Language
Русский English Francais
Версия для слабовидящих

Ткани. Костюм

Художественные ткани до 1941 года являлись неотъемлемой частью убранства интерьеров Гатчинского дворца. Собрание включало обширную коллекцию костюма XVIII - начала XX века, особенно ценной частью, которой были гардеробы венценосных особ и членов царской семьи.

Основу современной коллекции художественных тканей Гатчинского дворца составляют мемориальные произведения искусства: русские и французские шпалеры XVIII - конца XIX века, раритетные европейские и восточные вышивки.

Большую историческую и художественную ценность представляет уникальный ансамбль светского и военного костюма. Для воссоздания ценных декоративных тканей собрание располагает спасенными в годы Великой Отечественной войны историческими образцами. Коллекция художественных тканей Гатчинского дворца позволяет в полном объеме воссоздать убранство утраченных парадных и жилых интерьеров.
Скрыть полное описание
Читать далее

  • Платье великой княжны Екатерины Павловны
  • Гобелен «Король, несомый двумя маврами»
  • Гобелен «Вьезд Санчо Панса на остров Баратария»
  • Гобелен «Полосатая лошадь»
  • Платье императрицы Марии Федоровны
  • Мундир и камзол Павла I
  • Гобелен «Церера» и парадное платье
  • Кукла-манекен «Большая Пандора»
  • Декоративные панно
Платье великой княжны Екатерины Павловны

Франция (?), 1780-е, Рытый бархат, серебряный глазет, кружево, шелк,золоченая нить, канитель, блестки, пайетки; вышивка. Дл. лифа - 51; дл. юбки - 97; дл. шлейфа - 225 Инв. № ГДМ-117-II - ГДМ-119-II

Собрание Гатчинского дворца позволяет проследить историю женского костюма второй половины XVIII - начала XX века. Самую ценную часть собрания составляют личные платья представительниц императорской фамилии.

Раритетом коллекции является детское платье, принадлежавшее одной из дочерей Павла I – великой княжне Екатерине Павловне. Уникальное произведение искусства передает утонченный образ женского придворного костюма галантного XVIII века. Подобные ранние образцы женского придворного костюма в российских собраниях представлены единичными экземплярами.
Гобелен «Король, несомый двумя маврами»

Франция, Мануфактура гобеленов, 1781. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 499х373 Инв. № ГДМ- 170-II

Второй гобелен из серии «Новые Индии» также находится в убранстве Верхней Тронной Павла I. Ковры входили в число дипломатических подарков Людовика XVI. По желанию Павла I с 1796 года они украсили самый значимый парадный зал Гатчинского дворца.

Гобелены из легендарной серии «Новые Индии» в России представлены только в гатчинском собрании.

Гобелен «Вьезд Санчо Панса на остров Баратария»

Франция, Мануфактура гобеленов, 1774. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 438х394 Инв. № ГДМ- 93-II

Гобелен «Въезд Санчо Панса на остров Баратария» украшает Малиновую гостиную императрицы Марии Федоровн. Серия гобеленов «История Дон Кихота» была написана в 1716 году талантливым французским художником Шарлем Антуаном Куапелем (1694-1752).

В отличие от гобеленов предшествующих эпох, центральная сюжетная часть ковров из серии «История Дон Кихота» небольшого размера, и выглядит как картина в раме, помещенная на стену, обитую штофными обоями. Гобелены с подобной композицией получили название «алентуры» (от французского слова alentour– окрестности). Появление «алентур» стало настоящей революцией в шпалерном производстве.
Гобелен «Полосатая лошадь»

Франция, Мануфактура гобеленов, 1780. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 499х373. Инв. № ГДМ- 169-II

Гобелен «Полосатая лошадь» из серии «Новые Индии» входит в убранство Верхней Тронной Павла I. Картоны серии были написаны в 1730-е годы выдающимся французским художником Александром Франсуа Депортом (1661-1743) на основе более ранней серии «Индии», созданной во второй половине XVII века для французского короля Людовика XIV.

Сюжеты гобеленов серии «Новые Индии» в экспрессивной манере и насыщенных красках передают экзотичные виды Вест-Индии и переносят во времена ранней колониальной истории Латинской Америки.
Платье императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I)

Россия, 1820-е годы. Атлас, тюль, кружево, серебряная бить; вышивка, аппликация. В. – 133. Инв. № ГДМ- 125-II-ГДМ-126-II

Бальное платье из белого атласа и тончайшего тюля украшено вышивкой серебряной битью и объемной аппликацией, напоминающей кресты Мальтийского ордена. По линии декольте и рукавам платье декорировано подлинным кружевом блонды.
Всем мемориальным платьям гатчинского собрания был сохранен первоначальный исторический образ без добавления новодельных фрагментов из современных материалов.
Мундир Павла I

Россия, конец XVIII в. Сукно, стамет, золоченая нить, металл; вышивка, литье. Дл.-105. Инв. № ГДМ-113-II.

