был взорван фашистскими войсками. В настоящее время он восстановлен.

Гравюра поступила в ГМЗ «Гатчина» в 1992 году.
Неизвестный художник. Открытие памятника Павлу I в Гатчине. Россия, 1851 г.
Бумага, наклеенная на холст, литография, масло. 53,1х86,2 см. Инв. № ГДМ-575-VI.


На литографии изображен парад, состоявшийся на плацу перед Гатчинским дворцом 1 августа 1851 года. Поводом для него послужило открытие памятника императору Павлу I (скульптор — И. П. Витали). Церемония открытия и освящения памятника началась с литургии в церкви Гатчинского дворца, оттуда крестный ход отправился на Водосвятие на Серебряное озеро. По окончании Водосвятия процессия возвратилась на дворцовый плац к памятнику Павлу I. Монумент был окроплен святой водой при стрельбе из орудий стоящей на лугу артиллерии и с бастионов. После открытия памятника был устроен смотр гвардейским частям, сформированным в царствование императора Павла I, во время которого восьмилетний великий князь Николай Александрович в мундире лейб-гвардии Павловского полка прошел парадным маршем во главе первого взвода этого полка. А шестилетний великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III), в солдатской форме павловцев и с ружьем у ноги, стоял на часах у монумента.

Литография происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца, находилась в кабинете императора Александра II.
Люде Яков фон. Лист из Альбома: «Изображение Сухопутных Армейских Мундиров Российско-Императорского войска» (277 изображений) с рукописным вступлением (7 л.). 1797 г.
Бумага резец, акварель, тушь, 18х11 см. Инв. № ГДМ-403-VI.


На одном из листов дано полное название альбома: «Изображение Сухопутных Армейскихъ Мундировъ Российско-Императорского войска. Состоящихъ из 225-ти листовъ иллюминованныхъ. Рисовалъ, гравировалъ и иллюминировалъ Капитанъ Кексгольмскаго мушкетерскаго полку Яковъ фонъ Люде в Санктпетербурге 1797-го года». Альбом в кожаном переплете зеленого цвета с тисненым золотом орнаментом. На форзацах — бумага «под мрамор». На одном из листов альбома (№ 2) — рукопись с посвящением Павлу I и биографическими сведениями о Я. фон Люде, на следующих рукописных листах — реестр полков. Далее сброшюрованы листы с раскрашенными акварелью гравюрами. На каждом листе изображено по две или по одной фигуре в мундирах времени правления Павла I. Фигуры изображены на фоне ландшафта с низкой линией горизонта. Изображение заключено в рамку. Внизу под изображением — подпись с названием полка и сведениями о нем. Возле рамки на некоторых из листов нарисованы штандарты, гренадерки, седла и ташки. На представленном листе из альбома — фигуры в мундирах лейб-гусаров.

Альбом происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца. Находился в Секретарской Павла I.
Уокер Джеймс с оригинала Лампи И.-Б. Старшего. Портрет А. А. Безбородко. Начало 1790-х.
Бумага, меццо-тинто. Лист — 41х38 см, оттиск — 38х28 см. Инв. № ГДМ-466-VI .


Внизу листа, по центру: «grave d`apres l`original dans sa collection pein par le professeur Lampi»; справа: «par son tres humble Serviteur James Walker graver. de Sa Maj. Imp. et memb.re de l`Academie de beaux Arts St.Petg.».

Под портретом по сторонам от герба: «Alexandre Comte de Bezborodka Grand Maitre de la Cour de Sa Majeste Imperiale de toutes les Russies Son Conseiller privé Actuel. Directeur general des postes Chevalier des Ordres de St. André de St. Alexandre Newsky et Grand Croix de celui de St. Vladimir».

Джеймс Уокер (James Walker) (1748-1808), выдающийся английский гравер, проработал в России около 20 лет. Он преподавал граверное дело в Российской академии художеств, с 1786 года — член-корреспондент, с 1794 года — действительный академик, затем — советник Академии. Уокер воспроизводил в технике меццо-тинто живописные полотна эрмитажной коллекции Екатерины II и создал серию портретов выдающихся людей России того времени.

