Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны относится к самым совершенным творениям В. Бренны. Подобные представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные стороны жизни.
Гармоничное сочетание всех элементов отделки, их утонченность, превосходные живописные и скульптурные вставки, а также позолота, изысканно введенная в гипсовую лепнину и резной декор — все это делало зал «прелестной и лучшей комнатой дворца».
Интерьер зала представляет двухчастную композицию, состоящую из центрального объема и алькова. На стенах архитектор разместил пилястры искусственного мрамора, которые расписал Франц Лабенский. Такую живопись принято называть гротеском. Художник, не придерживаясь никаких правил, мог изображать все, что подскажет безудержная фантазия, красота природы или капризный ум.
Гармоничное сочетание всех элементов отделки, их утонченность, превосходные живописные и скульптурные вставки, а также позолота, изысканно введенная в гипсовую лепнину и резной декор — все это делало зал «прелестной и лучшей комнатой дворца».
Интерьер зала представляет двухчастную композицию, состоящую из центрального объема и алькова. На стенах архитектор разместил пилястры искусственного мрамора, которые расписал Франц Лабенский. Такую живопись принято называть гротеском. Художник, не придерживаясь никаких правил, мог изображать все, что подскажет безудержная фантазия, красота природы или капризный ум.
В простенках между пилястрами были вставлены в рамы панно голубого лионского шелка, затканного серебряной нитью. В конце ХIX века ткань заменили на новую, выполненную на мануфактуре братьев Сапожниковых по историческому рисунку.
Зеркала, размещенные друг против друга, создавали иллюзию бесконечно расширяющегося пространства; скульптурные рельефные композиции, лепнина плафона восхищали своим рисунком. Фигурная балюстрада, подчеркивая неприкосновенность ложа монарха, отделяла резную золоченую кровать от основного зала. Специально для Парадной опочивальни и в полном соответствии с общим колористическим замыслом, художник Габриэль Дуайен написал плафон, изобразив сюжет из древнегреческой мифологии («Свадьба Психеи»).
В годы второй мировой войны уникальный интерьер был почти полностью уничтожен. Реставраторам пришлось воссоздавать художественное убранство заново: большинство скульптурных элементов декора выполнила знаменитая лепщица Л.А. Стрижева; на основании иконографических материалов был воссоздан плафон художником Ю.Ф. Шитовым; ткань для балдахина изготовили в Лионе на бывшей мануфактуре К. Пернона по историческому образцу конца ХVIII века.
За Парадной опочивальней следуют пять «личных» комнат императрицы Марии Федоровны: они начинаются Овальным будуаром, из которого одна дверь ведет в кабинет, расположенный в башне, другая — в Туалетную, откуда через маленькую проходную можно попасть в Зеленую угловую. После проведенной реставрации апартаменты выглядят очень нарядно, хотя здесь все еще недостает той теплоты уютного дома, что существовала в бытность супруги Павла I: нет экзотических растений, восхищавших современников (государыня любила цветы и была прекрасным ботаником), отсутствуют мебель, бронза и те милые, памятные сердцу вещицы, что придают подобным камерным интерьерам особое очарование, делая их «живыми».
Все эти помещения отличаются от остальных парадных залов своими небольшими размерами и характером декора, элементы которого отмечены прекрасным художественным вкусом Антонио Ринальди.
Посмотреть на интерактивном плане