Камзол Павла I

Россия, конец XVIII в. Сукно, полотно, металл. Дл.-64. Инв. № ГДМ-114-II

В 1797 году Павел I короновался в мундире офицера лейб-гвардии Преображенского полка, шефом которого он являлся. Эта традиция оставалась без изменений до 1917 года. Мундир и камзол Павла I из собрания Гатчинского дворца были на императоре вечером накануне убийства 11 марта 1801 года. В 1833 году, по приказу Николая I, мемориальные вещи отца перевезли в Гатчину в Овальный кабинет Павла I.
Гобелен «Церера» из серии «Портьеры богов»

Франция, Мануфактура гобеленов, 1770-е. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 209х310 Инв. № ГДМ-171-II

Гобелены гатчинского собрания принадлежат к одним из самых легендарных серий, созданных на знаменитой Мануфактуре гобеленов. Особую ценность раритетам коллекции придает исключительный мемориальный характер памятников. Ковры были преподнесены будущему императору Павлу I и Марии Федоровне французским королем Людовиком XVI во время знаменитого заграничного путешествия великокняжеской четы.

Картоны для серии гобеленов «Портьеры богов» в конце XVII века написал великий художник-орнаменталист Клод Одран (1658-1634).

Парадное придворное платье императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I)

Россия, 1820-е, Атлас, тюль, муар, кружево, шелк, золоченая нить, бить, канитель; вышивка. В. – 132; дл. шлейфа - 200. Инв. № ГДМ-120-II- ГДМ-122-I

Ампирное платье императрицы Марии Федоровны по легенде было создано к коронации императора Николая I крепостными мастерицами именно в Гатчинском дворце. Современных специалистов поражает техника вышивки, которой украшено это произведение искусства – золоченой битью (довольно широкой плоской металлической нитью) по тончайшему шелковому тюлю.
На изображении платье представлено в Верхней Тронной Павла I на фоне другого шедевра гатчинского собрания - гобелена «Церера» из серии «Портьеры богов».
Кукла-манекен «Большая Пандора»

в платье ордена Святой Екатерины Великомученицы,
Первой степени (Большого креста), Франция (?), 1780-1790-е ,Серебряный глазет, бархат, шелк, кружево, золоченая нить, канитель, блестки, пайетки, золоченая бахрома; вышивка, аппликация. В. - 65,Инв. № ГДМ-102-II

Начиная с эпохи средневековья, модные веяния по Европе распространялись с помощью кукол-манекенов – «Большой Пандоры» и «Малой Пандоры». «Большая Пандора» демонстрировала парадный костюм, «Малая Пандора» - домашнее платье.

На кукле-манекене из собрания Гатчинского дворца представлена модель платья ордена Святой Екатерины Великомученицы, Первой степени (или Большого креста).Орден был утвержден императором Петром I в 1714 году. Император Павел I в Установлении о Российских императорских орденах от 5 апреля 1797 года, строго регламентировал порядок ношения орденских костюмов. На праздник ордена Святой Екатерины Великомученицы, отмечавшийся 24 ноября, дамы были обязаны надевать специальные платья.

Автором модели платья ордена Святой Екатерины Великомученицы, вероятно, была придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты – Роз Бертен.
Декоративные панно

Франция, Мануфактура Сен-Сир(?), конец XVII – начало XVIII в. Шерсть, шелк, золоченые нити, х/б; вышивка, гобеленовый шов, счетная гладь, настил в прикреп 72х300 Инв. № ГДМ-96-II - ГДМ-101-II

До 1941 года панно украшали парадные комнаты императора Александра III. Вполне возможно, что они были исполнены в мастерской Сен-Сир, основанной в 1686 году морганатической супругой короля Людовика XIV маркизой де Ментенон. Знаменитое предприятие работало исключительно для Королевского двора Франции.

Панно выполнены в различных техниках вышивки на высочайшем профессиональном уровне. В процессе работы французские мастерицы не повторили ни один из сюжетов, и каждое панно стало поистине уникальным произведением искусства. Ранее в собрании Гатчинского дворца находилось десять подобных панно, но в 1920-е годы четыре из них в числе многих других ценных экспонатов, были проданы за границу. Три панно из Гатчинского дворца сейчас находятся в Великобритании, в музее Виктории и Альберта и являются гордостью собрания.