Александр Андреевич Безбородко (1747-1799), известный государственный деятель, с 1782 года — главный директор почтового департамента, с 1784 года — граф Российской империи, с 1797 года — сенатор и светлейший князь Российской империи. Изображен с орденами Св. Андрея Первозванного (лента и звезда), Св. Владимира (лента и звезда), Св. Александра Невского (лента и крест). А. А. Безбородко предложил Уокеру руководить изготовлением гравюр, воспроизводящих полотна русских, английских, французских и итальянских художников из его коллекции на выгодных для гравера условиях. Но в связи со смертью графа проект этот не был осуществлен.

Портрет происходит из коллекции Н. В. Вырубова. Поступил в ГМЗ «Гатчина» в 1993 году.
Клаубер Игнатий-Себастьян с оригинала А. К. Виги. Портрет графа Ю. П. Литта. 1804 г.
Бумага, резец. Лист — 36,9х27,1 см., оттиск — 33,2х23,5 см. Инв. № ГДМ-492-VI.


Под изображением слева: «Peint par Wighy à S. Petersbourg 1803».Справа: «Gravé par Ig. Seb. Klauber 1804».Ниже по центру: «Dédié à S. E. Madame la Comtesse Litta née ďEngelhard Dame ďhonneur de S. M. Impériale de toutes les Russies Dame de ĽOrdre de St. Catherine et Grand Croix de ľOrdre de S. Jean de Jerusaleme». В нижнем правом углу: «Par son tres humble et tres obeissant Serviteur Ignace Sebast Klauber». Под медальоном по сторонам от герба: «Jules Réné Comte Litta».

На портрете изображен граф Джулио Ренато Литта, известный в России как Юлий Помпеевич Литта (1763-1839). Литта в 19 лет вступил в Мальтийский орден, в 22 года стал капитаном галеры великого магистра, с 1795 года — полномочный посланник Ордена при дворе императрицы Екатерины II. После принятия императором Павлом I титула великого магистра Мальтийского ордена Литта стал лейтенантом нового великого магистра и первым шефом Кавалергардского полка. При императорах Александре I и Николае I карьера Литты продолжилась. Александр I сделал его членом Государственного совета, а Николай I пожаловал ему в 1826 году высший российский орден Св. Андрея Первозванного.

Литта представлен на портрете в облачении Бальи Великого приорства российского (католического) Мальтийского ордена — в мундире с золотым шитьем и черно-синими кантами, жилете и черной орденской мантии на плечах. Лита изображен с лентой и звездой ордена Св. Александра Невского, знаком ордена Св. Георгия III степени на ленте и Большим крестом Мальтийского ордена.

Портрет происходит из коллекции Н. В. Вырубова. Поступил в ГМЗ «Гатчина» в 1993 году.
Клаубер Игнатий-Себастьян с живописного оригинала С. Тончи. Портрет графа Ф. В. Ростопчина. 1800 г.
Бумага, резец. Лист — 42,5х30,4 см; оттиск — 38,8х27,7 см. Инв. № ГДМ-491-VI.


Внизу под изображением: «Графъ Ростопчинъ / Первой присутствующiй / въ Коллегии иностранныхъ делъ, / Главной Директоръ почтъ / в Имперiи Членъ объих советов / и разныхъ орденовъ кавалеръ». Правее: «Comte de Rostopsin / Premier Minister des affaires / étrangéres, Directeur général / des postes de l’Empire. Mambre des deux Conseils / Chevalier de pluseurs ordres ». Под портретом слева: “Peint par Tonci à St. Petersbourg. 1800.”; справа: “et gravé la même année par Ig. Seb. Klauber». Ниже: « Dedié à Son Excellence Madame la Comtesse de Rostopsin». Ниже справа: «Par son t très humble et très obeissant Serviteur Ignace Sebast. Klauber».

