Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Мебель

До Великой Отечественной войны в Гатчинском дворце-музее насчитывалось около 2 500 предметов мебели, из них сохранилось, по документам, не более 300 экспонатов. Интересно, что по справке, характеризующей коллекцию мебели Центрального Хранилища музейных фондов, составленной В. М. Кучумовым в 1941 году, большую часть коллекции составляли вещи, эвакуированные из Гатчинского дворца — 25… предметов.

Не всем предметам удалось пережить тяготы эвакуации, многочисленных перевозок и хранения в мало приспособленных помещениях. Часть из них была списана в 1950-е годы, как пришедшие в негодность и не подлежащие восстановлению. В настоящее время в фондах дворца находится всего 180 предметов из исторической коллекции, и только 134 из них имеют номера Центрального хранилища. Большая часть мебели была утрачена в годы войны, а многое, не вошедшее в экспозицию музея, было продано еще в 1920-е годы, как имущество, «не имеющее художественного значения».

Но, тем не менее, в коллекции мебели Гатчинского дворца представлены лучшие образцы работы европейских и русских мастеров конца XVIII – начала XX века.
Скрыть полное описание
Читать далее

  • Стол-треножник
  • Стол-треножник
  • Табурет
  • Табурет курульный (складной)
  • Бюро
  • Бюро
  • Бюро
  • Кресло из гарнитура Малиновой гостиной
  • Кресло тронное коронационное Александра III
  • Кресло тронное императора Павла I
Россия, кон. XVIII в.
Бронза, золочение, яшма, синее стекло.
Выс. — 84 см, диам. — 107 см.


Стол в стиле «классицизм» со столешницей, декорированной в технике «русской мозаики», находился в Малиновой гостиной в Центральном корпусе Гатчинского дворца. Некоторое время, до 1941 года, экспонировался в Верхней тронной Павла I. В настоящее время экспонируется в Малиновой гостиной Марии Федоровны.
Россия (?), втор. четв. XIX в.
Дерево, бронза, литографский камень, самоцветные камни, резьба, золочение, мозаика.
Выс. — 78,5 см, диам. — 82,5 см.


Стол выполнен в стиле «второе рококо». Круглая столешница черного литографского камня декорирована в технике флорентийской мозаики: в центре круг с изображением композиции «Голуби Плиния», обрамленной пояском из малахита, на среднем поле четыре овальных медальона, соединенных гирляндами цветов, с пейзажными композициями «Виды Рима»: Колизей, Пантеон, собор Св. Петра и Римский форум с аркой Тита. По внешнему краю столешницы идет пояс из синего камня с четырьмя медальонами с изображением лебедей и голубей.
Россия, 3-я четв. XVIII в.
Ткань — Франция, мануфактура Савонери, дерево, резьба, окраска, ворсовая ткань.
Выс. — 47 см, шир. — 63 см, глуб. — 52 см.


Табурет входил в мебельный гарнитур, размещавшийся в Туалетной и Овальном кабинете Павла I на первом этаже Центрального корпуса дворца. Ткань для обивки была преподнесена в дар великому князю Павлу Петровичу в 1782 году во время его пребывания в Париже. Судя по архивным документам, предметы появились в интерьерах дворца в период 1793-1796 годов. Из двух диванов и четырех табуретов был эвакуирован только один табурет (из Овального кабинета Павла I).
Франция, Париж, мастерская Ж-Б. Буляр (Jean-Baptiste Boulard) по образцу Н-К. Фолио (Nicolas-Quinibert Foliot), 1786 г.
Ткань — Москва, мануфактура Сапожникова, втор. пол. XIX в. бук, резьба, золочение, штоф.
Выс. — 57 см, шир. — 67 см, глуб. — 59 см.


До 1941 года в Парадной Опочивальне Гатчинского дворца находились восемь аналогичных табуретов, два из них были эвакуированы. До недавнего времени табуреты считались русской работой. При подготовке предметов к реставрации были обнаружены клейма французских мастеров. Французский мебельный гарнитур появился в Парадной Опочивальне в бельэтаже Центрального корпуса после 1800 года. Мебельный гарнитур был обит тем же голубым лионским шелком, затканным серебром, что и стены, и балдахин над кроватью. В 1889 году французский шелк был демонтирован, и заменен на новый, вытканный по тому же рисунку на московской мануфактуре братьев Сапожниковых. В настоящее время два табурета экспонируются в Парадной опочивальне.
Россия, СПб., мастерская Г. Гамбса, 1800-е г.
Красное дерево, черное дерево, металл, бронза, инкрустация.
Выс. — 132 см, шир. — 111 см, глуб. — 64 см.


Бюро было изготовлено в Петербургской мастерской известного мебельщика Генриха Гамбса. С середины XIX века бюро находилось в одной из комнат «запасной половины» на первом этаже Арсенального каре. В 1938 году оно размещалось на выставке на III этаже Центрального корпуса в овальной комнате. Предмет не был эвакуирован и считался утраченным в годы войны. В 2005 году бюро было обнаружено в Эстонии и отреставрировано новым владельцем. Весной 2006 года предприниматель из Москвы Д. М. Якобашвили выкупил потерянный в годы войны предмет и передал в дар Гатчинскому дворцу-музею.
Россия, СПб., Г. Гамбс, 1820-е гг.
Красное дерево, бронза, сафьян, резьба, позолота.
Выс. — 133 см, шир. — 110 см, глуб. — 57 см.


Бюро было изготовлено в Петербургской мастерской известного мебельщика Генриха Гамбса. В Гатчинский дворец поступило в 1850-е годы по распоряжению императора Николая I и находилось в его кабинете (Большом военном) на первом этаже Арсенального каре.
Россия, СПб., М. Я. Веретенников, кон. XVIII в.
Наборное дерево, бронза, сукно, резьба, золочение.
Выс. — 167 см, шир. — 137 см, глуб. — 92 см.


Бюро поступило в Гатчинский дворец из Таврического дворца в 1880-е годы. В 1884 году в «Описи предметам…» Д. В. Григорович называет бюро «немецкой работой начала XIX столетия». Авторство М. Я. Веретенникова предположил А. М. Кучумов, на основании сравнительного анализа с подписными предметами атрибуция была подтверждена. До 1941 года бюро находилось во 2-й приемной Александра III в бельэтаже Арсенального каре.
Франция, втор. пол. XVIII в.
Дерево, резьба, золочение, бархат.
Выс. — 111 см, шир. — 76 см, глуб. — 63 см.


Кресла входили в гарнитур Малиновой гостиной, состоящий из 14 кресел и дивана-«confidante». Кресла были изготовлены в Парижской мастерской, возможно, А. Жакобом (Henri Jacob), и были приобретены во время путешествия Павла Петровича и Марии Федоровны по Европе в 1781-1782 годах. Гарнитур поступает во дворец в период с 1793 по 1796 год. В 1941 году были эвакуированы только пять кресел. В настоящее время предметы экспонируются в Малиновой гостиной.
Россия, СПб., мастерская А. Тура, 1856 г., 1883 г.
Дерево, резьба, золочение, окраска, золоченая парча, серебряные нити, вышивка, аппликация, золоченая бронза.
Выс. — 200 см, выс. без короны — 192 см, шир. — 112 см, глуб. — 89 см.


Проект тронных кресел для коронации Александра III и Марии Федоровны был разработан бароном Б. В. фон Кене в 1881-1882 годах. Причем для этой цели было использовано уже существовавшее кресло, выполненное в мастерской «А. Тур и сын» в 1856 году и установленное в Андреевском зале Московского Кремля после коронации Александра II. Кресло было исправлено и вновь вызолочено московским купцом Соколовым, он же изготовил парное кресло для императрицы по образцу существующего. В Гатчинский дворец кресло поступило в 1986 году из Музеев Московского Кремля. В настоящее время экспонируется на выставке «Семья императора Александра III в Гатчинском дворце».
Россия, СПб, 1797 г., мастерская Х. Мейера.
Дерево, бархат, резьба, золочение, вышивка, аппликация.
Выс. — 164 см, выс. с короной — 190 см, шир. — 94 см, глуб. — 94 см.

Кресло является одной из шести копий серебряного тронного кресла Анны Иоановны, изготовленного в петербургской мастерской Х. Мейера. Тронное кресло Павла I из Верхней тронной Гатчинского дворца не было эвакуировано во время Великой Отечественной войны и до настоящего времени считается утраченным. В 1977 году из Музеев Московского Кремля Гатчинскому дворцу было передано одно из трех дошедших до нашего времени кресел. В настоящее время кресло экспонируется в Верхней тронной Павла I в Центральном корпусе Гатчинского дворца.