Игнатий-Себастьян Клаубер (1753/1754-1817), известный гравер немецкого происхождения, в разные годы работал в Риме, Париже, Санкт-Петербурге. С 1796 по 1817 год он руководил гравировальным классом в Санкт-Петербургской Академии художеств. Среди работ Клаубера — гравированные портреты членов императорской семьи и известных государственных деятелей России конца XVIII – начала XIX веков. Портрет Ф. В. Ростопчина был создан по живописному оригиналу художника С. Тончи. Фёдор Васильевич Ростопчиин (1763-1826) — генерал от инфантерии, один из ближайших сподвижников императора Павла I. Ростопчин оказывал существенное влияние на ход внешней политики России в последние годы XVIII века. На гравированном портрете Ф. В. Ростопчин изображен в мундире с орденами св. Андрея Первозванного, св. Иоанна Иерусалимского, а также с цепью и знаком Сардинского Высшего ордена Святого Благовещения.

Портрет происходит из коллекции Н. В. Вырубова. Поступил в ГМЗ «Гатчина» в 1993 году.
Гоманн (Хоманн) Иоганн Баптист. Карта «Герцогства Ливония и Курляндия с прилегающими островами. Новое географическое изображение, изданное Иоганом Баптистом Хоманом в Нюрнберге» («Ducatum Livoniae et Gurlandiae cum vicinis insulis Nova Exhibitio Geographica editore Ioh. Baptista Homanno Norimbergae»). Нюрнберг. 1716 г (?).
Бумага, офорт, резец, ручная раскраска акварелью. Лист — 52,0х60,2 см, оттиск — 49,0х58,4см. Инв. № ГДМ-551-VI.


Издателем и редактором этой карты является Иоганн Баптист Гоманн (1664-1724) [Johann Baptista Homanno], главный географ при дворе Карла VI, императора Священной Римской Империи, основоположник династии известнейших в Европе картографов Homanno. Свое картографическое издательство «Ioh. Baptisto Homanno» Гоманн основал в 1702 году. Продукция этого издательства отличается точностью, подробностью, изяществом оформления картушей. «Герцогства Ливония и Курляндия…» — одна из ранних карт Гоманна. На ней изображены Ливония, Курляндия, Эстония, Полоника, острова Балтийского моря. На листе указаны сотни названий различных населенных пунктов, обозначены реки, озера и леса. В левом верхнем углу карты размещено ее название на флаге, поддерживаемом пятью пути, вооруженными копьями и палашами. Эта гравированная карта входила в состав «Grosser Atlas über die ganze Welt» (Большого Атласа всего Мира), изданного Гоманном в 1716 году. Карта поступила в ГМЗ «Гатчина» в 2007 году.
Е. Кошкин и др. Орденское одеяние кавалерственной дамы Ордена Святой великомученицы Екатерины большого креста из альбома «Установление Павла I о российских орденах с изображением знаков орденов и одежд кавалеров и кавалерственных дам». 1797 год.
Бумага, резец, акварель. 47,6x31,7 см. Инв. № ГДМ-439-VI.


В центре листа изображена женская фигура в платье серебряного глазета с узорным золотым шитьем и темно-зеленой отделкой. Через правое плечо перекинута малиновая с серебряной каймой лента с крестом; на груди орденская звезда. На голове — темно-зеленая бархатная шляпа с алмазным полукружием и красными и белыми перьями. В левой руке веер. Изображение по периметру листа обрамляет прямоугольная рамка голубого цвета с желтой каймой. На голубом фоне рамки — белый орнамент меандр; в верхней части листа на рамке запечатлен инициал «П I» под императорской короной на голубом фоне. Инициал окружен пальмовыми и лавровыми ветвями, перевязанными красной лентой; вокруг инициала — облака и сияние. Внизу на рамке надпись: «Орденское одеяние Кавалера Дамы; Ордена Святыя Великомученицы Екатерины большого Креста». Помимо этого листа в альбом включено 38 гравюр, раскрашенных акварелью с изображениями знаков и костюмов кавалеров и кавалерственных дам российских орденов, а также текст «Императорское установление кавалерских Российских орденов» на 13 листах. Альбом происходит из исторической коллекции Гатчинского дворца. До Великой Отечественной войны он находился в Граверном кабинете.